Урок в 4-м классе по теме "Множественное число имен существительных. Склонение имен существительных множественного числа"

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Задачи:

  1. Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.
  2. Развивать мышление, память.
  3. Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

1. Орг. момент ( Активизация мыслительной деятельности ( гимнастика для ума)) и сообщение целей.

Учитель: сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. ( друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба )

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи ( За окном лежит пушистый снег ).

Учитель: Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

Массаж рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.( Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.( массаж пальцев).

Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

Учитель: Вывешиваю таблицу с именами существительными в единственном и во множественном числе. (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки )

- Как назвать одним словом? ( животные, сущ.)

- Какое слово лишнее? (мышь)

- Почему?( животное луга, а все остальные животные леса )

- Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа.

( клб ) – до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом.

Ученик: Существительные

Учитель:

  • Что заметили? ( лишнее слово)
  • Почему оно лишнее? ( имя прилагательное)
  • На какой вопрос отвечает? ( какой)
  • Чем является в предложении? ( определением)
  • Как подчеркиваем? ( волнистой чертой)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ( под музыку )

4. Словарная работа.

На доске кроссворд

( учитель записывает ответы на доске )

Учащиеся записывают ответы на месте.

( У каждого учащегося на столе кроссворд)

- Получается новое слово (вокзал)

( Записываем новое слово в словарик )

Учитель: - Послушайте как возникло это слово. ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

“ ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

 После рассказа, показываю слово ( о, об ) вокзале.

- Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

( предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы )

- А в каких случаях пишется предлог ( об).

3. Работа над новым материалом.

- Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

Карандаш   зеркала
Лагерь   карандаши
Зеркало   тюльпаны
Тюльпан   лагеря

- Что общего? ( Сущ. , все сущ. в Им падеже)

- В чем разница? ( Ед. число, Мн. число)

- Составьте пары слов.

( Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

- А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

- Что изменяется при изменении по числам? (Окончания)

- Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? ( По значению, по окончанию ).

- Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.

Учитель: Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

( открываю тему урока на доске)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ( под шум прибоя )

Учитель: А теперь давайте откроем учебники на стр. 107 и прочитаем вывод который дается в учебнике.

  • Упр.№ 241 ( Устно)
  • Упр № 242( письменно)

ФИЗ - МИНУТКА

Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

- К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.

- Остальные работают в тетрадях ( склоняют слово: города)

- Можем ли мы определить склонения этих слов? (береза, ели, города)

Вывод: ( предлагаю сделать детям)

- При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.

Творческая работа.

( Даю сильным детям )

- Из слов (множ. и ед. числа) составить мини – сочинение.

( вокзал, люди, поезд, вагоны, перрон ) слова на карточках.

- Остальным детям даю работу по выбору ( в конвертиках)

(учащиеся подходят к доске и берут задания по выбору )

- Проверка (выслушиваю одно, два мини – сочинения )

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

Домашнее задание.

( заранее записано на доске)

Поощрение детей.