Разработка и апробация модели профильного обучения в сельской школе на основе индивидуальных учебных планов

Разделы: Администрирование школы


Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, важное значение приобретает предоставление учащимся права освоения образовательных программ на основе индивидуальных учебных планов, причем уровень индивидуализации образования будет тем выше, чем больше в модели обучения возможностей для осуществления индивидуального выбора.

С 2004 года наша школа является региональной экспериментальной площадкой по апробации экспериментального учебного плана профильного обучения учащихся. В настоящее время в школе создается модель старшей школы, позволяющая каждому ученику сформировать и реализовать свой индивидуальный учебный план. Она не ограничивает школьника выбором какого-либо конкретного профиля, но за счет значительного увеличения числа профильных предметов и элективных курсов дает ему возможность осуществлять свои индивидуальные образовательные планы.

Индивидуальный учебный план - это конкретный план обучения каждого ученика в отдельности, включающий совокупность учебных предметов, выбранных для освоения на базовом и профильном уровнях.

При реализации этой модели важнейшей задачей администрации школы является создание богатой образовательной среды, иными словами условий для самостоятельного, осознанного выбора обучающимися учебных предметов (базовых, профильных, элективных) и форм обучения.(Рисунок 1)

Как известно, базовые предметы являются обязательными для всех обучающихся. Поэтому школа может предоставить старшеклассникам только возможность выбора формы изучения того или иного предмета. Профильные предметы представлены специальными профильными курсами (право, экономика, математика, русский язык, география, обществознание).

И, наконец, элективные курсы. Элективные курсы по своей сути являются средством собственно профильной дифференциации образования, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от своих интересов, познавательных потребностей и жизненных устремлений. Благодаря элективным курсам, школа предоставляет старшеклассникам широкие учебные возможности выбора индивидуальной образовательной траектории. Главное, чтобы выбор учебных курсов был востребован обучающимися и превышал минимально обязательное число элективных курсов, т.е. был избыточным.

Выбирая различные сочетания базовых, профильных и элективных курсов, каждый старшеклассник вправе сформировать свой индивидуальный учебный план. Составление индивидуальных учебных планов мы проводим в форме образовательного тренинга «Индивидуальный учебный план».

Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой для распределения обучающихся по учебным группам. Ученики с похожими интересами объединяются в одну группу. Таким образом, организуется изучение базовых общеобразовательных предметов. Преподавание профильных и элективных курсов происходит в меньших по численности учебных группах, которые формируются на базе всего класса.

Учащиеся 10 класса школы для изучения на профильном уровне выбрали следующие предметы:

  • обществознание – 3 часа;
  • экономика – 3 часа;
  • математика – 6 часов;
  • география – 3 часа;
  • право – 1 час;
  • биология – 3 часа;
  • профессиональное обучение по профессии «Водитель категории «В, С» - 4 часа;
  • русский язык – 3 часа.
Предметы, выбранные учащимися для индивидуального обучения, предполагают их деление на 6 групп в зависимости от набора профильных предметов. Учебным планом предусмотрена максимальная нагрузка в 36 часов на каждого учащегося, которая соблюдается для каждого конкретного ученика, но за счет индивидуального выбора и деления учащихся на группы при изучении английского языка, информатики, физкультуры общее количество часов возрастает до 63.

Финансирование дополнительных часов по экспериментальному учебному плану в 10 классе (20 учащихся) в количестве 21 часа для обучения по индивидуальным учебным планам учащихся за счет местного бюджета осуществляется на следующие предметы:

  • русский язык (3 часа);
  • экономика (3 часа);
  • обществознание (3 часа);
  • математика (6 часов);
  • география (3 часа);
  • биология (3 часа)
Учащиеся 11 класса обучаются в профильных группах (информационно-технологического, агро-технологического, универсального обучения). Большую часть уроков учащиеся всех профильных групп обучаются совместно, часть уроков проводится отдельно для каждой из профильных групп, где изучается материал только профильного уровня. Учебным планом предусмотрена максимальная нагрузка 36 часов на каждого учащегося, которая соблюдается для каждого конкретного ученика, но за счет того, что один и тот же предмет в одной группе изучается на профильном уровне, а в другой - на базовом, общее количество составляет 49 часов.

Финансирование дополнительных часов по экспериментальному учебному плану в 11 классе (17 учащихся) в количестве 13 часов для обучения по индивидуальным учебным планам учащихся за счет местного бюджета осуществляется на следующие предметы:

  • информатика (4 часа);
  • математика (6 часов);
  • биология (3 часа).
Следует отметить, что основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу при организации обучения по индивидуальным учебным планам, являются:

  • значительная трудоемкость обработки индивидуальных учебных планов обучающихся при подготовке учебного плана 10-11-х классов школы;
  • составление и корректировка расписания занятий.
Переходу на модель обучения учащихся по индивидуальным учебным планам в школе предшествовала большая организационная работа.

На основе диагностических исследований нами были выявлены профессиональные потребности старших школьников, уровень сформированности профессиональных интересов и склонностей. Этот вид деятельности непосредственно связан с анализом профессиональных потребностей учащихся, определением их готовности к выбранному уровню обучения, формированием учебных групп и учебного плана школы с учетом реальных потребностей учащихся и их родителей (приложение 1).

В рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, с учащимися 9-го класса был проведен информационный классный час, на котором их познакомили с возможными профилями обучения и профильными предметами, правилами выбора того или иного профиля. Были проведены такие занятия как: «Выбор профиля дальнейшего пути обучения: хочу, могу, надо», «Особенности профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов». Кроме этого, с учащимися был проведен тренинг по заполнению бланков индивидуальных учебных планов.

В соответствии со школьной комплексной программой «Самоопределение» в школе ежегодно проводятся психолого-диагностические исследования, включающие:

  • анкетирование по выявлению интересов, склонностей, профессиональному самоопределению;
  • тесты на определение предпочитаемого типа профессии (методика ДДО Е.А.Климова), области интересов (методика «Карта интересов»), теста интеллекта (тест Амтхауэра), типа учебной мотивации.
Свою будущую профессиональную деятельность школьники связывают со следующими сферами деятельности:

  • информационные технологии - 2 ученика;
  • экономика, организация производства - 7 учащихся,
  • право, юриспруденция - 3 учащихся;
  • армия, милиция - 6 учащихся;
  • строительство - 2 учащихся;
  • медицина - 8 учащихся;
  • сервис, обслуживание населения -1 ученик;
  • пока не знаю - 1 ученик.
На выбор учащимися области своей будущей профессиональной деятельности и профильного обучения в 10-11-х классах оказали влияние следующие факторы:

  • будущая профессия - 5 учащихся;
  • желание продолжить обучение в конкретном учебном заведении- 7 учащихся;
  • школьные предметы, которыми бы хотели углубленно заниматься – 6 учащихся;
  • собственный практический опыт профессиональной деятельности - 4 учащихся;
  • примеры друзей и знакомых - 5 учащихся;
  • советы родителей - 10 учащихся;
  • рекомендации учителей – 4 ученика.

Наиболее важными факторами при выборе будущей профессии учащиеся считают:

  • соответствующий их особенностям характер работы - 8 учащихся;
  • благоприятные условия работы - 4 учащихся;
  • возможность профессионального роста -10 учащихся;
  • престижность профессии - 8 учащихся;
  • достаточный уровень оплаты труда -10 учащихся;
  • востребованность на рынке труда - 7 учащихся.
По итогам работы составляется «Карта профессионального выбора ученика».

Учащиеся 8-11 классов систематически информируются о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, перспективах и возможностях обучения той или иной специальности, о различных учебных заведениях района, региона, страны.

Для родителей учащихся 9-го класса проводится ежегодное классное родительское собрание, на котором родители информируются о возможных путях получения образования после окончания 9-го класса. Кроме этого, родителей учащихся знакомят со спецификой обучения на основе индивидуальных учебных планов.

При анкетировании девятиклассников (17 человек) с целью выявления профиля дальнейшего обучения мы получили следующие результаты:

  • Выбраны профили обучения:

- агро-технологический - 14учащихся;
- социально- гуманитарный -2учащихся;
- филологический - 1ученик.

  • Дополнительно (курсы по выбору) девятиклассники хотели бы изучать:

- русский язык -17 учащихся;
- математику – 17 учащихся;
- биологию – 4 учащихся;
- химию -5 учащихся;
- физику – 3 учащихся;
- экономику -1 ученик.

На следующем этапе мы сформировали список учебных предметов и курсов по выбору исходя из анализа запросов учащихся (приложение 2).

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности»; индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа». (Рисунок 2)

В школе создан информационный банк данных, который содержит полную информацию о предлагаемых для изучения профильных предметах и элективных курсах, учебно-методическом обеспечении преподавания профильных предметов, методах и технологиях обучения (приложение 3).

Информационный банк данных включает в себя содержание 15 элективных курсов, их объем, формы изучения материала, формы аттестации, ф.и.о. преподавателя и т.п. Кроме этого, на наш взгляд, важной является информация о содержании, технологиях и методах обучения профильным предметам.

Организация консультационной деятельности с учащимися и родителями по возможностям выбора профиля обучения, составлению индивидуального учебного плана является неотъемлемой частью работы всего педагогического коллектива школы. Этот вид деятельности непосредственно связан с оценкой устойчивости интересов школьников в выборе профиля обучения, выделением факторов, оказывающих существенное влияние на процесс и результат самоопределения личности. Кроме этого, в рамках консультационной работы проводится ознакомление учащихся и родителей с формой индивидуального учебного плана, правилами его оформления.

Традицией стали в школе презентации учителями концепций преподавания своего предмета, представления опыта собственной педагогической деятельности (приложение 4).

Цель этого вида деятельности – отчет учителей о достигнутых результатах в разнообразной творческой деятельности: учебной, методической, исследовательской. Кроме этого, этот вид работы способствует использованию наиболее ценного опыта педагогов по организации учебного процесса в профильном обучении школьников.

Составление и заполнение учащимися индивидуального учебного плана (приложение 5).

Инвариантная часть индивидуального учебного плана обеспечивает единое образовательное пространство и за счет преподавания всех предметов на базовом уровне позволяет учащимся освоить государственные образовательные стандарты.

Вариативную часть составляют курсы по выбору учащихся для углубленного или расширенного изучения предметов. Реализация вариативной части индивидуального учебного плана основывается на востребованности курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету с учетом согласованности их содержания с программами и учебниками. Содержание этих курсов периодически обновляется в зависимости от интересов и потребностей учащихся. Механизм реализации индивидуальных учебных планов основан на общих принципах составления индивидуального плана и индивидуальной работе с каждым учащимся и его родителями.

На основе индивидуальных учебных планов учащихся формируются учебные группы (приложение 6).

Необходимо отметить, что при обработке индивидуальных учебных планов нами были выявлены и зафиксированы в виде рисков запросы учащихся на изучение отдельных курсов. Для того чтобы минимизировать уровень рисков, мы заключили трехсторонний договор между Белгородской сельскохозяйственной академией, Белгородским агропромышленным комплексом и школой на обучение учащихся по отдельным профильным дисциплинам и элективным курсам (физика, химия, биология). Занятия проводятся преподавателями вуза на базе Белгородской сельскохозяйственной академии.

Безусловно, организация занятий на основе индивидуальных учебных планов изменила практику изучения всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Именно совокупность индивидуальных учебных планов учащихся старших классов стала основой для их распределения по учебным группам.

Формирование учебного плана школы, составление расписания и оформление журналов (приложение 7).

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов изменило принцип формирования учебного плана школы, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала мы определили общий набор учебных предметов и курсов по выбору, предлагаемых для освоения, затем сформировали индивидуальные учебные планы каждого ученика, затем их совокупность определила учебный план и расписание занятий школы в целом.

Составление учебного плана и школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учащихся, мы осуществляем в три этапа.

Этап 1. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых учащимся.

Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана школы, включающего в себя набор учебных предметов, которые школа может предложить учащимся на выбор. В соответствии с федеральным Базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент).

Далее перечень дополняется профильными предметами, которые мы предлагаем учащимся для выбора.

Затем учебный план дополняется предметами регионального компонента и элективными курсами.

Этап 2. Составление индивидуальных учебных планов, учебного плана общеобразовательного учреждения и расписания занятий.

Учащиеся выбирают не менее двух предметов, которые хотят изучать на профильном уровне. Отбор предметов для индивидуального учебного плана осуществляется так же, как при составлении учебного плана профиля на основе базисного учебного плана.

После предложений учащихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами. Работа по составлению расписания работы школы, реализующей профильное обучение, фактически предполагает составление расписаний учителей и каждого ученика. Также это предполагает изменение способа заполнения классного журнала. Журналы заполняются не по классам, а по учебным предметам. В остальном, требования к оформлению журналов учителями остаются традиционными.

В качестве заключения хочется отметить, что использование технологии индивидуальных учебных планов помогает нам в решении ряда актуальных задач образования. Прежде всего, индивидуальные учебные планы позволяют вводить профильное обучение, максимально учитывая и удовлетворяя образовательные потребности и интересы учащихся во всех видах деятельности. Это, в свою очередь, предусматривает разные формы работы по обеспечению успешности и повышению мотивации школьников к образованию. Поскольку в состав групп входят учащиеся с разной базовой подготовкой по предметам, необходим выбор таких методов обучения, при которых все, без исключения, учащиеся, достигли бы уровня подготовки в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов профильного обучения. В нашей школе педагоги применяют образовательные технологии разноуровневого обучения, информационные технологии, метод проектной деятельности и т.п. Большое внимание мы уделяем организации совместной исследовательской деятельности учителей и учеников. Важным также является то, что реализация технологии индивидуальных учебных планов способствует эффективному решению вопросов социализации учащихся, созданию условий для роста их самостоятельности и самоорганизации.

Таким образом, введение в практику работы школы индивидуальных учебных планов позволяет нам на практике решать задачи перехода на личностно-ориентированную работу с учащимися, усовершенствовать условия, механизм и процедуру реального выбора учащимися и их родителями индивидуальной образовательной траектории.

Анализируя работу школы по введению индивидуальных учебных планов учащихся, мы можем сделать следующие выводы:

  • организация образовательного процесса на основе использования индивидуальных учебных планов учащихся делает максимально возможным учет интересов и потребностей учащихся;
  • сформированность нормативно-правовой базы позволяет регламентировать процедуру обучения по индивидуальным учебным планам;
  • анализ процесса перехода старшей школы от организации работы по образовательным программам к индивидуальным учебным планам позволяет максимально учитывать и рационально использовать все имеющиеся возможности школы для удовлетворения потребностей и интересов учащихся и их родителей.