Проектно-исследовательская деятельность. Занятие во 2-м классе по теме "Птицы нашего города"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Изучение видового состава птиц
  2. Выявление наиболее многочисленного вида и редкого вида.
  3. Познакомить детей с охраной птиц.

Проблема:

- Для чего это делаем?

Исчезновение редких и мелких по размерам птиц. В городе много свалок с отходами, что способствует увеличению количественного состава сорных птиц: ворон, сорок, голубей. А мелкие птицы и наиболее редкие исчезают.

Гипотеза:

Изменится ли количественный и видовой состав птиц, если вовремя чистить мусорные контейнеры, вывозить мусор со свалок, если мы будем развешивать кормушки для мелких птиц и подкармливать их.

Методы исследования:

  1. Наблюдения осеннее – зимние.
  2. Сравнения.
  3. Изготовление кормушек, иллюстраций.

Результаты исследования

I.Организация класса

- Поздоровайтесь с гостями

- Дети, у нас на бейджиках что написано? (юный эколог)

- А как понять слово “юный”? (маленький)

- А эколог? (наблюдать, защищать, рассматривать)

- Вот мы с вами маленькие исследователи.

II. Осенние экскурсии

- Мы с вами ходили на экскурсии, знакомились с птицами, которые встречались на нашем пути.

- Разделите птиц на 2 группы: (вывешиваются картинки)

Малочисленный вид Многочисленный вид
1. Синица лазоревка 1. Сорока
2. Поползень 2. Ворона
3. Дятел большой 3. Галка
4. Снегирь 4. Чайка
5. Дрозд 5. Воробьи
  6. Синица
  7. Голубь

- Так мы познакомились с основным видовым составом птиц.

- Как мы их запомнили? (По окраске, по размеру)

- По внешнему виду. Что узнали о них?

Загадки, сообщения детей.

- Ученик загадает загадку, а вы узнайте о какой птице идет речь.

Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей) (рис.1)

- Ученик нам расскажет об этой птичке.

Воробей

Наш воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит.

Окраска самца воробья серенькая с темненькими пятнами на спине, на шейке – черное пятно.

Самочки почти одноцветные серовато-бурые, без ярких тонов и пятен.

Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Они любят корки черствого пшеничного хлеба.

- Есть воробей домовой и полевой. А как они отличаются?

(У домового воробья белые щечки, а полевого пятнышки)

Рис.1

Рис.1

 

2). Следующую загадку нам приготовил ученик.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь) (рис.2)

- А ученица подготовила сообщение о нем.

Снегирь.

Снегирь – самец – красногрудая птичка с голубовато – серой спинкой, черной головкой, у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся стайками (7-10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем опять сидят неподвижно. И так целый день.

Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, у которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поев рябины, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.

Рис.2

Рис. 2

 

3). Вот эту птицу еще в народе называют по- другому.

Кто в беретке ярко-красной,
Черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел) (рис.3)

Рис. 3

Рис. 3

Какие бывают дятлы?

Дятлы бывают разные: черный, зеленый, трехпалый. А в наших краях чаще всего можно встретить пестрых дятлов, особенно малого пестрого. Размером он со скворца, но очень уж все у него приспособлено к “дятловому” образу жизни: пальцы на лапах и когти направлены вперед и назад – так удобнее цепляться за кору деревьев. Перья на хвосте прочные, ими можно упираться в выступы коры. Ну, и клюв длинный, крепкий, острый. Как ударит им дятел в кору дерева – так дырка. Он не везде ударяет, а только там, где услышит, что под корой сидит и пилит дерево гусеница-древоточец. Проделает дятел клювом дырку, вытащит древоточца и съест. И ему польза, и дереву. Но любит дятел также расклевывать еловые и сосновые шишки и вытаскивать из них семена.

4). – Эту птицу можно увидеть очень редко. Но у нее есть такие качества, по которым ее можно отличить от других.

- Ученица расскажет про поползня. (рис 4)

Поползень

Мелкие птицы размером с воробья (длина тела 9,5-19 см). Телосложение плотное, компактное. Голова крупная. Хвост короткий. Крылья небольшие. Ноги короткие с цепкими когтями, позволяющими свободно передвигаться по стволу дерева как вверх, так и вниз головой. Клюв прямой, острый, с его помощью поползневые свободно раздалбливают даже твердые семена и орехи. Ноздри прикрыты короткими жесткими перышками, в уголках рта небольшие щетинки. Оперение разных оттенков, низ всегда светлее, иногда с рыжеватыми подпалинами. У многих на глазах темная полоска, у некоторых шапочка. Питаются насекомыми, пауками, иногда поедают плоды и семена. Большинство гнездится в дуплах деревьев; уменьшают вход в дупло, замазывая его грязью. В кладке 4-10 белых яиц с красно-коричневыми крапинками. Птенцов кормят оба родителя. Кочуют недалеко от мест гнездования.

Рис. 4

Рис. 4

5) Ученица в своем сочинении писала про синиц. Послушайте ее внимательно.

Сочинение ученицы 2класса “А” Шаповаловой Анастасии.

Однажды гуляя зимой с дедушкой, мы увидели маленькую птичку. Я сказала, что это воробей, но дедушка посмотрел на неё и сказал:

-Да, внученька, птица размером с воробья, но головка, горлышко, задняя часть брюшка и подхвостье у неё чёрные, щёки белые, окаймлённые чёрным кружком. Посмотри на хвост и крылья, они серо-голубые, спинка зелёная, нижняя часть тела жёлтая. Это большая синица. Обитает она в лесу, парках и садах. Гнёзда устраивает в дуплах, в щелях деревянных построек, даже в почтовых ящиках. Синицы поедают кузнечиков, гусениц совки, личинок жуков.

-Если синицы едят насекомых, то чем они питаются зимой?- спросила я.

-В сильные морозы птицам трудно доставать корм. Поэтому надо вешать кормушки и подкармливать их семенами подсолнуха, пшеном, корками сыра, крошками белого хлеба. А они вас наградят звонкой песней и помогут сохранить зелёные насаждения от вредных насекомых, - ответил дедушка.

Наследующий день мы с дедушкой сделали кормушку и повесили её на балкон, и мы каждый день наслаждались пением птиц.

- Как можно отличить синицу большую от синицы лазоревки? (У синицы большой черная полоса впереди, а синицы лазоревки голубая шапочка). (рис. 5)

Рис. 5

Рис. 5

III. Подкормка птиц

  • Чем питаются птицы?
  • Многочисленный вид птиц на свалке, кроме синиц и воробьев.
  • Почему, как вы думаете их больше?
  • Чтобы помочь редким птицам, что мы сделали? (кормушки)
  • Какие? (с маленьким входом)
  • В которые могли бы попасть только мелкие птицы.
  • Какой корм нужно положить в кормушку?

Главные правила при подкормке птиц:

Нельзя острые , кислые, жареные продукты, ржаной хлеб закисает в зобу птиц и плохо переваривается.

IV. Защита стендового проекта

- Мы с вами провели такие конкурсы:

  1. Конкурс сочинений “Помогите птицам” (называются победители)
  2. Конкурс стихотворений (победитель читает стихотворение “Воробышек”)

    ВОРОБЫШЕК

    Утром выглянул в окошко –
    Серебром покрыл все иней.
    Пляшет мальчик по дорожке:
    От мороза носик синий.

    Воробей на слабой ножке
    Тоже скачет по дорожке.
    Тяжко бедному: ни крошки,
    А кругом все кошки, кошки.

    Срочно вешаю кормушку
    На еловую макушку.
    Потеплело сердце пташки:
    Не страшны котов мордашки.

  3. Конкурс рисунков (называются победители)
  4. Конкурс кормушек (победители весь класс)
  5. Развешивание кормушек
  6. Подкормка птиц. (фотографии на стенде)

V. Игра “Птичья столовая” Карточка (рис. 6)

  1. Какие птицы прилетели? (синица, воробей, снегирь, дятел, дрозд)
  2. Чем накормить пернатых гостей? (поставить стрелочку к угощению). Раскрасить понравившуюся птичку.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна,-
                        и не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
                        Улететь могли,
А остались зимовать
                        Заодно с людьми.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен нее пришлось
Нам встречать весну.

VI. Игра “Узнай по голосу”

1. - А как еще можно узнать, не видя птицу, какая прилетела? (по следам)

- Мы с вами рисовали следы птиц. Будем и дальше учиться изучать их. (Рис.6)

2. – А как еще можно узнать птицу, не видя ее? (по голосу)

- Давайте попробуем определить. ( запись голосов птиц ни аудиокассете)

VII. Что такое птичий грипп

- Ребята, может нам не надо помогать птицам. Ведь с экрана телевизора и со страниц газет говорят, что птиц не надо охранять, а надо уничтожать.

- Что такое птичий грипп?

(Вирус птичьего гриппа – одна из разновидностей вирусов гриппа А, впервые выделенная от кур в 1902 г. в Итили)

- Заболеть можно, когда съешь мясо курицы, утки. Надо правильно приготовить мясо, вирус погибает при обработке 60 градусах.

- А птичек мы не едим. Так что не надо их бояться, но профилактические меры применять надо ( надо мыть руки с мылом после кормления птиц).

- Если истребить птиц, то что получится?

Вывод:

Охранять птиц, так как они приносят пользу. Семейство большой синицы за гнездовой период может уберечь от насекомых – вредителей 40 яблонь, воробьи в период выкармливания птенцов уничтожают жуков – долгоносиков, шелкопрядов. Ученые установили, что пение дрозда помогает нам справляться со стрессами, а также в лечении заболеваний сердца.

Творческая группа издала “Красную книгу”, помогали им в этом наши родители.

- Ребята, свою исследовательскую работу мы будем продолжать весной и сравним: изменился ли видовой состав птиц.

Итог:

- Пусть птицы займут свои места на зимнем дереве. (На уроках труда ребята сами изготовили фигурки птиц из цветной бумаги, картона, ткани)

Приложение.