"Звучащая книга поэта" (урок внеклассного чтения в 8-м классе по творчеству ненецкого поэта Л.Лапцуя)

Разделы: Литература


Задания учащимся:

  1. Для всего класса: чтение лирики Л. Лапцуя.
  2. Выучить наизусть одно из стихотворений поэта.
  3. Индивидуальные задания:
    • Сообщение о поэте (краткая биографическая справка).
    • Краткие сведения об интересных фактах биографии поэта (учитель распределяет приготовленную заранее подборку материалов).

Оборудование:

  1. распечатанные стихотворения поэта (на каждой ученической парте);
  2. карточки с вариантами домашнего задания;
  3. портрет Л. Лапцуя;
  4. ТСО: магнитофон и фонограмма ненецких песен.

Цели урока:

  • обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ненецкого поэта Леонида Лапцуя;
  • развивающая: развивать творческое воображение учащихся, устную речь;
  • воспитывающая: создать положительный имидж и престижность принадлежности учащихся к коренному народу, формировать внутриэтническую социализацию через изучение лирики ненецкого поэта Л. Лапцуя.

1. Слово учителя.

Предисловие. Немного истории.

“Звучащая книга” в России появилась в 19 веке. Родоначальником этого жанра называют Алексея Мерзлякова – поэта, теоретика поэзии, критика, ученого-педагога, оратора. Публичные чтения Мерзлякова собирали весь цвет любителей словесности.

О публичных чтениях своих стихов поэты мечтали давно. О принципах чтения поэзии говорил в свое время Н.В. Гоголь: “Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его – и тогда уже выступать на публичное чтение”. Сегодня мы попробуем коллективно создать необычную книгу лирики Леонида Лапцуя, ненецкого поэта, основоположника молодой ненецкой литературы – устную, звучащую. Наш вариант такой книги будет особенным, искренним, обращенным к людям, его землякам. Мы постараемся сделать ее интересной, разнообразной, цельной. Эту цельность задает нам автор – Леонид Лапцуй:

А ты всегда –
Как часовой на страже,
Тебя я в сердце бережно ношу,
Хотя с тобой, быть может, и не лажу,
Но у тебя пощады не прошу.
Строка моя –
Счастливая зарница,
Я от тебя хочу лишь одного:
Чтоб ты могла
В сердцах людей светиться
Волнениями сердца моего.

Глава 1. Портрет Леонида Лапцуя и краткая биографическая справка поэта (сообщение ученика)

Леонид Васильевич пишет: “Своим днем рождения я выбрал 28 февраля 1932 года - в этот день, но только в 1946 году, в марте, всех ребят 14-летнего возраста принимали в комсомол. Тот период был временем установления Советской власти на Севере. Жизнь наша была тяжелой. Родители кочевали по Ямальской тундре. Поэт вспоминал: “Меня рано разбудили – оттого, что хочу еще поспать немного, сижу в чуме на постели и плачу. Через входное отверстие вижу: природа только что проснулась. Птицы поют. Маленькие оленята поднимаются на свои неустойчивые ножки. Увидев все это, я улыбнулся сквозь слезы. А отец сказал: “Умойся. Как ты “вчерашними” глазами будешь смотреть на своих друзей? Даже самая маленькая птица проснулась раньше тебя, смеется, что тебя опередила”. С этого дня, считает поэт, в нем родился новый человек. Он понял тогда: если человек с детства впитал в себя запахи тундры, то его возвращение в родные края, даже через многие годы, придает ему силу. Семья Лапцуя все время кочевала по тундре. Мальчик познал тяжелый труд рыбака, пастуха в оленеводческой бригаде, рабочего в сейсмической партии, вдоль и поперек исходил всю Новопортовскую тундру вплоть до Мыса Каменного.

Варлам Шаламов сказал: “Поэт – инструмент, с помощью которого высказывается природа, переводчик с языка природы на человеческий язык”. Таким поэтом был и Леонид Лапцуй.

Писать он начал с 1951 года. В 1952 году он принес поэту И.Истомину свой первый рассказ на ненецком языке “В снегах песцовых”. Истомин сразу увидел в нем самобытного художника. Один за другим в окружных и областных газетах, журнале “Литературная жизнь” печатаются на русском языке рассказы “Чайки над Обью”, “Дедушка Аби”, “Северное сияние” и др., повествующие о суровом северном крае, о трудовых буднях рыбаков, оленеводов, охотников.

А еще он писал стихи и замечательно пел…

2-й ученик. Кому же он посвящает свои стихи? Ямальским геологам – поэма “Победившие смерть”, поэма “Сполохи Севера” посвящена главному геологу Ямала В.Т. Подшибякину, комсомольцам-строителям – поэма “Надымский меридиан”, знатному оленеводу нашего края, Татьяне Салиндер, - поэму “Олени бегут на восход”. Среди героев поэта и Валентин Иванович Костецкий – учитель всех учителей на Ямале, который ввел в школах обучение на родном языке. Ему посвящена поэма “Тундра шепчет”.

Я писал эти строки от имени всех,
Кому помнится добрый большой человек.

(до слов “Что костер этой жизни внезапно потух”)

Глава 2. Интересные факты биографии.

Роза Ивановна Канюкова из Г. Нарьян-Мара вспоминает: “В начале 60-х годов многих студентов пригласила к себе в гости аспирантка Института языкознания Академии наук Елена Сусой. Приехал с Ямала ее муж – Леонид Лапцуй. Все собравшиеся наперебой читали стихи ненецких поэтов: В.Ледкова, Г. Пуйко, И. Истомина, И. Юганпелика. Лапцуй сам читал свои стихи на ненецком языке и пел народные песни. Все, как завороженные, долго слушали его. Запомнился он всем веселым, общительным, улыбающимся”.

Елена Сусой рассказывала о том, что в детстве Леонид Лапцуй учил уроки вслух. Все сначала думали. Что он в комнате с кем-то разговаривает. Он пересказывал вслух все, что прочитал в учебниках, добавлял то, что слышал от учителей и то, что сам успел испытать и увидеть в жизни. Взрослым он любил всем домашним читать вслух газеты, чтобы все были в курсе событий в округе и стране.

Сам же поэт вспоминал: “Во время войны мне пришлось рыбачить. В ледяной воде бывало теплее, когда на суше ветер тебя пронизывал со всех сторон. В такую погоду ты сам бросаешься в ледяную воду. Тот, кто сильнее и здоровее – выживал, а слабые погибали в пути, особенно в 1943 году”.

Глава 3.

Лирик из рук в руки передает читателю свое сердце. Лапцуй является удивительным примером такой передачи сердца из рук в руки.

- Прочитайте стихи Леонида Лапцуя. После чтения каждый постарается ответить на вопрос: “Сердце поэта – какое, судя по его стихам?”

Глава 4. Прочитаем вместе…(учащиеся читают стихотворение про себя, затем учитель читает его вслух).

Мы порою лишаем тепла
Одинокое сердце людское.
Не хватает участия нам.
Мы порою, как Север, сердиты
И бушуем, подобно ветрам.
Многолетние помним обиды.
Нашим криком придавленный друг
На глазах пропадает порою.
Слепотой наших северных вьюг
Ведь болеет и сердце людское.
Словно Север, грозим кулаком,
Опаленные злобой незрячей…
А прозрев слишком поздно, с трудом
Говорим: “Все могло быть иначе”.

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- В стихотворении не все слова равно значимы. В живом звучании некоторые из них особо выделяются, становятся как бы опорными и смыслоопределяющими. Найдите такие слова.

- Все стихотворение внутренне связано, говорится в едином порыве чувств, точно на одном дыхании. Прочитайте его так, чтобы все присутствующие прониклись чувствами поэта всем сердцем…

- В какой строчке выражается основная мысль стихотворения?

- Особое внимание обратите на строку: “Словно Север, грозим кулаком,/ Опаленные злобой незрячей”. “Расшифруйте” это предложение.

- Какой нравственный урок дол нам Леонид Лапцуй?

Глава 5. Читая Лапцуя, заглянем в словарь.(Обсуждение лексического значения слов в стихотворении).

Опаленный – обжигаемый пламенем, обдаваемый в большом количестве.

Злоба – чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.

Незрячий – слепой, лишенный зрения, способности видеть; безрассудно действующий, без разумного основания.

Глава 6. Викторина по произведениям автора.

- О каких ягодах пишет поэт?

Родное приволье.
Средь лежбищ тумана,
Где кочки, как волны,
Как рябь океана,
Спускалось в ложбинку,
Под локтем – лукошко,
За алой, за винной,
Медовой… (морошкой)

- О каком населенном пункте идет речь?

С трапа самолета я сошел в пургу.
Вдох морозит горло. Леденеет выдох.
За семью замками здесь, на берегу,
Прячет…(Гыда) тайны предков незабытых.
Вот ворота моря. Дышит океан.
- О ком поэт сказал такие строки?
Он учит, как понять неровный почерк
Лукавых лап пушистого песца;
Как по следам идти весь день без лени,
Потом, устав, заночевать в снегу;
Как ставить чум, и как пасти оленей,
И как в пути одолевать пургу. (Отец)

- О каком животном идет речь?

Он утомительно и без страха
Лениво выкатывает язык,
Чтоб на него положили сахар.
И как тут
Полакомиться не дашь… (Олень)

Глава 7.

28 февраля 2008 года Леониду Лапцую исполнилось бы 76 лет. Поэт ушел из жизни 14 февраля 1982 года, не дожив 2-х недель до своего 50-летия. Ямальский поэт Г.А. Пуйко и педагог-просветитель А.В. Пуйко посвятили памяти друга стихотворение “Твои песни не умрут”

Чтение стихотворения “Твои песни не умрут” (перевод Юрия Кукевича)

Послесловие от редактора-составителя “Звучащей книги лирики Л.Лапцуя”.

Домашнее задание.

Дорогой друг!

На твоих глазах родилась новая форма (и очень старая одновременно) приобщения к лирике. Мы попробовали выпустить первую книгу из серии “Звучащая библиотека”. Книга стала живой. За ее пределами осталось так много интересного. Предлагаю выполнить ряд творческих заданий. Выбери одно.

  1. Напиши, понравилась ли тебе “Звучащая книга поэта”? Что было самым трудным? Что ты можешь предложить, чтобы такие книги были еще интереснее?
  2. Нарисуй титульный лист или афишу к “Звучащей книге поэта”.
  3. Нарисуй иллюстрации к стихам поэта, сопроводив их строками на ненецком и русском языках.
  4. Напиши сочинение–миниатюру , озаглавив его строкой Леонида Лапцуя “Эта мудрая сказка реет, как туман над землей Ямала”. Расскажи о том, что тебя удивило, поразило, очаровало, вызвало положительные эмоции, запомнилось, обрадовало в такой близкой и мудрой лирике Леонида Васильевича Лапцуя.

Приходи в редакцию на очередную литературную встречу, как всегда, по расписанию уроков литературы. До свидания!