Программа "Расти здоровым" для учащихся 7–12 лет в летнем оздоровительно-образовательном лагере

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Для того, чтобы человек мог соответствовать своей роли венца природы и выполнять историческую миссию на Земле и в космосе, он должен быть здоровым. И.И.Брехман.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения понятие "здоровье" трактуется как состояние человека, которому свойственно не тoлько отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

В современных условиях развития человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Да и не в состоянии никакая медицина компенсировать издержки образования, ибо создавать болезни легче, чем лечить.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых было установлено, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. В то же время в нашем обществе вопросами профилактики заболеваний путем здоровых навыков в семье, дошкольном учреждении и школе по-настоящему никто не занимается.

Согласно существующим представлениям, здоровье - это способность адаптироваться к условиям окружающей среды. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что идеально здоровых детей очень немного (20-25%). Если у таких детей не выработать навыков здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие нарушения в работе внутренних органов могут перерасти в большие, которые устранить намного сложнее.

Результаты комплексных изучений динамики состояния физического здоровья школьников, их работоспособности и утомления вызывали и вызывают тревогу. Таким образом, актуальность программы обусловлена тенденцией ухудшения здоровья подрастающего поколения в современных условиях. Сегодня требуются действенные меры со стороны не только врачей, но в равной степени и учителей, родителей, широкой общественности. Диаграмма компонентов, влияющих на здоровье, представленная в аналитической записке, показывает, как велика роль воспитания в формировании здорового образа жизни.

Младший школьный возраст - это период эталонно-образного воспитания мира (М.Маланчук), возраст запечатления ребенком своего места в мире знаний и осознание ребенком своего ученичества и необходимости почитания взрослых, особенно учителя (А.Ц.Гармаев). "Это время, когда душевное становление открыто миру как явлению целому. Мир представляет для ребенка во всей своей целостности, где множество оттенков, тонких нюансов, но все слито в одну большую торжественную жизнь", - пишет А.Ц.Гармаев. И вот задача школы - не разбить, не высушить, не ожесточить этот резонанс детской души с . миром.

Это время возделывания глубокой гуманности и потребности к наблюдению и размышлению, что станет основой для развития и наработки собственного опыта.

Ведущие идеи программы базируются на принципах личностно-ориентированной педагогики: природосообразности, культуросообразности, личностного подхода (классификация Е.В.Бондаревской) и предполагают:

  • активное взаимодействие субъектов образовательного процесса (учеников, педагогов, родителей);
  • формирование отношения учащегося к себе как ценности, эмоционально и социально значимой личности;
  • сохранение здоровья и психики школьника, формирующихся в условиях большого потока информации, стрессов, неблагоприятной экологической ситуации и тревожной социальной обстановки города;
  • широкая социализация на принципах валеологизации;
  • развитие "личностных функций" (В.В.Сериков) путем формирования здорового образа жизни учеников, родителей и педагогов.

Цель программы - психолого-медико-педагогическая поддержка в самопознании, самоопределении учащихся по отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, развитие положительного отношения к своему здоровью.

Исходя из вышесказанного, главными задачами для решения поставленной цели в укреплении и поддержке физического и психического здоровья учащихся являются:

  • предоставление школьнику разнообразных средств удовлетворения потребностей в свободной игровой деятельности с целью развития физических навыков;
  • формирование основных правил личной гигиены и безопасной жизни;
  • обучение умению управлять своим поведением.

В направлении работы с педагогическим коллективом:

  • развитие профессиональной компетентности педагогов и формирование готовности к реализации программы "Здоровье";
  • сохранение физического и психического здоровья педагогов. В направлении работы с родительской общественностью:
  • просвещенческая деятельность в целях развития валеологической культуры в семье в рамках специальных образовательных программ для родителей;
  • создание условий для включения родителей в реализацию программы "Здоровье".

Задачи школы по формированию здорового образа жизни определяются воспитанием активной позиции школьника к своему здоровью, включающей ориентацию на успех и активной позиции школьника к своему здоровью, включающей ориентацию на успех и конкретный результат, самоопределение в самостоятельной жизни, стратегию поведения "Я - сам". Успешность "Я - сам" фиксирует связь знаний в отношении здоровья учащегося и определяет его дальнейшее продвижение в содержании программы.

Основным средством реализации программы является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, что включает в себя:

  • создание банка данных медицинского обследования учащихся с целью выявления групп риска и индивидуальных факторов риска;
  • наличие необходимых условий для медицинской коррекции выявленной предпатологии;
  • создание условий для обучения основам здорового образа жизни;
  • обеспечение психологического настроя на здоровый образ жизни детей, учителей, родителей;
  • применение наиболее эффективных и разработка новых способов коррекции . физиологического состояния организма учащихся и учителей в педагогическом процессе;
  • организация практического обучения родителей и педагогов;
  • освоение новых педагогических технологий для реализации программы.

Основные изменения в содержании и организации учебно-воспитательного процесса

В области содержания образования программа предполагает переход от знаний, умений и навыков как содержания образования к развитию мыследеятельностных способностей, от усвоения правил поведения и морали к освоению личностных образцов нравственной здоровой жизни.

Учебная программа реализуется на занятиях групп продленного дня.

О наполняемости групп и классов, обучающихся по данной программе

а) предельная наполняемость классов - 20 человек

б) группа продленного дня организуется в нормативном количественном составе 20 человек

в) для обеспечения индивидуального подхода предполагается практиковать работу небольшими подгруппами на занятиях физкультурой: деление класса на 2 группы.

Основные пути укрепления здоровья школьников:

  • социальная защита учащихся;
  • улучшение медицинского обслуживания;
  • повышенное внимание к санитарно-гигиеническому состоянию в школе;
  • целенаправленная организация двигательной деятельности в урочное и во внеурочное время;
  • улучшение питания учащихся.

Направления медицинского обеспечения здоровья школьников, предполагающие:

  • комплексную оценку состояния здоровья каждого школьника: соматического и физического, а также гигиенических навыков;
  • использование скрининг программы (измерение частоты пульса, дыхания, артериального давления, антропометрии, остроты зрения и слуха);
  • диспансеризацию учащихся;
  • формирование групп оздоровления по профилям:

а) хирургическая патология (грыжи, нарушения осанки - сутулость, сколиозы, плоскостопия);

б) глазная патология;

в) часто болеющие дети;

г) соматическая (заболевания кишечно-желудочного тракта, болезни почек, нейроциркулярные расстройства);

- плановое оздоровление учащихся по указанной патологии:

а) на базе групп лечебной физкультуры, городского бассейна, массажного кабинета;

б) внедрение комплекса гимнастики для глаз на уроках и дома;

в) витаминопрофилактика простудных заболеваний (напиток "Золотой шар");

г) физиотерапевтическая и медикаментозная профилактики (УФО, УВЧ, курс адаптогенов: аралия, женьшень, лимонник, элеотеррокок);

д) организация диетпитания для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и почек;

ж) стоматологическое обслуживание учащихся;

з) диспансерный осмотр и лечение больных с острой болью.

- санитарно-просветительская работа (по плану врача школы).

Предполагаемый результат:

Результатом реализации программы "Здоровье" является создание условий:

  • для укрепления здоровья, интеллектуального развития;
  • снижения уровня тревожности у учителя и ученика;
  • формирование валеологической культуры у педагогов, школьников и их родителей;
  • специализация в направлении культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной и другой деятельности.

Для определения результативности деятельности в рамках программы "Здоровье" создается мониторинговая служба, организующая первичную диагностику, разрабатывающая экстраполирующий контроль и оценивающая уровень эффективности внедрения программы по следующим критериям:

  • исходный уровень готовности ученика к учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, тип психического развития ребенка;
  • уровень психического и интеллектуального развития: внимание, память, мышление;
  • диагностика продвинутости учащихся по итогам реализации программы на конец каждого учебного года;
  • текущая диагностика готовности ребенка к самостоятельной организации учебной деятельности;
  • оценка состояния здоровья учащихся по скрининг программе;
  • динамика параметров физического развития (2 раза в год)
  • формирование групп здоровья (хирургическая патология, глазная патология, длительно и часто болеющие дети, самолечение заболевания) и оценка эффективности оздоровления учащихся в данных группах;
  • комплексная оценка состояния здоровья по внутренним органам (РОФЕС - ВАТ - 02).

Программа "Расти здоровым" предназначена для учащихся начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группах продленного дня. Обучение безотметочное, оценка словесно-поощрительная.

Одновременно руководитель открыт к познанию себя и окружающих людей. Поэтому целью является, становление наблюдателя внутри ребенка. Эта цель реализуется через конкретные задачи:

  • научить видеть себя и другого;
  • научить слушать и слышать себя и другого;
  • научить осознавать и выражать разными способами (словесно, в движении, рисунке, танце и т.д.) то, что руководитель видит и слышит в себе и в другом.

Сформировать полезные привычки, обеспечить их в качестве норм, довести их до автоматизма

Помочь в овладении детьми навыками общей культуры, в том числе культуры тела, жилища, санитарии и личной гигиены

Развивать двигательную активность детей в течение учебного дня

4. Научить детей выбирать оптимальную физическую нагрузку, снимать стресс простейшими приемами психотерапии.

Таким образом, идет осознание себя, своих ощущений как важной части окружающего мира, человеческого и природного сообщества, осознание себя в этом мире:

"Я в этом мире, мир - во мне!" Инструментами развития ощущений является его взгляд, слух, прикосновение, душа и др.

Курс рассчитан на 105 часов.

При составлении учебной программы мною были учтены подходы, изложенные в программе "Знай свое тело" (авт. К.В.Кроун, Л.Р.Либерман, К.А.Пармз) и программе "Валеология" (авт. Л.Г.Татарникова). Программа прошла апробирование в 2002-2003 учебном году в школе № 58 г.Новоуральска в ГПР.

Методом включенного педагогического наблюдения в 1-4 классах были выявлены такие общие результаты, как:

  • формирование привычек, характеризующих здоровый образ жизни;
  • возросший интерес к школьным дисциплинам, связанным с содержанием учебных программ;
  • улучшение общих показателей в учебе.

По данным медицинской статистики, приведенной школьным врачом, заболеваемость учащихся, занимавшихся по данным учебным программам, была на 10% ниже среднего показателя по школе.

Данные показатели свидетельствуют о положительных результатах апробирования программы.

Учебно-тематический план к программе "Здоровье" (для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы)

№ п/п Наименование темы Общее количество часов По классам В том числе
1 кл 2 кл 3 кл 4кл теория практ.
1 Режим дня 4 1 1 1 1 2 2
2 Организм - физиологическая система 17 3 3 4 7 10 7
3 Закаливание организма 7 3 2 1 1 5 2
4 Гигиена организма Детская косметика 10 8 - 1 1 6 4
5 Питание 12 3 1 1 7 9 3
6 Привычки 4 - 2 1 1 4 -
7 Правила безопасного поведения 24 6 8 6 2 20 4
8 Нравственно-этические беседы 7 1 3 1 2 5 7
9 Спорт и туризм 12 - - 6 6 6 6
10 Первая помощь 10 1 3 3 3 1 9
11 Литература о медицине 5 - 1 2 2 5 -
12 Болезни и их лечение 15 5 5 4 1 12 3
13 Здоровый образ жизни 16 3 6 4 3 13 8

Содержание курса

1 класс

1. Режим дня первоклассника (1 час)

  • режим работы и отдыха

2. Организм - физиологическая система (3 часа)

  • упражнения для мышц рук, улучшение осанки
  • упражнения для глаз, забота о глазах

Практическое занятие: упражнения для снятия усталости глаз.

3. Закаливание организма (3 часа)

  • Времена года
  • Беседа: здоровый образ жизни.

4. Гигиена организма (8 часов)

Уход за руками, ногами, зубами, ушами, волосами и кожей. Советы Практическое занятие: праздник чистоты и здоровья "В гостях у Мойдодыра"

5. Питание (3 часа)

  • Режим питания. Полезная пища
  • Практическое занятие: праздник леса: "Что лес нам дает?"

6. ____________________________

7. Правила безопасного поведения (6 часов)

  • Общие правила безопасного поведения - в квартире, на улице, в транспорте, в лесу, с огнем
  • Практическое занятие: экскурсия по школе "Способы охраны здоровья в школе"

8. Нравственно-этические беседы (1 час)

  • Что меня радует и огорчает в школе

9.  ____________________________

10. Первая помощь (1 час)

Экстренные службы и их телефоны

11.  ____________________________

12. Болезни и их лечение (5 часов)

  • кладовая леса, лекарственные растения
  • болезнь лучше предупредить, чем лечить прививки
  • Практическое занятие: праздник "Азбука Айболита"

13. Здоровый образ жизни (3 часа)

Формирование первоначального понятия о валеологии Практическое занятие: "Мойдодыр".

2 класс

1. Режим дня второклассника (1 час)

  • составление режима дня

2. Организм - физиологическая система (3 часа)

  • Я на солнышке лежу СОН
  • Практическое занятие: КВН "Будь здоров!"

3. Закаливание организма

  • Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

4.  ____________________________

5. Питание (1 час)

  • Составление меню дня школьника

6. Привычки (2 часа)

  • вредные привычки и как от них избавиться
  • вредные советы от Г.Остера

7. Правила безопасного поведения (8часов)

  • электричество
  • травмы
  • отравление
  • поведение на воде
  • правила поведения в общественном месте
  • Малыш и Карлсон

8. Нравственно-этические беседы (3 часа)

  • нехорошие слова
  • дети-инвалиды
  • как помочь больным

9.  ____________________________

10. Первая помощь (3 часа)

Практическое занятие: первая помощь при:

  • порезах, ушибах, переломах
  • отравлениях дымом, жидкостями
  • укусах насекомыми

11. Литература о медицине (1 час)

  • Книги о медицине для детей

12. Болезни и их лечение (5 часов)

  • болезнь лучше предупредить, чем лечить
  • правила сбора лекарственных трав
  • ядовитые растения
  • Практическое занятие: "У меня зазвонил телефон"

13. Здоровый образ жизни (6 часов)

  • стрессы и здоровье
  • массажи и точки
  • Практическое занятие: экскурсионные походы.

3 класс

1. Режим дня (1 час)

  • составление режима дня

2. Организм - физиологическая система (4 часа)

  • работа мозга
  • наши нервы
  • работа органов чувств
  • сердце

3. Закаливание организма (1 час)

  • виды закаливания

4. Гигиена организма (1 час)

  • Средства по уходу за кожей лица

5. Питание (1 час)

  • Полезная пища

6. Привычки (1 час)

  • Вредные привычки (телевизор, компьютер)

7. Правила безопасного поведения (6 часов)

  • игры на свежем воздухе (игры на воздухе)
  • как уберечься от травм на спортивной площадке?

8. Нравственно-этические беседы

  • будь внимательнее к старшим
  • тимуровцы

9. Спорт и туризм (6 часов)

  • Что такое профессиональный спорт? Его виды

10. Первая помощь (3 часа)

  • Практическое занятие: "Солнышко ..." (тепловой удар)
  • Литература о медицине (2 часа)
  • Болезни и их лечение (4 часа)
  • народная медицина
  • домашняя аптека (лекарственные травы)
  • точечный массаж

13. Здоровый образ жизни (4 часа)

  • здоровая пища
  • чистота в доме
  • комнатные растения
  • Практическое занятие:

4 класс

1. Режим дня первоклассника (1 час)

  • составление режима дня и его организация

2. Организм - физиологическая система (3 часа)

  • органы чувств
  • работа сердца, мозга
  • двигательная нервная система
  • наши нервы, мышцы

3. Закаливание организма (1 час)

  • С чего начать?

4. Гигиена организма. Детская косметика

  • Средства по уходу за кожей лица и тела

5. Питание (7 часов)

  • Режим питания. Полезная пища.
  • Экскурсия в столовую. Как правильно готовить еду?
  • Питание в разное время года

6. Привычки (1 час)

  • Как избавиться от вредных привычек?

7. Правила безопасного поведения (2 часа)

  • Во время прогулок, походов

8. Нравственно-этические беседы (2 часа)

  • Что несет для меня радость и как избавиться от плохого?

9. Спорт и туризм (6 часов)

  • Закаливание
  • Подготовка на олимпийские игры Какие виды спорта есть на О.И. Беседа: Как стать спортсменом?

10. Первая помощь (3 часа)

  • Экстренные службы и телефоны их вызовов Первая помощь при ожогах, при травмах

11. Литература о медицине (2 часа)

  • Книги о народной медицине Лекарственные травы

12. Болезни и их лечение (1 час)

  • Аллергия. Сегодняшние заботы медицины.

13. Здоровый образ жизни (3 часа)

  • Точечный массаж Закаливание Здоровая пища

Список литературы

  1. Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г. “Букварь здоровья”. Г.К. Зайцев, 1998 г. Программа “Расти здоровым”
  2. И.В. Воронцов, А.В. Мазурин “Справочник по детской диетике” -Л.: Медицина, 1980 г.
  3. Т.Г. Глушаков, Л.Н. Волкова. “Тайны здоровья ребенка” 1*994 г.
  4. Мур Дж. “Принципы этики”. - М.: Наука 1984 г.
  5. К.В. Кроун, Л.Р. Либерман, К.А. Пармз. “Знай свое тело”
  6. С.Я. Соколов, И.П. Замотаев. “Справочник по лекарственным растениям”. - М.: Медицина, 1990 г.
  7. Л.Г. Татарникова. “Валеология”
  8. Тирикурал. Праведность, Мудрость, Любовь. - М.: Худ. литература, 1975 г.