Занятие элективного курса по химии в 9-м классе "Химия вокруг нас". Тема "Вещества в аптечке. Вещества, применяемые как лекарственные препараты"

Разделы: Химия


Цели:

1. Знакомство с неорганическими веществами, применяемыми в медицине.
2. Сформировать представление о веществах, необходимых в повседневной жизни (в аптечке).
3. Развивать знания учащихся о воздействии веществ на организм, о веществах и умении ими пользоваться.

Задачи:

1. Развивать самостоятельность учащихся при изучении нового материала, умение анализировать литературу.
2. Воспитание на межпредметной основе с медициной и биологией химического мышления, необходимого в повседневной жизни, интеграция знаний наук о человеке.
3. Практическая направленность и профессиональная ориентация учащихся, выбравших естественно-научный профиль.

Форма проведения: Научно-практическая конференция учащихся.

Девиз занятия: « Всяк знанья ищет, да не всяк знанья творит.

Знания да умения везде и всегда найдут применение».

Материальное обеспечение: Комплект «Автомобильная аптечка», комплект «Лабораторная аптечка», комплект лабораторной посуды и реактивов для проведения анализа химического состава вещества, комплект лабораторной посуды и реактивов для получения веществ.

Ход занятия

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ФОРМА ИЗУЧЕНИЯ
1. Вступительное слово учителя Беседа
2. Вещества в аптечке, необходимые в повседневной жизни. Консультация будущей медицинской сестры:

А) стационарная аптечка (домашняя);
Б) переносная аптечка (автомобильная).

3. Неорганические вещества, применяемые как медицинские препараты. Доклад будущего химика-теоретика:

А) рисуночное письмо;
Б) сопроводительное письмо.

Практический анализ:

В) «Использование знаний о веществах на практике».

4. Лекарственные формы и противомикробные средства. Доклад любителя-знатока:

А) действие веществ на живой организм;
Б) лекарственные формы.

Проблемный реферат будущего юриста или журналиста:

В) решение проблемной ситуации по дефициту йода в организме.

5. Получение лекарственных препаратов. Ученический проект будущего химика-практика:

«Проект получения вещества» (например: пищевой соды) в лабораторных и домашних условиях.

6. Анализ состава лекарственного препарата. Практическая работа № 5 под руководством учащегося-лаборанта или учителя.
7. Творческая «Угадай-ка».

Задачи с медицинским содержанием.

Творческая работа: кроссворд или викторина «Химия и медицина».

№ 1. Фармацевту необходимо приготовить глазные капли, содержащие 0,25% сульфата цинка, 2% борной кислоты. Какую массу этих веществ ему надо взять, если он взял 200 мл воды.

Заключительно слово учителя:

«Жизнь велит вам учить и учиться
Опыт ваш – это мудрости клад.
Все, что выучили вы, пригодится
И весомее станет стократ».

Сценарий занятия:

1. Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с учащимися о том, что некоторые химические вещества применяются в качестве лекарственных препаратов и знания о таких веществах и их применении крайне важны в повседневной жизни. Учащиеся догадываются о теме занятия и в беседе с учителем определяют цели и задачи занятия. Учитель уточняет форму проведения занятия и девиз для активизации познавательной деятельности. Если учитель имеет ПК, то можно использовать презентацию занятия. Приложение 1.

2. Вещества в аптечке, необходимые в повседневной жизни.

Учитель заранее даёт задание учащемуся, желающему поступать в медицинский ВУЗ или колледж, подготовить консультацию. Учащийся проводит консультацию для дру-гих учащихся, показывает содержимое комплектов «Автомобильная аптечка» и «Лабо-раторная аптечка», фиксирует разницу между стационарной и переносной аптечками.

План консультации:

1. Стационарная аптечка (домашняя или лабораторная):

А) Назначение;
Б) Перечень обязательных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета.

2. Переносная аптечка (автомобильная):

А) Назначение;
Б) Перечень обязательных средств и медикаментов для автомобильной аптечки.

3. Самостоятельные выводы учащегося.

Цель консультации: организация требований по технике безопасности при работе в химических лабораториях и в транспорте.

По желанию учащийся может кратко охарактеризовать назначение каждого медикамента аптечки для расширения знаний об использовании веществ.

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Маршанова Г.Л. «Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций», Москва: «Аркти», 2002.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. 11 класс», Москва: «Дрофа», 2003, стр.317.
3. «Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения» № 34, «Просвещение», декабрь, 1987.

3. Неорганические вещества, применяемые как медицинские препараты.

Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению подготовить ученический проект «Использование неорганических веществ в медицине».

План проекта:

1. Введение.
2. Классификация неорганических химических веществ и их применение в медицине.
2.1. Простые вещества.
2.2. Кислоты.
2.3. Оксиды.
2.4. Основания.
2.5. Соли.
3. Заключение.
4. Используемая литература.
5. Приложения (рисуночное письмо или таблица классов веществ).

Свою работу учащийся представляет в форме стендового доклада или рисуночного письма (плаката) будущего химика-теоретика, сопровождая пояснительной информацией.

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Методические журналы «Химия в школе» за 2005 год.
2. Медицинская энциклопедия.
3. Воскресенский П.И., Каверина А.А. «Справочник по химии. Пособие для учащегося», Москва: «Просвещение», 1978.
4. Соболева Э.А. «Использование неорганических веществ в медицине»// статья из журнала «Химия в школе» №10, 2002 г., стр. 27-30.

Учащемуся с повышенной мотивацией к практическим заданиям учитель заранее предлагает подготовить практический анализ медицинского средства «Использование знаний о веществах на практике».

Цель анализа: Доказать состав вещества используя знания о свойствах веществ. Связать логическую цепочку «вещество - свойства вещества - применение вещества».

Объект исследования: Пакет гипотермический для оказания первой помощи «Снежок». Пакет применяется в качестве холодного компресса при травмах в экстремальных случаях, где нельзя взять холодной воды или льда (на автомобильных трассах, в походах и т.д.).

Для выполнения задания учащийся внимательно знакомится с объектом исследо-вания, делает свои предположения о составе вещества проводит заранее предвари-тельные лабораторные исследования по выдвинутой версии и результаты работы представляет в практическом анализе по плану:

1. Цель работы.
2. Объект исследования.
3. Назначение.
4. Способ применения.
5. Хранение пакета.
6. Мои предположения о составе, о содержимом пакета.
7. Доказательство предположения. Химический анализ вещества. Качественные реакции на нитрат-ионы и ионы аммония.
8. Вывод.

В результате работы учащийся делает вывод, что эндотермический эффект растворе-ния нитрата аммония человек использует в медицине в качестве холодного компресса.

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Штемплер Г.И. «Химия на досуге. Домашняя лаборатория», Москва: «Просвещение», 1980.
2. Габриелян О.С. «Химия. 9 класс», Москва: «Дрофа», 2007, стр.153-155.
3. Касатикова Е.Л. «Химия в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов», Санкт-Петербург, 2004, стр. 46-48.
4. РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 11 класс», Москва: «Просвещение», 1992, стр. 146.

4. Лекарственные формы и противомикробные средства.

Учащемуся со средней мотивацией к обучению учитель заранее предлагает подготовить доклад «Противомикробные неорганические средства» по плану:

1. Дезинфицирующие неорганические вещества и их назначение.
1.1. Известь хлорная.
1.2. Раствор аммиака.
1.3. Сулема.
2. Антисептические средства и их назначение.
2.1. Марганцовка.
2.2. Спиртовой раствор йода.
2.3. Перекись водорода.
2.4. Борная кислота.
2.5. Нитрат серебра.
2.6. Протаргол.
3. Вывод.

Учащийся обязательно записывает на доске формулы этих веществ и знакомит других учащихся с действием этих веществ на живые организмы. В заключение своего доклада он может познакомить учащихся с таблицей «Лекарственные формы».

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарёв С.Ю., Теренин В.И. «Химия. 10 класс», Москва: «Дрофа», 2005, стр. 268-281.
2. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984.
3. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995.

Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению, но имеющему интерес в юридической области и журналистике, подготовить проблемный реферат «Проблема дефицита йода в организме и её решение». Для этого учащемуся предлагается проблемная ситуация.

С каждым годом увеличивается число людей, страдающих заболеваниями щитовид-ной железы. Самое страшное в том, что треть больных - это дети, причём у половины из них врождённая патология щитовидной железы. Причина этого - недостаток йода в организме. Щитовидная железа синтезирует гормоны, которые регулируют жизнедеятельность каждой клетки организма. От работы щитовидной железы зависят наши умственные способности, бодрость и физическое состояние. Нашему организму требуется 0,3 мг в день йода. Сегодня в России нет ни одного региона, где была бы исключена угроза дефицита йода. Хроническая нехватка этого микроэлемента в почве, воздухе, воде и в продуктах питания подвергает риску здоровье россиян.

Учащийся знакомится с литературой по этому вопросу и готовит реферат по примерному плану:

1. Проблемная ситуация.
2. Реферативная часть.
2.1. История открытия йода.
2.2. Йод в природе.
2.3. Получение йода из водорослей.
2.4. Физические и химические свойства йода.
2.5. Биологическая роль йода.
2.6. Физиологическое действие йода.
2.7. Применение йода и его соединений.
2.8. Йод в медицине.
3. Решение проблемы.
4. Самостоятельный вывод.
5. Литература.
6. Приложения.

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995.
2. Барков С.А. «Галогены и подгруппа марганца», Москва: «Просвещение, 1976.
3. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984.
4. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва: «Аркти», 1999.
5. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. «Как были открыты химические элементы», Москва: «Просвещение, 1980.
6. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

5. Получение лекарственных препаратов.

Учитель заранее даёт задание учащемуся с повышенной мотивацией к обучению, имеющему повышенный интерес к предмету химии, подготовить ученический проект «Получение вещества в домашних или лабораторных условиях» (например, пищевой соды, применяемой в медицинских целях). Работа над проектом проходит по плану:

1. Цель проекта.
2. Состав и свойства вещества (питьевой соды).
3. История производства вещества.
4. Правила хранения вещества (питьевой соды).
5. Применение вещества (питьевой соды).
6. Мой способ получения вещества.
7. Литература.

На данном занятии учащийся защищает свой проект получения питьевой соды, демонстрирует работу аппарата для получения вещества и даже приводит пример расчёта выхода продукта реакции или пример расчёта количества реагентов для получения продукта реакции определённой концентрации.

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Методические журналы «Химия в школе» за 2005 год.
2. Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. «Книга по химии для домашнего чтения», Москва: «Химия», 1995.
3. Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии», Москва: «Просвещение, 1984.
4. Штемплер Г.И. «Химия на досуге. Домашняя лаборатория», Москва: «Просвещение», 1980.

6. Анализ состава лекарственного препарата.

Это практическая работа, которую можно провести под руководством учителя или специально подготовленного для этого учащегося, имеющего интерес к лабора-торным и практическим занятиям по химии.

Практическая работа № 5
«Анализ лекарственных препаратов»

Цели работы: Закрепить знания учащихся о качественных реакциях неорганических веществ. Овладение учащимися навыками практического эксперимента.

Материальное обеспечение: Комплект реактивов и лабораторной посуды для каждой пары учащихся, таблетки «Ферроплекс», «Сорбифер».

Введение: «Ферроплекс», «Сорбифер» - лекарственные препараты, которые применяются для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина, лечения малокровия и железодефицитной анемии.

Задание: Определить приблизительный состав солей в этих препаратах.

Ход работы:

1. Измельчить таблетку в ступке и растворить в воде (5-10 мл).
2. Профильтровать раствор и определить рН (реакцию среды) универсальной индикаторной бумажкой.
3. Полученные растворы разделить по 1,5-2 мл на 4-5 пробирок.
4. Провести качественные реакции полученных растворов на содержание в них ионов солей по плану таблицы.
5. Заполнить таблицу и сделать выводы о качественном составе солей.
6. Составить уравнения возможных реакций.

Препарат

рH, реакция среды

В пробирки по порядку добавить растворы

Формула соли

В первую - NaOH 10% и нагреть

Во вторую - K3[Fe(CN)6]

В третью-BaCl2

В четвёртую- AgNO3

«Сорбифер»            
«Ферроплекс»            

Литература для самостоятельной подготовки учащегося:

1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. «Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии» // статья из журнала «Химия в школе» № 9, 2002 г., стр. 73-76.
2. Габриелян О.С. «Химия. 9 класс», Москва: «Дрофа», 2007.

7. Творческая «Угадай-ка». Задачи с медицинским содержанием.

Учитель заранее даёт задание учащемуся, имеющему повышенный интерес к твор-ческим заданиям, составить кроссворд или викторину «Химия и медицина». Можно провести конкурс на самого быстрого эрудита по разгадыванию этого кроссворда или дать задание на дом. Вопросы могут быть самые разные, например:

1. Какая кислота применяется для повышения кислотности в организме? (соляная)/
2. Перманганат калия в простонародье? (марганцовка)
3. Воздух, насыщенный этим газом, усиливает обмен кислорода в лёгких и предотвращает азотную эмболию? (гелий)
4. Растворитель для йодной настойки? (спирт)
5. Какое свойство (действие) объединяет оксид цинка и медный купорос? (антисептик)
6. Назовите пятый элемент, массовая доля которого в организме человека максимальна? (кальций)
7. Герой романа А.Дюма аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и ему дали это вещество, а он изготовил порох? (сера)
8. Газ без цвета, запаха, вкуса, применяемый в медицине? (кислород)

Решение расчётных задач.

№ 1. Фармацевту необходимо приготовить глазные капли, содержащие 0,25% сульфата цинка, 2% борной кислоты. Какую массу этих веществ ему надо взять, если он взял 200 мл воды.

Для сокращения времени можно предложить учащимся решение этой задачи в табличном варианте, например:

Масса раствора Масса ZnSO4 Масса H3BO3 Масса воды
100 г 0,25 г 2 г 100-2,25=97,75 г
200+4,6= 204,6 г 0,25*200/97,75=0,51г 2*200/97,75= 4,09 г 200 г

№ 2. Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5 г хлорида натрия, 2,5 г хлорида калия, 2,9 г цитрата натрия, 10 г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1 л воды. Определите массовую долю всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе.

Завершение занятия.

Учитель благодарит всех учащихся, произносит заключительное слово, даёт задания на следующее занятие.