Урок-зачет в 6-м классе по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • проверить теоретический материал по теме; умение применятьполученные знания на практике;
  • дальнейшее знакомство учащихся со сквозной темой года:«Русское народное прикладное искусство», воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

На интерактивной доске заранее вынесен эпиграф к теме:

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков.

Здесь же иллюстрации изделий русского народного творчества.

Ход урока

I. Слово учителя.

- Ребята! Сегодня у нас с вами урок-зачет по теме «Имя прилагательное».

Это урок проверки ваших знании, ваших умении применять эти знания при выполнении различных заданий. А говорить мы будем о русском народном творчестве. Издавна славится Россия своими промыслами. Вы уже знакомы с некоторыми из них. Перечислите их, пожалуйста! («Дымковская игрушка», «Богородская игрушка», «Загорская матрешка». Учитель показывает детские поделки.).

Сегодня вы узнаете об хохломской росписи.

II. Чтение эпиграфа.

  1. Найдите в этом стихотворении имена прилагательные.
  2. Как вы определите, что перед вами эта часть речи?
  3. С какой целью используются имена прилагательные в нашей речи?
  4. Дайте определение имени прилагательного.

III. Определение синтаксической роли прилагательного.

Работа с наборным полотном.

Каждому ученику дается предложение для разбора на тему «Русские народные промыслы». На доске два человека делают синтаксический разбор предложений.

1. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.

2. Хохломская посуда удивительно красива.

IV. Слово учителя. Легенда о хохломской росписи.

- Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар коснулась своим крылом чашки, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. А как создается рукотворная красота, вы узнаете из упр. 314 на с. 124. Прочитайте его.

V. В это время 2 ученика работают у доски.

Карточка N1

Списать, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм:

(Не) громкий шепот, (не) продолжительный перерыв, (не) гладкая поверхность, (не) настная погода; речка (не) глубокая, а мелкая; далеко (не) вежливый ответ; забор (не) высок, (не) яркое освещение, (не) здоровый вид, (не) брежный ученик.

В разработке урока использованы материалы из статьи Трушиной В.Г., Малоземова М.А. «Интегрированный урок в педучилище»//РЯШ.-1994.-№2.

Карточка N2.

Образовать краткую форму прилагательных.

Широкая дорога, горячий суп, смелый человек, свежие розы, жгучий мороз, неуклюжий медведь, ловкий мельник, хорошая песня, красивые закаты.

VI. Вопросы к классу:

  • Прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
  • Назовите другие признаки качественных прилагательных?

Задание классу: из упр. 317 (1 абзац - 1 вариант, 2 абзац - 2 вариант) выписать все качественные прилагательные, от двух из них (по выбору) образовать все степени сравнения.

На доске 1 ученик работает по карточке.

Карточка.

От данных прилагательных образовать все степени сравнения, выделить суффиксы, при помощи которых они образованы.

Светлый, острый, белый, старый, мудрый.

VII. Работа с перфокартами (правописание -н-, -нн-, В прилагательных):

  1. каменный, серебряный, революционный;
  2. деревянный, кожаный, полотняный;
  3. песчаный, ледяной, общественный;
  4. гусиный, ветреный, соломенный;
  5. стеклянный, огненный, безветренный;
  6. свиной, юный, туманный;
  7. мышиный, машинный, масляный.

VIII. Работа с текстами по вариантам (см. приложение 1)

  1. Прочитайте текст, определите, какая орфограмма пропущена.
  2. Каким правилом вы будете пользоваться при определении орфограммы?
  3. Выполните все задания к тексту.

Ребятам, быстро выполнившим задание к тексту, даются дополнительные карточки (см. приложение 1).

IX. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру. «Легенда о хохломской красоте», используя прилагательные из упр. 318, с. 122 учебника. Дается начало сочинения: «Говорят, в давние времена на Руси жил талантливый человек».

Примечание:

  1. Всю работу на доске и перфокарты проверяют ассистенты.
  2. Оценки за выполненные задания выставляются в «Лист учета знаний».

После проверки домашнего задания выводится средняя оценка знаний по теме.

Учеников с результатами их работы знакомят на следующем уроке.

Приложение 1