Конспект урока русского языка по теме "Падеж и склонение имен существительных "Удивительное рядом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Отрабатывать умения и навыки в определении падежа склонения имен существительных.
  2. Отрабатывать и закреплять орфографическую зоркость.
  3. Закреплять синтаксические знания.
  4. Совершенствовать речевые умения, развивать образную связную речь.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность учащихся, учить их делать выводы обобщения.
  6. Расширить представления детей о пользе, которую леса приносят человеку, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу с именами существительными, конечно, закрепляем и повторяем ранее изученный материал. Но у нашего урока есть еще одна цель. Какая?

(1 ученик читает):

Люди попросту не знают, -
Вот попробуй, объясни, -
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали -
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми.

Мне хочется научить вас быть любознательными и наблюдательными людьми. Чтобы вы умели удивляться всему новому и интересному, иногда и уже хорошо знакомому. Девиз нашего урока: “Удивительное рядом.” Сейчас и узнаем о чем удивительном пойдет речь.

2. Словарная работа.

(На доске записаны слова в 2 столбика.)

лист…я снежная
пр…хлада разноцветные
зел…н… приятная
ша…ка ли…кая

(Дети читают слова, записывают их в 2 столбика, проверяем орфограммы.)

  • По какому признаку я записала слова в 2 столбика?
  • Прочитайте слова 1 столбика и докажите, что это имена существительные. Какое слово лишнее? (листья - мн. ч.)
  • Что общего у оставшихся слов? (ж. р., ед. ч.)
  • Раздели эти слова на 2 группы. (1 скл., 2 скл.)
  • Прочитайте слова 2 столбика и докажите, что это имена прилагательные.
  • Какое слово лишнее? (разноцветные- сложное слово)
  • Прочитайте пары слов. Что заметили? Образуйте словосочетания.
  • Стрелкой укажите пару.
  • Почему к слову листья не подобрали прилагательное липкая?
  • А теперь подумайте, где и когда можно встретить разноцветные листья, снежную шапку, приятную прохладу и липкую зелень?
  • Сегодня мы будем искать удивительное в русском лесу.

3. Лес так хотел привлечь к себе ваше внимание, что решил сам о себе немного рассказать и прислал вам письмо.

(1 ученик зачитывает письмо.)

Я ваш зеленый друг. Я помогаю получать высокие урожаи хлеба. Лес- это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это двери в новых домах, мебель в ваших квартирах. Но лес дает человеку не только все необходимое для жизни: пищу, жилище, одежду. Лес помогает сохранить здоровье. Это - любимое место отдыха детей и взрослых. Прогулки в лес радуют людей, приносят им эстетическое удовольствие.

  • Как вы понимаете выражение “эстетическое удовольствие”?
  • С.И. Ожегов в своем словаре определил эстетику - как красоту.
  • Какую красоту можно увидеть в лесу, чтобы получить удовольствие?

4. Практическая работа.

Представьте, что вы в русском лесу. К названию какого дерева очень часто добавляют тоже прилагательное?

Ответ найдем в стихотворении (на доске записано стихотворение)

Деревьев разных не сочтешь -
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей?
(В. Алексеев)

  • Какой березка является для автора?
  • Значит и для нас он родня. А мы с вами русские люди. Березку называют гордостью русских лесов.
  • А являются ли родственными слова, которые я подчеркнула?
  • Как я изменила слово? (число, падеж)
  • Измените по падежам слово березка. Проверка работы.
  • Как называется изменение имен существительных по падежам?

Продолжаем свое путешествие по русскому лесу.

(Дети записывают под диктовку предложение.)

Молоденькие осинки выстроились на лесной поляне.

  • Поставьте знак ударения. Прочитайте слова с безударными гласными орфографически правильно.
  • Найдите слова с приставками и предлогами. Как отличить приставку от предлога?
  • Выполните синтаксический разбор предложения, укажите падеж имен существительных.
  • Проверяем выполнение работы.
  • С новой строки выпишите слово осинка. Продолжи ряд слов.

(Учитель читает текст, а дети выписывают родственные слова.)

Как хороша, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. Цветным чистым ковром расстилаются в осиннике опавшие листья. Там и тут видны под деревьями шапки поздних грибов-подосиновиков.

(В тетрадях учеников появляется запись: Осинка, осина, осиновый, осинник, подосиновик.)

  • Произошло словообразование или словоизменение? Докажите, разобрав слова по составу.
  • Укажите склонение имен существительных.
  • Есть еще одно дерево, без которого трудно представить русский лес. Особенно сейчас, перед Новым годом, мы часто говорим о нем. Какое это дерево?

(На доске записан текст)

Высокая (елка) росла в дремучем лесу. Около (елка) бегали зайцы, ежи, волки. Над (елка) летали синицы, сороки, свиристели.

  • Какое задание можно выполнить с этим текстом? Запишите текст,
  • Поставьте существительное в скобках в нужном падеже. Укажите падеж. (После выполнения работа проверяется.)
  • Составьте свое предложение со словом елка, употребив его в другом падеже.

5. Заключительная часть.

  • Сегодня мы узнали, что лес человеку дает очень многое. Но мы не должны только брать. Иногда мы оказываемся перед лесом в долгу. О каком долге я говорю?
  • Однажды писатель Виталий Бианки получил телеграмму из леса. Давайте обсудим ее.

Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень.”

(Дети обсуждают телеграмму.)

Для того, чтобы стать лесу настоящим другом, нужно всегда помнить следующие правила.

Приложение 1

6. Обобщение.

(1 ученик читает стихотворение.)

Нет, ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иной, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

  • Какие удивительные картины можно увидеть в русском лесу?
  • Что даёт человеку лес?
  • Записываем предложение.

Как хорошо, что на свете есть леса!

  • Какое это предложение по интонации и по цели высказывания?
  • Докажите это суждение.
  • Смогла ли я вас удивить?