Создание условий для социальной адаптации, психического и личностного развития учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


1997 года педагогический коллектив МОУ "Средняя общеобразовательная школа №12" г. Усть-Илимска реализует инновационный проект “Создание адаптивной образовательной системы в школе творческого развития личности”.

Сущность его заключается в том, чтобы создать систему, обеспечивающую достижение каждым ребенком оптимального уровня психического и личностного развития в соответствии со своими природными задатками и способностями.

По мнению Е.Я. Ямбурга, “адаптивная школа - это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей” [1].

И в нашей школе обучаются разные дети - сильные, средние и слабые, одаренные и обычные, а также и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Таким образом, опытно-экспериментальная работа осуществляется на базе различных классов: возрастной нормы, компенсирующего обучения, коррекционно-развивающего обучения, профильных классов.

В начале учебного года по каждому классу, находящемуся на эксперименте, проводятся заседания лаборатории адаптации ребенка в форме минипедсоветов, где кроме классного руководителя, присутствуют учителя-предметники, психолог, социальный педагог и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, курирующие данный класс. Все они входят в состав класс-команды, участвующей в проведении опытно-экспериментальной работы вместе с классным руководителем.

В 2003 учебный году я приняла 1А класс в количестве 23 учащихся (11 мальчиков, 12 девочек). Процесс обучения учащихся строился на основе принципов образовательной системы “Школа 2100”.

Результаты диагностики и наблюдений показали, что у двоих (9%) учащихся класса уровень школьной зрелости соответствовал возрастной норме. Дети легко усваивали материал, адекватно воспринимали инструкции, были прилежны и внимательны, ответственны. У 10 (43%) учащихся класса в недостаточной степени были развиты психические процессы и ориентирование в пространстве, слабо сформированы сенсорно-моторные навыки. У 9 (39%) при восприятии учебного материала возникали проблемы, дети с трудом сосредотачивались на заданиях, слабо понимали инструкцию, медленно включались в урочную учебную деятельность, нуждались в дополнительной помощи педагога. Двое учащихся (9%) не были готовы к обучению в школе, у них наблюдались нарушения дисциплины, неадекватное поведение, повышенная тревожность, связанная со школой и учебной деятельностью. Дети нуждались в педагогической поддержке.

По результатам медицинского осмотра дети были распределены по группам:

  • Основная – 58%
  • Подготовительная – 24%
  • Медицинская – 18%

Исходя из результатов диагностики, наблюдений за динамикой развития учащихся, собеседования с психологом, логопедом, специалистами-предметниками были выявлены следующие основные проблемы класса:

Трудности адаптации детей к школе, к учителю, к режиму работы.

Недостаточный уровень развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы у большей части детей класса.

Несформированность умений конструктивного взаимодействия с другими людьми.

Слабые навыки коллективной деятельности.

Таким образом, в качестве основной цели выступило создание в классе таких условий, которые бы обеспечили детям успешную адаптацию к новым для них социальным условиям, оптимизировали процессы их психического развития, способствовали формированию у них навыков межличностного взаимодействия и помогли сплотить детский классный коллектив. Для проведения опытно-экспериментальной работы была выдвинута следующая гипотеза:

  1. если создать оптимальные условия развития для каждого учащегося с учетом его индивидуально-психологических особенностей через
  2. использование развивающей дидактической системы “Школа-2100”, методов развивающего обучения, технологии рефлексивного воспитания Н. П. Капустина;
  3. проведение занятий по сенсомоторному развитию детей;
  4. систему индивидуальных адаптивных занятий;
  5. развивающую внеурочную деятельность детей;
  6. организацию коллективной творческой деятельности детей;
  7. обучение детей приемам конструктивного взаимодействия,
  8. то дети будут успешно адаптироваться к условиям обучения в начальной школе, повысится уровень психического развития учащихся, будут формироваться навыки конструктивного (бесконфликтного) взаимодействия детей с окружающими людьми и навыки коллективной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить научную литературу по теме исследования.
  • Найти теоретическое обоснование выдвинутой гипотезе.
  • Разработать методику проведения экспериментального исследования.
  • Провести исследование.
  • Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Ожидаемый результат: сохранение физического здоровья, повышение успешности обучения, уровня учебной мотивации, межличностных отношений, воспитанности учащихся.

Критерии: уровень развития психических процессов, учебной мотивации, межличностных отношений, воспитанности, здоровья и качество обученности.

Содержание экспериментальной деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме “Создание условий для социальной адаптации, психического и личностного развития учащихся” осуществлялась мной в течение четырех лет совместно с класс-командой по специально составленному плану экспериментальной работы.

Для реализации выдвинутой гипотезы, создания формирующей среды были выбраны следующие средства: индивидуальные адаптивные занятия, занятия по сенсомоторному развитию, коллективные творческие дела, развивающие методы обучения, классные часы по технологии Н. П. Капустина, личностно-ориентированный подход в обучении, сюжетно-ролевые, психотехнические игры, выход в социум (Приложение, рисунок 1).

Индивидуальные адаптивные занятия (по психологическому развитию, формированию творческого мышления, логопедические занятия) и занятия по сенсорно-моторному развитию (творческие мастерские, уроки ЛФК, ритмики и хореографии) способствовали развитию мелкой моторики учащихся, координации движений, повышению общей двигательной активности, развитию познавательных психических процессов, произвольности в психомоторной и интеллектуальной деятельности.

Применение мною в урочной деятельности проблемных, частично-поисковых методов обучения, использование различных организационных форм работы с детьми, включение в содержание уроков специальных упражнений способствовали оптимизации развития мышления, памяти, внимания, речи, воображения, формированию умственных действий анализа, планирования, рефлексии.

Многоуровневая система контроля знаний помогала своевременно выявлять качество обученности школьников и спланировать индивидуальную работу по совершенствованию ЗУНов.

Использование таких методов педагогического воздействия, как

  • формирование положительного общественного мнения для учащегося,
  • приобретение ребёнком положительного жизненного опыта,
  • включение его в активную творческую деятельность;
  • помогло оказывать поддержку неуверенным в себе детям, выявлять их сильные стороны и обеспечивать развитие их положительных качеств.

С целью создания ситуации успеха для детей, применяла похвалу, поощрительные записи в дневнике, грамоты, дипломы, благодарности.

Реализация всеми представителями класс-команды личностно-ориентированного подхода обеспечивала личностное развитие учащихся: адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в собственных силах и в успешности, способствовала формированию терпимости и уважения к окружающим. Педагоги класс-команды целенаправленно работали над развитием у детей мотивации к самопознанию и потребности к саморазвитию. В учебно-воспитательном процессе доминировала атмосфера творчества и содружества.

Через классные часы, викторины, предметные олимпиады, внеклассные занятия, интеллектуальные бои и марафоны, участие в конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “Ученик года” детям предоставлялась возможность продвинуться в интеллектуальном развитии и представить свои успехи окружающим.

Все четыре года класс работал под девизом: “У нас один за целый класс, а все за одного”. Предоставление детям права выбора, организация интеллектуальной и личностной рефлексии, их совместной деятельности обеспечивали развитие детской инициативности, актуализировали личностный потенциал учащихся и создавали условия, необходимые для самораскрытия и самореализации каждого ребенка.

Моей находкой стало организация и проведение совместно с психологом психотехнических и сюжетно-ролевых игр. Психотехнические игры “Прощение” и “Подсолнух” оптимизировали межличностные отношения детей, создавали благоприятный микроклимат в коллективе, способствовали созданию толерантной среды. Сюжетно-ролевая игра “Планета друзей” помогла определить основные принципы жизнедеятельности ребят в коллективе, научила детей деловому демократическому общению.

Использование технологии коллективно-творческих дел, основанной на сотрудничестве детей и взрослых способствовало не только сплочению классного коллектива, но и формированию коммуникативных и социальных компетенций детей, умению управлять собой, организовывать собственную деятельность.

Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина помогало формировать у детей навыки планирования, анализа и рефлексии собственной деятельности, развивать способность к самоуправлению.

На классных собраниях по планированию коллективных дел каждый ребенок имел возможность высказать свое мнение, предложить интересное дело, мероприятие.

Ситуационный классный час планировался и проводился в зависимости от возникшей ситуации, проблемы, конфликта, носил ситуативный характер.

Выбор тематических классных часов также определялся поставленными целями и задачами экспериментальной работы. Организация различных видов деятельности детей (тренинги, тематическое рисование, диагностические игры и т.д.) была направлена на формирование приёмов мнемической деятельности, внимания, самовоспитания, саморегуляции эмоциональной и волевой сфер. Создавались условия для формирования таких личностных качеств, как эмпатия и толерантность.

На классных собраниях распределялись поручения, избирались представители в органы ученического самоуправления, обсуждались памятки (“Дежурство в школе”, “Обязанности дежурного”, “Правила к выполняемому поручению” и др.). Это помогало мне воспитывать у детей ответственность, прививать им навыки школьного самоуправления. Символом сплочённости класса на протяжении всех лет обучения была готовность детей прийти на помощь друг другу в трудную минуту.

Классные часы по темам “Правила к выполняемому поручению”, “Каков мой характер”, “Десять моих я”, “Всегда ли я хороший”, “Два образа жизни”, “Как я выполняю правила для учащихся”, “Как я управляю самим собой” помогали мне в коррекции взаимоотношений “ученик-ученик”, учили детей искренности и честности в отношениях.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Для определения эффективности созданных педагогических условий социальной адаптации, психического и личностного развития учащихся осуществлялся мониторинг здоровья, учебной мотивации, умственного развития, когнитивных процессов, межличностных отношений, воспитанности, качества обученности.

Отмечается небольшая положительная динамика показателей здоровья.

Группа здоровья 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Медицинская 18% 18% 16% 14%
Вспомогательная 25% 24% 26% 27%
Основная 57% 58% 58% 59%

Произошло повышение показателей умственного развития учащихся: увеличилось число детей со средними показателями.

Уровень развития 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Высокий 24% 39% 27% 23%
Средний 48% 57% 48% 72%
Низкий 28% 4% 25% 5%

Наблюдается положительная динамика учебной мотивации учащихся. Как видно из таблицы, у большей части учащихся класса выявлены достаточно высокие показатели сформированности учебной мотивации.

Уровень сформированности 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Высокий 52% 64% 81% 77%
Хороший 28% 7% 5% 5%
Средний 12% 7% 5% 5%
Низкий 8% 0% 0% 0%

За четыре года на 38% повысились показатели воспитанности учащихся.

Уровень 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Высокий 28% 36% 52% 66%
Средний 48% 52% 38% 34%
Низкий 20% 8% 10% 0%
Негативный 4% 4% 0% 0%

Итоги тестирования подтвердили рост интеллектуальных способностей учащихся: при 100% обученности качество по русскому языку – 85%, по математике -100%.

К концу 4 класса увеличилось до 70% количество детей, принимающих участие в интеллектуальных играх. В школьном празднике “Зажги свою звезду” 5 учащихся были награждены дипломами. В городских олимпиадах Данилович Женя занял I место по математике и по трудовому обучению, III место в конкурсе “Золотое руно” в школе и 15 место в регионе. Шишко Олеся – III место в школе в конкурсе “Кенгуру”.

Значительно улучшилось речевое развитие учащихся. К концу обучения в начальной школе большая часть детей научилась правильно выстраивать речевые конструкты, обогащая речь сравнениями, прилагательными.

Выросли показатели зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, сенсомоторного развития.

Необходимо отметить, что проделанная опытно-экспериментальная работа способствовала успешной адаптации учащихся в 5 классе. Педагоги основной школы отметили высокий уровень общей культуры детей, познавательную активность и навыки самоорганизации учебного труда, хорошо сформированные умения работать в команде, толерантность и эмпатийность ребят, самоконтроль и дисциплинированность.

Таким образом, созданные в классе условия обеспечили повышение показателей психического развития; сохранение и укрепление здоровья учащихся; формирование личностных качеств - толерантности, эмпатийности, коммуникабельности; развитие таких социальных компетенций, как умение работать в группе и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Выстроенная система ОЭР способствовала реализации поставленной цели и подтверждению выдвинутой гипотезы исследования.

Список литературы:

  1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., Издательский центр Академия”, 1999 г.
  2. Школа творческого развития личности. Опыт становления и развития адаптивной школы №12 г. Усть-Илимска в процессе формирующего эксперимента. Под редакцией Капустина Н.П.. М., Педагогическое общество России, 2002 г.
  3. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1996 г.