Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Проанализировать систему ценностных оппозиций романа.
  2. Проследить разрешение оппозиции далекое – близкое в судьбе главной героини Фро, осмыслить понятие “любить ближнего” в контексте русской и мировой литературы как важнейшую нравственную категорию.

Домашнее задание предыдущего урока. Перечитать рассказ “Фро”, обращая внимание на ключевую оппозицию “далекое - близкое”, составить вопросы для разрешения ключевой оппозиции.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничество “педагог - ученик”.

Ход урока

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выделенную на прошлом уроке систему ценностных оппозиций рассказа, ключевые слова: душа – сердце – любовь.

Во вступительном слове учитель обращает внимание на то, что герои рассказа заворожены далью, они фанаты своего “абсолюта”, что приводит к утрате гармонии, которую они окажутся способны восстановить.

Затем начинается беседа по вопросам, составленным учениками при выполнении домашнего задания.

Почему невозможно для Фро вынести первую разлуку с мужем?

Для Фро любовь равна жизни, радости бытия.

Лейтмотив героини – влюбленная душа. Счастье для нее – эгоистическое чувство: взять у мира счастье для себя, отсюда безразличие к близким. Формально преодолевать эгоистическое пространство Фро не удается: “Ах, Фро, Фро, хоть бы обнял тебя кто-нибудь!”. Возвращение мужа для Фро равно возвращению счастья.

Почему эта попытка вернуть счастье не удалась для Фро?

Федору нужна Фро, но ему нужна и “даль”.

В чем выразилась перемена во Фро? Почему она может вынести теперь разлуку с мужем?

Изменились отношения с отцом, близким человеком, изменились отношения с мальчиком с губной гармошкой, Фро услышала, как страдают другие люди, возникло сочувствие к ним. Мальчик похож на детскую фотографию Федора, это только теперь увидела Фро, так далекий становится близким.

Как вы понимаете смысл финальной сцены рассказа?

Классу предлагается выслушать выступление групп учеников, рассматривающих литературных прототипов Фро (рассказ А.П. Чехова “Душечка”) и архетип: Психея.

Обобщение.

Как вы понимаете смысл названия рассказа после размышления над текстом на уроке?

Фро “Впускает” в свое сердце мальчика, эгоистическое пространство преодолено протянутой к человеку рукой. Мотив любви к дальнему, к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью любви к ближнему. Духовный рост героини рассказа проявляется в том, что в ней просыпается любовь к ближнему, она становится ближней и отцу, и соседскому мальчику, близкому и далекому.

Учитель зачитывает слова Иоанна Кронштадского: “Что значит любить ближнего, то есть всякого человека, как себя самого? Это значит – почитать другого так, как желаешь, чтобы почитали тебя, не считать никого чужим, а своим, своим братом…его благо, его спасение – считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастии, как о своем”. Имя Фро включает в себя и Ефросинию – радость, веселье, и Афродиту – богиню любви и красоты.

Домашнее задание.

Современный литературовед А. Жолковский о рассказе А. Платонова “Фро” писал: “В рассказе “Фро”, этом маленьком шедевре русской прозы, есть “все””. Приготовить письменный ответ: “Согласен ли я с А. Жолковским? Почему?”.