Основные закономерности протекания химических реакций

Разделы: Химия


Образовательные цели:

  1. создать условия для систематизации знаний по этой теме, способствовать формированию потребности получать новую информацию в процессе обмена приобретенными в ходе самостоятельной работы знаниями;
  2. создать условия для аргументированного высказывания своего мнения, для интеллектуального развития и расширения кругозора учащихся;
  3. способствовать развитию творческого подхода к учению и выведению учащихся на уровень самоорганизации.

Воспитательные цели:

  1. воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, организаторских способностей;
  2. воспитание уважения к умственному труду.

Развивающие цели:

  1. развитие творческих способностей, умение находить оптимальное решение, развитие мотивации учебной деятельности, умение вести дискуссию.

Цель для учеников: выявлять (научиться) закономерности протекания конкретных химических процессов, привести их в систему, чтобы потом этими знаниями воспользоваться при изучении “Основных принципов химических производств”.

Согласно общедидактической цели урока и логике процесса комплексного применения знаний и умений, в структуре урока заложены следующие этапы:

  1. организационное начало урока;
  2. целеполагание и мотивация;
  3. актуализация знаний;
  4. применение знаний;
  5. контрольный срез;
  6. коррекция знаний;
  7. подведение итогов работы;
  8. информация о домашнем задании.

Этап рефлексии идет по ходу всего урока.

Методы обучения, используемые на уроке: частично-поисковый, исследовательский.

Формой реализации методов является проблемный семинар, на котором демонстрируются явления, побуждающие к вычленению сущности.

Соответственно методам подобраны приемы обучения:

  • задания учащимся на описание какого-либо объекта без использования инструкций;
  • задания на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;
  • задания на определение степени достоверности полученных результатов;
  • задания на отыскание механизма протекания реакций и др.

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная
  • групповая
  • индивидуальная.

Технология проблемного обучения.

Контроль.

По ходу урока отслеживаются результаты работы групп, результаты подводятся экспертами. В конце урока – тест, его проверяет учитель и идет самопроверка. По результатам самопроверки проводится коррекционная работа.

Задания для 1 группы

  1. Используя свои знания по химической кинетике, химическому равновесию и термодинамике, объясните, почему в северных регионах России урожай зерновых значительно ниже, чем в южных. Обсудите и докажите. (2 человека у доски)
  2. На основании проведенного вами домашнего химического эксперимента объясните, чем отличается коррозия металлов теплой влажной зимой и морозной зимой.
  3. На каком основании врач делает вывод, что больному, у которого обнаружены доброкачественные образования, нельзя резко менять сложившийся образ жизни?
  4. Если в организме человека яд попал через органы дыхания с воздухом, то… потому что…
  5. Выполните тест.

Задания для 2 группы

  1. Почему в промышленности для производства этанола с целью его использования в пищевой промышленности и медицине в качестве сырья берут картофель, зерно, фрукты, но не этилен?
  2. Удалось ли вам с помощью домашнего химического эксперимента объяснить явления, происходящие с крахмальным клейстером?
  3. На каком основании перед проведением кардиологических и нейрохирургических операций пациентов подвергают охлаждению?
  4. Если у больного высокая температура, то… потому что…
  5. Выполните тест.
  Таблица для оценки работы групп
Номер группы, задание Оценка выполнения устных заданий Выполнение теста Общая оценка работы группы
Объем выполненной работы Правильность выбранных условий Правильность объяснения
I группа

№1

№2

№3

№4

№5

II группа

№1

№2

№3

№4

№5

         

Тест

1. Раздел химии, изучающий скорость и механизмы химических реакций называется…

а) химическая термодинамика,
б) термохимия,
в) химическая кинетика,
г) калориметрия.

2. Xимическое равновесие называется динамическим, потому что…

а) два противоположных процесса оказываются сбалансированными,
б) в результате выделяется или поглощается энергия,
в) два противоположных процесса протекают с одинаковыми скоростями,
г) в результате совершается работа.

3. Зависимость скорости реакции 2CO + O2 = 2CO2 от концентрации реагирующих веществ описывается законом действующих масс. Его математическое выражение записывается…

4. как влияет увеличение объема сосуда на смещение химического равновесия:

Fe2O3(тв) + 3CO(г) - 2Fe(тв) + 3CO2(г) ?

а) не влияет,
б) смещает равновесие вправо, так как увеличивается объем,
в) смещает равновесие влево,
г) смещает равновесие вправо, так как увеличивается число моль.

5. Как изменится скорость химической реакции при понижении температуры от 40°С до 30°С, если температурный коэффициент равен трем?

а) увеличится в 30 раз,
б) уменьшится в 3 раза,
в) увеличится в 9 раз,
г) уменьшится в 27 раз.

В конце урока учитель, докладчики, рецензенты и оппоненты делают выводы по уроку, докладывают о результатах работы и оценивают работу групп.