Комплексный подход к изучению тем на уроках математики

Разделы: Математика


Каждый учитель неоднократно задает себе вопрос: “Как стать педагогом,востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами?” <Приложение 1> ( слайд 1) Найти ответ на них пытаюсь и я.

Чем теснее связан данный урок
с другими уроками по данному
разделу программы, тем
законченнее, цельнее урок сам по
себе, тем глубже будут знания учащихся.
В.А. Сухомлинский
<Приложение 1> ( слайд 2)

Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести “центр тяжести” педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его творческих качеств.

Я как, учитель не просто создаю благожелательную творческую атмосферу на уроке, но и организую обучение, процесс которого создает необходимые условия развития их индивидуальных способностей.

Математика наука со сложными внутренними связями и законами развития. Нужно постоянно целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся. При этом опираться на психолого-педагогические знания. Идет связь между внутренними процессами, которые протекают в сознании учащихся и внешними , дидактическими условиями в которых проходит учебная деятельность.

При изучении каждой темы я определяю: <Приложение 1> ( слайд 3)

  1. Этапы работы по каждой теме
  2. Ставлю для себя вопросы, на которые отвечаю в процессе изучения конкретной темы
  3. Ставлю себя на место ученика и определяю, что должен ученик сделать на каждом из этапов работы.

Можно выделить несколько этапов работы, и проследить работу учителя и работу ученика<Приложение 1> ( слайд 4)

Учитель на каждом из этапов ставит для себя вопросы. <Приложение 1> ( слайд 5)

Учащиеся ставят для себя вопросы<Приложение 1> ( слайд 6)

Этапы работы “Я” “Ученик”
1 Определение цели урока Чего необходимо достичь? Скажите мне: “Чего вы от меня ждете? Ясно, недвусмысленно изложите задачу”
2 Определение задач для каждого ученика Посредством каких операций можно достичь? Дайте мне возможность действовать.
3 Подготовка всего для предстоящей работы При помощи чего достичь? Скажите, как идут мои дела? Приближаюсь ли я к цели или нет ?
4 Установление норм для измерения результатов Каковы размеры достигнутого? Помогите мне, если я в этом нуждаюсь.
5 Провести отчетность , результат Чем стимулировать достижение цели? Вознаградите меня сообразно моему вкладу.

При таком подходе учитель продумывает не только то, какой материал он будет сообщать на отдельном уроке, а просматривает и прорабатывает всю тему, для определенного класса и для групп учащихся. <Приложение 1> ( слайд 7)

По каждой теме я планирую систему уроков. Продумываю план нескольких уроков. Составляю план изучения темы. Это дает возможность устанавливать взаимосвязь между уроками и рационально расходовать время, то есть идет комплексный подход к обучению. При этом я выбираю методы обучения, наиболее подходящие к условиям своей работы, прогнозирую возможные последствия.

В первую очередь я анализирую математическое содержание темы, которое изложено в учебнике. При этом на каждую тему разрабатывается “План изучения темы”. Он состоит из таких разделов. <Приложение 1> ( слайд 8)

Тема Понятия, которые нужно повторить Новые понятия Новые теоремы Ключевые задачи Виды задач: познавательные, дидактические, практ,развивающие Задачи, которые допускают несколько способов решения Новые типы задач, примеры
1 2 3 4 5 6 7 8

<Приложение 2> <Приложение 1> ( слайд 9)

  1. Тема.
  2. Выписываются все термины, встречающиеся в тексте, которые известны учащимся к данному уроку.
  3. Выписываются все термины, теоремы, которые встречаются впервые
  4. Определяются ключевые задачи – это задачи, к которым можно свести решение других более сложных задач.
  5. Рассматриваются все виды задач, определяется, как их решать – устно, письменно в классе, дома, индивидуально.
  6. Подбираются задачи, которые допускают несколько способов решения
  7. Для профильных групп подбираются новые типы задач, задачи с ЕГЭ

Рассматривая схему можно увидеть , что устанавливается взаимосвязь нового материала с предыдущим и будущим.

При подготовке каждого урока учитель ставит себе вопрос. Как же донести до учеников эту тему? <Приложение 1> ( слайд 10)

В то же время, учитывая тематику каждого урока, отвечает на вопросы:

  1. В какой степени нужен на предстоящем уроке новый материал)
  2. Знают ли материал учащиеся того конкретного класса, в котором предстоит провести урок
  3. Кто из класса может знать материал слабо или не знать его вовсе
  4. Что нужно повторить в начале урока, но так, чтобы ученики не потеряли логическую нить урока.

Так как основной особенностью личностно-ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, на первом этапе изучаемой темы лучше весь класс сплотить общей целью. <Приложение 1> ( слайд 11)

Урок по теме “Многогранники” в 10 классе может быть наглядным примером

<Приложение 3>

Я дала представление об изучаемой теме в виде маленького справочника (опорного конспекта), также можно дать в виде лекции либо в виде практической работы с решением целесообразных задач. По ходу ознакомления с новым материалом ученик выполняет конкретное задание , направленное на понимание этого материала, при этом активная мыслительная деятельность учащегося возрастает.

Учащиеся на уроке математики должны не просто воспроизводить знания, они должны умело применить эти знания, быстро , мгновенно видоизменять свои выводы в зависимости от условия решаемой задачи. <Приложение 1> ( слайд 12) В ходе выполнения работы в классе, ученик может и не вспомнить соответствующие определения, теоремы, но действовать в полном соответствии с ним.

На первом этапе формируются навыки. Такой урок нужен и сильным и слабым ученикам. При таком построении первого урока ученики не будут учить сегодня одно, забыв уже вчерашнее, не зная, что будет завтра. Учитель при этом использует наглядный материал – формулы, чертежи, рисунки, схемы, таблицы. <Приложение 1> ( слайд 13) Ученики, глядя на образы, одновременно и анализируют, что заложено в этих образах. Учитель показывает сходство , то есть применяет метод аналогии, составляет задачи аналогичные данным, включает детей для совместной работы, повышается внимание. Учащиеся выполняют задания и не боятся сделать ошибку или получить неправильный ответ. Учитель выявляет и обобщает “версии” учеников, выделяет и поддерживает те из них , которые соответствуют теме урока, целям и задачам.

На втором этапе изучения темы я определяю задачи для каждого ученика. <Приложение 1> ( слайд 14) Ведь ученики – должны овладеть умениями. Хорошее усвоение материала обеспечивается не многократным повторением , заучиванием, а активной работой над материалом. Устанавливается взаимосвязь между отдельными вопросами изучаемой темы, при этом рассматривается тема в целом. Я на данном этапе подробно объясняет и записываю материал. Это позволяет ученикам лучше понять смысл и последовательность выполнения изучаемого материала На данном этапе ученики комментируют решения, увеличивается доля разговорной речи. Включается зрительная, слуховая и моторная память. Учитель на данном этапе старается чтобы ученики в процессе решения задач обосновывали свои действия. применяли определения, теоремы, аксиомы, использовали в своих рассуждениях графики , модели. Чтобы каждому ученику обеспечить возможность выполнения упражнения с необходимыми объяснениями и в той же последовательности, какую показал учитель, дается алгоритм, точнее список указаний. Он предлагается или в готовом виде, или составляется вместе с классом. Учащиеся читают его и одновременно выполняют упражнение.

Подбираются задания разного типа, так как учащиеся при решении однотипных задач перестают применять изучаемые определения, прекращают обосновывать решение задач.

На третьем этапе темы отрабатывается опорный конспект, начинается процесс формирования умений и навыков , <Приложение 1> ( слайд 15) так как обучение – есть постижение неизвестного с опорой на известное.

Третий этап представлен на уроке геометрии в 10 классе по теме “ Многогранники.Призма” <Приложение 3> Я использовала устные упражнения, они ускорили темп работы, способствовали развитию сообразительности, смекалки. Учащиеся работали по готовым чертежам, где каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос сопровождался рисунком.

Идет автоматизация знаний. Для проявления познавательной активности учащихся используется дидактический материал , позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Определенный уровень понимания материала – необходимое условие его запоминания. Многие учащиеся прибегают к зубрежке и, несмотря на многократное повторение на уроках, не запоминают их. На данном этапе лучше давать задания “на распознавание”, подбирать провоцирующие упражнения, при этом повышается внимание и развивается самоконтроль.

Выполнение подобных упражнений помогает устранить плохую привычку учащихся: делать выводы не из данных задачи, а из чертежа.

Используются тренажеры, подбираются задачи, чтобы ученики поверили в свои силы. Задания должны быть “по силе” , тогда только будет успешное решение. Учитель на данном этапе выступает помощником: <Приложение 1> ( слайд 16)

  • Еще раз рассматривает условие задачи
  • Составляет план решения
  • Изучает и анализирует полученный результат

Для лучшего усвоения ранее изученного материала предлагается домашнее задание: составить вопросы по изучаемой теме, составить лото, кроссворд.( идет работа с учебником) выполнить лабораторно-практическую работу.

Ученики проверяют, что они знают , а что им нужно изучить. На данном этапе проявляется самостоятельность работы, а не там, когда один возле доски решает задачу, а остальные в тетрадях списывают, но не выполняют работу самостоятельно. Каждый ученик должен проявлять инициативу, избирательность в способах работы, то есть предоставляется возможность для естественного самовыражения ученика.

Четвертый этап. <Приложение 1> ( слайд 17) Идут уроки выборочной проверки, ученики отвечают по опорным конспектам, по изученным теоремам, типовым задачам и, конечно же нужно проверить каждого на самостоятельное решение и понимание темы. Организуется индивидуальная и дифференцированная работа с учениками. На данном этапе идет учет ошибок, допущенных учащимися в каждой работе. Чем больше усилий затрачено на анализ и преодоление ошибок, тем выше вероятность их повторения. Только успех порождает успех, поэтому коррекцию будем понимать как анализ, развитие и распространение успешных решений.

В своей работе я использую различные виды самостоятельных работ : <Приложение 1>( слайд 18)

  • Самостоятельная работа с предварительным разбором
  • Решение задач с последующей проверкой
  • Математические задания с самопроверкой
  • Работа по заданному алгоритму
  • Тесты, работа на компьютере

Идет оценка деятельности ученика не только по конечному результату “правильно-неправильно”, но и процесс его достижения. <Приложение 1> ( слайд 19) Учитель дает больше несложных примеров, так как сложные уводят ученика от главного, и требуют много времени. Работают продуктивно как слабые, так и сильные ученики. В старших классах идет подготовка к экзаменам- идет самоконтроль знаний учащихся. Ученики имеют возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

На пятом этапе делается отчетность по теме, проводится зачетный урок , урок-практикум. <Приложение 1> ( слайд 20)

Пятый этап представлен в 10 классе Урок “Клуб любителей многогранников”. <Приложение 4>

Чтобы привести знания в систему, обобщить их, идет заключительное повторение темы. Повторение путем разнообразной деятельности, сводящееся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее , чем его повторение в неизменном виде. Делается “взгляд назад”. При этом ученики получают целостное представление о пройденном материале. Ученики оценивают свои силы, проводят рассуждения, развивается творческое мышление. В профильных группах идет работа с дополнительной литературой, ученики учатся правильно изъясняться на математическом языке. Ученики стремятся находить свой способ работы (решение задачи), анализируют способы работы других учеников в ходе уроков, выбирают и осваивают наиболее рациональные. Обобщается личный опыт каждого ученика. На каждом из этапов возможно и даже желательно применять информационные технологии.

По итогам изучения темы проходит обсуждение с детьми таких вопросов:

<Приложение 1> ( слайд21)

  • Что нового узнали?
  • Что понравилось, не понравилось и почему?
  • Что бы хотелось выполнить еще раз , а что сделать по другому?

При таком способе изучения тем по математике, ученики закрепляют и обобщают основные знания, систематизируют знания в доступной форме. <Приложение 1> ( слайд21)

Обучение направлено на развитие личности ученика. Мы используем много технологий, но мысль Сухомлинского о том , что: "Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем  законченнее, цельнее урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся."

На мой взгляд, остается актуальной.