Задачи:
- Изучение видового состава птиц
- Выявление наиболее многочисленного вида и редкого вида.
- Познакомить детей с охраной птиц.
Проблема:
- Для чего это делаем?
Исчезновение редких и мелких по размерам птиц. В городе много свалок с отходами, что способствует увеличению количественного состава сорных птиц: ворон, сорок, голубей. А мелкие птицы и наиболее редкие исчезают.
Гипотеза:
Изменится ли количественный и видовой состав птиц, если вовремя чистить мусорные контейнеры, вывозить мусор со свалок, если мы будем развешивать кормушки для мелких птиц и подкармливать их.
Методы исследования:
- Наблюдения осеннее – зимние.
- Сравнения.
- Изготовление кормушек, иллюстраций.
Результаты исследования
I.Организация класса
- Поздоровайтесь с гостями
- Дети, у нас на бейджиках что написано? (юный эколог)
- А как понять слово “юный”? (маленький)
- А эколог? (наблюдать, защищать, рассматривать)
- Вот мы с вами маленькие исследователи.
II. Осенние экскурсии
- Мы с вами ходили на экскурсии, знакомились с птицами, которые встречались на нашем пути.
- Разделите птиц на 2 группы: (вывешиваются картинки)
Малочисленный вид | Многочисленный вид |
1. Синица лазоревка | 1. Сорока |
2. Поползень | 2. Ворона |
3. Дятел большой | 3. Галка |
4. Снегирь | 4. Чайка |
5. Дрозд | 5. Воробьи |
6. Синица | |
7. Голубь |
- Так мы познакомились с основным видовым составом птиц.
- Как мы их запомнили? (По окраске, по размеру)
- По внешнему виду. Что узнали о них?
Загадки, сообщения детей.
- Ученик загадает загадку, а вы узнайте о какой птице идет речь.
Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей) (рис.1)
- Ученик нам расскажет об этой птичке.
Воробей
Наш воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит.
Окраска самца воробья серенькая с темненькими пятнами на спине, на шейке – черное пятно.
Самочки почти одноцветные серовато-бурые, без ярких тонов и пятен.
Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Они любят корки черствого пшеничного хлеба.
- Есть воробей домовой и полевой. А как они отличаются?
(У домового воробья белые щечки, а полевого пятнышки)
Рис.1
2). Следующую загадку нам приготовил ученик.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь) (рис.2)
- А ученица подготовила сообщение о нем.
Снегирь.
Снегирь – самец – красногрудая птичка с голубовато – серой спинкой, черной головкой, у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся стайками (7-10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем опять сидят неподвижно. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, у которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поев рябины, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
Рис. 2
3). Вот эту птицу еще в народе называют по- другому.
Кто в беретке ярко-красной,
Черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел) (рис.3)
Рис. 3
Какие бывают дятлы?
Дятлы бывают разные: черный, зеленый, трехпалый. А в наших краях чаще всего можно встретить пестрых дятлов, особенно малого пестрого. Размером он со скворца, но очень уж все у него приспособлено к “дятловому” образу жизни: пальцы на лапах и когти направлены вперед и назад – так удобнее цепляться за кору деревьев. Перья на хвосте прочные, ими можно упираться в выступы коры. Ну, и клюв длинный, крепкий, острый. Как ударит им дятел в кору дерева – так дырка. Он не везде ударяет, а только там, где услышит, что под корой сидит и пилит дерево гусеница-древоточец. Проделает дятел клювом дырку, вытащит древоточца и съест. И ему польза, и дереву. Но любит дятел также расклевывать еловые и сосновые шишки и вытаскивать из них семена.
4). – Эту птицу можно увидеть очень редко. Но у нее есть такие качества, по которым ее можно отличить от других.
- Ученица расскажет про поползня. (рис 4)
Поползень
Мелкие птицы размером с воробья (длина тела 9,5-19 см). Телосложение плотное, компактное. Голова крупная. Хвост короткий. Крылья небольшие. Ноги короткие с цепкими когтями, позволяющими свободно передвигаться по стволу дерева как вверх, так и вниз головой. Клюв прямой, острый, с его помощью поползневые свободно раздалбливают даже твердые семена и орехи. Ноздри прикрыты короткими жесткими перышками, в уголках рта небольшие щетинки. Оперение разных оттенков, низ всегда светлее, иногда с рыжеватыми подпалинами. У многих на глазах темная полоска, у некоторых шапочка. Питаются насекомыми, пауками, иногда поедают плоды и семена. Большинство гнездится в дуплах деревьев; уменьшают вход в дупло, замазывая его грязью. В кладке 4-10 белых яиц с красно-коричневыми крапинками. Птенцов кормят оба родителя. Кочуют недалеко от мест гнездования.
Рис. 4
5) Ученица в своем сочинении писала про синиц. Послушайте ее внимательно.
Сочинение ученицы 2класса “А” Шаповаловой Анастасии.
Однажды гуляя зимой с дедушкой, мы увидели маленькую птичку. Я сказала, что это воробей, но дедушка посмотрел на неё и сказал:
-Да, внученька, птица размером с воробья, но головка, горлышко, задняя часть брюшка и подхвостье у неё чёрные, щёки белые, окаймлённые чёрным кружком. Посмотри на хвост и крылья, они серо-голубые, спинка зелёная, нижняя часть тела жёлтая. Это большая синица. Обитает она в лесу, парках и садах. Гнёзда устраивает в дуплах, в щелях деревянных построек, даже в почтовых ящиках. Синицы поедают кузнечиков, гусениц совки, личинок жуков.
-Если синицы едят насекомых, то чем они питаются зимой?- спросила я.
-В сильные морозы птицам трудно доставать корм. Поэтому надо вешать кормушки и подкармливать их семенами подсолнуха, пшеном, корками сыра, крошками белого хлеба. А они вас наградят звонкой песней и помогут сохранить зелёные насаждения от вредных насекомых, - ответил дедушка.
Наследующий день мы с дедушкой сделали кормушку и повесили её на балкон, и мы каждый день наслаждались пением птиц.
- Как можно отличить синицу большую от синицы лазоревки? (У синицы большой черная полоса впереди, а синицы лазоревки голубая шапочка). (рис. 5)
Рис. 5
III. Подкормка птиц
- Чем питаются птицы?
- Многочисленный вид птиц на свалке, кроме синиц и воробьев.
- Почему, как вы думаете их больше?
- Чтобы помочь редким птицам, что мы сделали? (кормушки)
- Какие? (с маленьким входом)
- В которые могли бы попасть только мелкие птицы.
- Какой корм нужно положить в кормушку?
Главные правила при подкормке птиц:
Нельзя острые , кислые, жареные продукты, ржаной хлеб закисает в зобу птиц и плохо переваривается.
IV. Защита стендового проекта
- Мы с вами провели такие конкурсы:
- Конкурс сочинений “Помогите птицам” (называются победители)
- Конкурс стихотворений (победитель читает
стихотворение “Воробышек”)
ВОРОБЫШЕК
Утром выглянул в окошко –
Серебром покрыл все иней.
Пляшет мальчик по дорожке:
От мороза носик синий.Воробей на слабой ножке
Тоже скачет по дорожке.
Тяжко бедному: ни крошки,
А кругом все кошки, кошки.Срочно вешаю кормушку
На еловую макушку.
Потеплело сердце пташки:
Не страшны котов мордашки. - Конкурс рисунков (называются победители)
- Конкурс кормушек (победители весь класс)
- Развешивание кормушек
- Подкормка птиц. (фотографии на стенде)
V. Игра “Птичья столовая” Карточка (рис. 6)
- Какие птицы прилетели? (синица, воробей, снегирь, дятел, дрозд)
- Чем накормить пернатых гостей? (поставить стрелочку к угощению). Раскрасить понравившуюся птичку.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна,-
и не страшнаБудет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен нее пришлось
Нам встречать весну.
VI. Игра “Узнай по голосу”
1. - А как еще можно узнать, не видя птицу, какая прилетела? (по следам)
- Мы с вами рисовали следы птиц. Будем и дальше учиться изучать их. (Рис.6)
2. – А как еще можно узнать птицу, не видя ее? (по голосу)
- Давайте попробуем определить. ( запись голосов птиц ни аудиокассете)
VII. Что такое птичий грипп
- Ребята, может нам не надо помогать птицам. Ведь с экрана телевизора и со страниц газет говорят, что птиц не надо охранять, а надо уничтожать.
- Что такое птичий грипп?
(Вирус птичьего гриппа – одна из разновидностей вирусов гриппа А, впервые выделенная от кур в 1902 г. в Итили)
- Заболеть можно, когда съешь мясо курицы, утки. Надо правильно приготовить мясо, вирус погибает при обработке 60 градусах.
- А птичек мы не едим. Так что не надо их бояться, но профилактические меры применять надо ( надо мыть руки с мылом после кормления птиц).
- Если истребить птиц, то что получится?
Вывод:
Охранять птиц, так как они приносят пользу. Семейство большой синицы за гнездовой период может уберечь от насекомых – вредителей 40 яблонь, воробьи в период выкармливания птенцов уничтожают жуков – долгоносиков, шелкопрядов. Ученые установили, что пение дрозда помогает нам справляться со стрессами, а также в лечении заболеваний сердца.
Творческая группа издала “Красную книгу”, помогали им в этом наши родители.
- Ребята, свою исследовательскую работу мы будем продолжать весной и сравним: изменился ли видовой состав птиц.
Итог:
- Пусть птицы займут свои места на зимнем дереве. (На уроках труда ребята сами изготовили фигурки птиц из цветной бумаги, картона, ткани)