Урок-игра "Крестики-нолики" по теме "Причастия"

Разделы: Русский язык


План-конспект урока

Предмет “Русский язык”

Класс 7

УМК Н. М. Шанского

Цели урока:

  1. Обучающая – систематизация и обобщение знаний по теме “Причастие”
  2. Развивающая – развитие логического мышления и языкового “чутья”
  3. Воспитывающая – воспитание любви к родному языку.

Задачи:

  1. Проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков,
  2. Установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.

Ход урока

Презентация

  1. Орг. момент - 5 мин.
  2. Организация интеллектуальной игры “Крестики-нолики” - 3 мин.
  3. Игра “Крестики-нолики ” с использованием ИКТ (авторская мультимедийная разработка) - 25 мин.
  4. Итоги игры и урока - 5 мин.
  5. Задание на дом - 2 мин.

“Крестики-нолики”

Интеллектуальная игра по теме “Причастие”

Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Причастие”.

Участники: ведущий, две команды.

Оборудование: игровое поле, листы, ручки, карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель: Мы должны систематизировать и обобщить знания по теме “Причастие”. Проверить прочность орфографических и пунктуационных навыков, которыми вы овладели, выяснить, насколько сознательно вы усвоили причастие в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.

На доске висит игровое поле:

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Класс делится на две команды: первая — крестики, вторая - нолики. Задача - набрать наибольшее количество баллов.

Каждой ячейке соответствует определенное задание. Одна из команд выбирает какую-либо ячейку. Ведущий дает задание, которое должны выполнить обе команды. Первой отвечает “стрелявшая” команда. В случае неверного ответа, это право передается соперникам. В итоге команда, давшая верный ответ, ставит в ячейку свой значок (X или О) и зарабатывает 1 балл.

Команде добавляется еще 2 балла, если ей удается проставить свои значки в ячейках так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией (по диагонали, вертикали или горизонтали).

Примерные образцы:

 

Учитель: На ваших столах лежат конверты с цифрами, соответствующими номерам ячеек. После выбора номера ячейки каждый участник игры получает от капитана задание , которое он должен выполнить. После истечения времени, отведённого на выполнение задания, капитан команды предоставляет право ответа одному из членов команды (желательно, чтобы каждый участник команды принял активное участие в игре). Перед каждым из вас лежит бланк ответов, в который вы вписываете свою фамилию и знаком “+” или “-” отмечаете правильность выполнения задания , сверяясь с ответом, появляющимся на экране после ответа команды.

1. Определение команды, обладающей правом первого хода.

Замените сложное предложение простым с причастным оборотом.

“На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы”.

Ячейка №1

Сколько в тексте причастий? Выпишите их, укажите род, число, падеж.

“Косоносов вышел к ним, поклонился и, с непривычки робея, начал говорить дрожащим голосом”.

Ячейка №2

Найдите 4-е лишнее: кожаный, гусиный, деревянный, сорванный.

Ячейка № 3

Сколько в тексте причастий? Выпишите их, укажите – страдательные или действительные.

“Ефим Григорьевич снял сапог и показал мне свою ногу. На первый взгляд, ничего в ней особенного не было. И только при внимательном осмотре можно было увидеть на ступне какие-то зажившие ссадины и царапины”.

Ячейка № 4

Расшифруйте правило и приведите пример.
В д а ч а и к п и к в а с н н  
п а т и с ф с н- ш у ы ч т е о  
о Р е р т ф а у б Н, и и ш г  
л т л п и у м и т е е Р е р о  
н с ь X я с и н- с в с п с е в а.
ы X н ы X с н я д л и о в и д

Ячейка № 5

Сложите слова так , чтобы можно было прочитать правило, приведите пример.

Краткими не раздельно частица
причастиями с пишется

Ячейка № 6

Исправьте смысловую ошибку в высказывании.

Причастия образуются от существительных и сохраняют некоторые их признаки.

Ячейка № 7

От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.

Строить, хвалиться, читать, сесть, привести.

Ячейка № 8

Объясните различие в написании созвучных слов.

Эта ученица дисциплинированна и организованна. — Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году.

Ячейка № 9

Сколько причастных оборотов в этом рецепте Г. Остера?

Гороховое чучело с укропом.

Ребенка, задом наперед надевшего штаны, шиворот-навыворот натянувшего рубашку и перепутавшего левый ботинок с правым, положить в таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом. Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его витаминами.

Учитель: Все ячейки открыты.

Прошу вас подсчитать количество “верных ” ответов и выставить оценку, соответствующую количеству набранных баллов в последней графе, лежащего перед вами бланка.

9-8 баллов – “5”

7-6 баллов – “4”

5 баллов – “3”

менее 5 баллов – “2”

Капитанов команд прошу озвучить результаты.