Элементы краеведения на уроках математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить материал за 3-й класс (приемственность)
  2. Проверить качество знаний.
  3. Создать интерес к математике.
  4. Воспитать бережное отношение к родному краю.

Учитель Вы много раз слышали слова:

“С чего начинается Родина?”

(звучит песня).

А теперь вдумайтесь в них. Не сразу ответит человек, с чего начинается для него Родина. У каждого – с чего-то глубоко личного, с любимого места. Место, где прошло детство, навсегда дорого каждому из нас. Чем же богат наш край? Приглашаю я вас сегодня совершить небольшое путешествие. Нам помогут математика + грамматика + география + история + любознательность + сообразительность. Перелистаем страницы нашего урока.

Первая страница под названием “Хочу все знать…”.

Расскажем Вам… (узнаете сами, выполнив следующее задание)

Устно.

1. Задание: х : 4 = 20

2. 100 : х = 5

3. 72 : 9 уменьшить на 8

4. 900 * 60

5. Какой цифрой оканчивается произведение 23*56*45*88*1999*1298

6. S=?

Что за фигура? Что означает S? Как найти S?

7.

Как называется фигура?

Р=? Что означает Р?

8. ab=ba как читаются эти формулы?

9. a + b =b + a

10. (ab)c = a(bc)

Верные ответы позволяют составить слова: “Речной порт”

Учащихся называют эти слова.

Учитель. Речной порт один из крупнейших портов на Волге.

Ульяновск – порт пяти морей, сюда приходят теплоходы из разных регионов страны (показывается фотоснимок речного порта).

Когда был построен порт?

Узнаете, выполнив задание

Задание 2. Составить программу

6 7 8 9 10 11 12 13 14
125 275   2   5   1800  

Самостоятельная работа в паре. С-1

Номер команды шифр
+1

х 2

:5

+1

1. 6-7-8

2. 8-9-10

3. 10-11-12

4. 12-13-14

Учащиеся получают число 1961. Речной порт построили в 1961году

Учитель.

Вторая страница нашего урока под названием “Интересное рядом” расскажет Вам из какого материала строили речной порт.

Задание 3. Исключите лишнюю фигуру.

Ответ: фигура, содержащая а + 5.

В первых 3-х фигурах числовые выражения, а последняя фигура - содержит буквенное выражение, поэтому эта фигура лишняя.

Учащиеся составили слово мел.

Учитель. Обыкновенный белый мел. Каждый из вас сотни раз держал его в руках,стоя перед классной доской, но не все знают, что мел добывают у нас. Ведь у нас почти в каждом районе Правобережья имеются большие запасы мела. Очень похожий на мел диатомит. Его смешивают с опилками, обжигают, получается хороший теплоизоляционный материал. Наиболее крупные залежи известны в Инзенском, Вешкамском, Барышском и Сенгилеевском районах. Мел используют для производства цемента, кирпича.

Учитель. Что еще используют при строительстве зданий, сооружений?

Выполните следующее задание.

Задание 4. Вычислите, но предварительно найдите 1-ое действие.

Ответ: 5.

Строительный материал из 5 букв.

Учащиеся. Песок.

Ответ: Песок.

Песок использовали при строительстве порта и вокзала. Ташлинский кварцевый песок считается ценным, не имеет себе равных, вывозится за пределы области в стекольные и металлургические заводы. Наш песок используется для производства стекла.

При возвращении домой, мы слышим пение птиц. Название птиц узнаете, если выполните следующее задание.

Задание 5. Вставьте пропущенное число.

Контролирующая самостоятельная работа. С-2

( x + 115 ) – 35 = 105 168- ( 98 + x ) = 65
Р: 34 + 35 = 47 ( х + 275) + 40 = 717

Что называется уравнением? Что значит решить уравнение? Что называется корнем уравнения?

Ответ: Б

Название птицы из 6 букв.

Я по России протекаю,
Но когда ко мне прибавить букву с краю,
Свое значенье я теряю
И птицей становлюсь тогда.

Что за птица? Ответ: Иволга.

Иволга – птица чуть больше скворца.

Имеет яркую окраску золотисто-желтого цвета.

Очень красивая и полезная птица.

Является украшением нашей природы.

Прилетает к нам из теплых стран в середине мая,

Обитает в лиственных лесах,

Улетает в конце августа.

Учитель.

“Да вот фруктовый магазин, здесь припасли для вас
Антоновку и апельсин, арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва.
Какие вкусные слова – и все на букву А? ”

Кому принадлежат эти слова?

Если вы отгадаете, можете приобрести памятные значки об Ульяновске.

Для этого решим задание.

Задание 6. Решите уравнение.

(42 + у ) – 18 = 30

Ответ: у = 6

С.Я.Маршак.

Учитель. Вот наш автобус. Но …

Следующая страница нашего урока “ Знаете ли вы? ” познакомит Вас …

Задание 7.

Решить уравнение.

Корень уравнения подскажет Вам номер автобуса и название остановки.

( х - 15)( 2х-20) = 0 Обучающая самостоятельная работа. С - 3

х - 15=0 или 2х – 20 = 0

х = 5 или х = 10

10 - 5 = 5

Учащиеся отгадывают, что автобус № 5, едет до остановки Сурова.

Суров Г. И. ( 1871-1947) – врач.

Уроженец Симбирской губернии. Окончил Симбирскую гимназию и Казанский университет, работал у нас, заслуженный врач.

Его именем назван проспект врача Сурова в Новом городе.

Автобус с надписью “ идет до Сурова ” - это и есть наш автобус.

Учитель: Когда впервые привезли в наш город автобус?

Решив следующее задание, узнаете …

Задание 8.

120 + ( у - 48) = 2000

у = 1928 В 1928 году впервые привезли в наш город автобус.

Выводы:

  1. Учащиеся знакомились с тем, что в Ульяновске замечательный речной порт, год строительства порта.
  2. В нашей области большие залежи строительного материала( мел, песок, …)
  3. Мел добывают у нас в области, этим мелом мы пишем каждый день.
  4. Иволга – полезная птица, является украшением нашей природы.
  5. Название улицы в Новом городе – проспект врача Сурова.
  6. В каком году привезли впервые в Ульяновск автобус.
  7. Отвечая на эти вопросы, учащиеся повторили:

А). Числовые и буквенные выражения
Б). Решали уравнения
В). В 7-ом задании сложное уравнение.
Г). Какой цифрой оканчивается произведение? Сложное задание.
Д). Задания 3-е и 4-ое требуют сообразительности.
Е). Задание 2 знакомит учащихся с элементами программирования, что является новым для учащихся 5-го класса.
Ж). Все задания данного урока по-своему интересны, требуют творческого подхода.