Закрепление по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным;
  • находить в тексте, использовать в речи данный вид предложений, обосновывать свои ответы, используя СПП с придаточными изъяснительными;
  • воспитывать любовь к родному краю, малой родине.

Оборудование:

  • таблицы,
  • индивидуальные карточки,
  • тесты,
  • отрывок художественного текста (по Ч.Айтматову),
  • учебник русского языка для 9 класса ( авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко).

Ход урока

1. Объявление целей, задач урока.

2. Проверка домашнего задания. Упражнение 55 (1-5).

3. Пока класс проверяет д/з, индивидуальные задания по карточкам.

А) Карточка № 1.

Затранскрибировать слово, обозначить количество букв, звуков.

Извивающуюся. .

Б) Карточка № 2.

Объясните употребление частиц не и ни в предложениях.

В каждом селе, где я (ни,не) побывал в последние годы, много новых домов.

Мест, где (не, ни) ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, (не, ни) найдешь.

В) Карточка № 3.

Выделить морфемы в слове извивающуюся.

Г) В это время сильный ученик проверяет д/з у 1 одноклассника и комментирует свою оценку.

4. Лексико-орфографическая работа.

Оптимист – /лат.оптимус/-наилучший

Пессимист - /лат. пессимус–наихудший

Учащийся по подготовленному дома упр. 63 дает толкование, происхождение слов.

Слово учителя. Вы узнали лексическое значение слов, запомните правописание. У этих слов противоположное лексическое значение – как называются такие слова? (Антонимы.) Ребята, как вы думаете, кем быть лучше – оптимистом или пессимистом? (Ответы.) Отвечая на вопросы, вы использовали СПП с придаточными изъяснительными. Случайно ли это? (Нет, ведь придаточные изъяснительные относятся к словам главного предложения, имеющие значение речи, мысли, чувства.)

5. Итак, сегодня последний урок по теме “СПП с придаточными изъяснительными”. Еще раз обратим внимание на правописание слова изъяснительное. Этот термин восходит к слову “ясно” - хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый, понимаемый. Посмотрим, как усвоен теоретический материал.

Задание 1.

Индивидуальная работа по карточке.

Рассказать о строении СП.

Задание 2. Пока ученик рассказывает строение СП, класс выполняет тестовое задание.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:

а) союзные; б) бессоюзные; в) сложносочинительные; г)сложноподчинительные; д) сложноподчиненные.

2. Укажите верные утверждения. Сложноподчиненные предложения состоят

а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.

3. Укажите верные утверждения. Придаточные стоят:

а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.

4. Укажите неверные утверждения. К придаточному определительному задается вопрос:

а) где, откуда, куда; б) падежные вопросы; в) который, какой.

6. С теорией справились. Проверим, сможете ли на слух определить тип предложения. Я читаю его, а вы составляете схему, кто первый выполнит – работает у доски.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь.

Схема:

Вы обратили внимание на то, о чем предложение? ( О листике, который падает…) Кто может заметить, точно передать картину, казалось бы, обычную для осенней поры?(Писатель) Какие чувства в душе писателя (К.Паустовский) к изображаемому? Какое время года, можно узнать? У Ф.И.Тютчева есть такие строчки:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Что объединяет эти две пейзажные миниатюры? ( Осень, природа замирает - глаголы остановился, косо начал падать…) Можно ли провести параллели? ( …говоря словами Пушкина, “пышное природы увяданье”…)

7. Ответьте одним-двумя предложениями, как художникам удалось передать состояние осени и свое отношение к этому времени года. Пока вы пишете, слушайте, а что об “очей очаровании” сказал Чайковский в “Временах года”.

8. Комплексный анализ текста.

Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.

Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.

( По Ч.Айтматову)

9. Задания

  1. Докажите, что перед вами текст.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. В каких предложениях передается любовь к родине.
  4. Что заставило “всполошить” душу повествователя?
  5. Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?
  6. Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос. Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
  7. Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными? Итак, в тексте из 14 предложений 6 СПП с придаточными изъяснительными. Оправдано ли такое количество в данном тексте?

10. Домашнее задание, итоги, оценки.

Дома вы попытаетесь выразить свои мысли, чувства, напишете сочинение-миниатюру: “Моя малая родина – город Октябрьский”, состоящую из 5 предложений, можно использовать материалы урока . Кроме того, выполните тестовые задания на листочках, которые заберете сегодня домой.

Тест

1. Объясните правописание слов:

(по)сыновьи, (в)первые, почу(?)ствовать, (не)одолимое, (не)извес(?)ность, точ(?)(в)точ(?), изумле(н,нн)ыми.

2. Разберите по составу слова:

срисовывать, стенгазету, всполошил.

3. Дайте лексическое значение слову всполошил.

4. В каком слове количество букв и звуков не совпадает:

а) хотел;

б) припасть;

в) впервые;

г) понимал.

5. Какая характеристика предложения Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них верна:

а) ССП;

б) простое;

в) СПП с придаточным определительным;

г) СПП с придаточным изъяснительным;

д) БСП.