Опыт работы на тему "Информатизация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках ритмики как средство для соразмерного формирования музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей детей"

Разделы: Начальная школа


Танец – это передача чувств
души в движениях тела.
Ч. Негре

Слово «ритмика» произошло от слова «ритм» - что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слушать, слышать и ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательности времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная сторона сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает.

Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Хореография – понятие очень широкое, буквально означает в переводе с греческого «писать танец». Но со временем этим словом начали называть все, что относится к искусству танца: балет, бытовой танец, профессиональное искусство, самодеятельное искусство. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, её осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально- насыщенного движения.

Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания конкурентоспособного выпускника, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.

Проанализировав известные сведения из истории возникновения и развития танцевального искусства, применяемых к общедоступным занятиям ритмикой и танцем, можно выделить четыре основных критерия развития потенциала личности ребёнка:

1. Физическое развитие.
2. Эстетическое развитие.
3. Умственное развитие (познавательное развитие).
4. Творческое развитие.

Физическое развитие.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Проблема здоровья детей сегодня стоит так остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?». Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля». Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.

В процессе учебных занятий у школьников снижается работоспособность, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояния сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Эстетическое развитие.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, учит лучше воспринимать художественные произведения как в литературе, так и в искусстве.

Умственное развитие (познавательное развитие).

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры. Изучение танцев своего народа и должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Творческое развитие.

Занятия танцами дают представление об актёрском мастерстве, формируют художественную индивидуальность, умение подать себя на сцене, что прививает навык публичных выступлений.

Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.

Условия современной жизни и новейшие инновационные достижения, конечно же, влияют на учебный процесс в целом и формы проведения уроков ритмики в частности. Получение информации, связанной с программным и музыкальным материалом стало доступным. Использование сети Интернет намного облегчило задачу для грамотного ведения учебного процесса. Сейчас можно приобрести диски с записью различных направлений в танцевальном искусстве (аэробика, ритмика, классический танец, народный танец, стиль «тодес», «риверданс», танцы народов мира) для проведения медиауроков.

Проведение таких уроков делает возможным преподнесение учебного материала с высокой степенью наглядности, доступности. Знакомство детей с танцевальным искусством с помощью ИКТ позволяет более широко и углубленно дать разносторонние знания по предмету, показать все возможные достижения человека, артистические и физические возможности исполнения того или иного танцевального материала.

Особенно важно при индивидуально-дифференцированном подходе проводить контрольные уроки, активно используя ИКТ для отслеживания результативности и адекватной самооценки учащихся.

Ребенок способен на многое. Надо только правильно оценить его реальные возможности. Надо правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальным. Ведь даже одногодки различаются между собой: одна девочка выше и полнее другой, один мальчик «сбитый», а другой – высокий и худенький.

Вариантов телосложения и физического развития множество. Многовариантны и их физические качества – гибкость, пластичность, прыгучесть, выносливость. Поэтому для достижения соразмерного формирования художественно-творческих и музыкально-двигательных способностей детей просто необходимо применять индивидуально-дифференцированный поход к каждому ребенку.

Диагностируя учащихся, можно выделить группы детей, способных к сольным выступлениям, с артистичной манерой исполнения танцевальных номеров.

Для отслеживания физических данных, танцевальных детей и динамики развития музыкально-двигательных способностей предлагается диагностика, выделяющая следующие параметры:

- Гибкость – показатель пластичности тела, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

- Растяжка - эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.

- Ориентация в пространстве – умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.

- Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений чередований сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.

- Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.

Для диагностирования художественно-творческих способностей учитываются следующие параметры:

- Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.

- Художественный вкус – умение преподнести себя в соответствии с эстетическими нормами танцевального номера.

- Исполнение в ансамбле - исполнение одного танца совместно, согласованно, соразмеряя свою художественную индивидуальность и индивидуальностью остальных членов ансамбля.

- Импровизационное мастерство - формирование своего имиджа и творческой инициативности в постановке танцевальных номеров.

Диагностика проводится на первых, промежуточных и итоговых этапах занятий. Для определения уровня развития способностей (музыкально-двигательных и художественно творческих) может использоваться трехбалльная система где:

3 – это показатель высокого уровня развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень развития.

В процессе диагностирования можно выявить группы ребят с низким уровнем развития способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание

способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Детям с высоким уровнем развития способностей необходима соответствующая корректировка, закрепления результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.

Для отслеживания роста в развитии используются специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных способностей детей) играют огромную роль в достижении результатов. (Приложение 1)

Оценкой результативности такого индивидуально-дифференцированного подхода служат показательные выступления на школьных праздниках и городских конкурсах, а танцевальный коллектив «Флайт» является постоянным участником таких мероприятий.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания детей с использованием информатизационного подхода на уроках ритмики развивает гармоничную личность, учит эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений, открывает для ребенка богатый мир добра, света и красоты.

Приложение 1