Методическая разработка по теме "Пересечение и объединение множеств"

Разделы: Математика


Методическое описание

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие “компетенция/компетентность”.

В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать учебный процесс по любой модели. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Программа по Теоретическим основам начального курса математики с Методикой преподавания математики (ТОМ с ММ) отвечает провозглашенному принципу. Изменения в системе образования требуют совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, в том числе и методической. Эффективность обучения студентов зависит от выбранной совокупности принципов, которая отражает общие требования к педагогическому процессу.

С учетом современных тенденций развития образования нами была выделена совокупность принципов, которые положены в основу педагогического процесса при изучении программы по ТОМ с ММ. Один из них: принцип сквозного построения, принцип интеграции двух дисциплин, органическая связь теоретических вопросов и вопросов преподавания методики математики. Названный курс представляет собой один из вариантов интеграции двух дисциплин: " Теоретических основ начального курса математики" и "Методики преподавания математики". Создание такого курса вызвано необходимостью изменения существующей системы и содержания профессиональной подготовки учителей начальных классов и классов коррекции. В математике в той или иной степени представлены закономерности различных наук, но в специфической абстрактной форме. Поэтому, для реализации педагогического потенциала необходим взгляд на нее, не как на отдельный предмет, а как на междисциплинарную систему. Построенное на этом принципе обучение математике позволит эффективнее реализовать межпредметные связи, расширить круг познавательных интересов обучаемых.

Только две первые темы интегрированного курса по тематическому планированию изучаются обособленно, так как они касаются базовых вопросов ТОМ и ММ. Для того чтобы и на этом этапе обучения реализовать межпредметные связи пытаюсь найти точки соприкосновения в совершенно разных разделах двух предметов.

Так в разделе “Организация обучения математике в начальных классах” большое внимание уделено Контролю знаний по математике.

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала, как и другой иной полноценной деятельности, является ориентировочная, исполнительская и контролирующая. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе учитель-ученик, позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и коррекции их знаний и умений. Это дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием.

Таким образом, контроль – это часть процесса обучения, это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются ГОС ФК и РК.

На занятиях по ММ были подробно рассмотрены цели, функции, типы, виды, формы и средства контроля по математике. Говоря о средствах контроля знаний и умений, чаще всего имеют в виду задания, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения. В основу классификации таких средств может быть положена форма ввода ответа на контролирующее задание.

В этом случае выделяют:

  • задания свободного выбора ответа и
  • тесты (ввод ответа определенным образом ограничивается)

Задания свободного выбора предусматривают свободное конструирование ответа учащихся. Внедрение ГОС предполагает внедрение таких технологий проверки результатов обучения, которые позволили бы осуществлять контроль выполнения требований к уровню подготовки специалистов. В качестве наиболее адекватной и перспективной технологии контроля знаний можно использовать тестовую.

Тесты делятся на следующие виды:

Тесты первого вида представляют собой задания, связанные с заполнением пропусков в предложенном связном тексте. Альтернативный тест- это задание, выполнив которое ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один, по его мнению, правильный. Тест перекрестного выбора представляет собой несколько заданий, после выполнения которых, ученик устанавливает соответствие полученных им результатов предполагаемым результатам, записанным в произвольном порядке. Тест множественного выбора состоит из задания и списка ответов, среди которых, один правильный.

В момент изучения темы “Контроль знаний по математике” студенты еще не владели знаниями по частным вопросам Методики преподавания математики, поэтому умения проектировать фрагменты урока по организации и проведению контролирующих мероприятий, например, математических диктантов, было решено на теме, которая изучалась на Теоретических основах начального курса математики.

Эта тема: “Пересечение и объединение множеств, и их свойства”. Она важна для будущих учителей не только потому, что теоретической основой большинства вопросов начального курса математики является теория множеств, но и от того, что изучается по новым Программам (Л.Г.Петерсон, В.Н.Рудницкая и другие) в начальной школе.

Из многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выбрала метод проектов, как технологию, позволяющую, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей. Результаты выполнения проектов должны быть “осязаемыми”, т.е. если это практическая проблема, то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов и предполагают презентацию этих результатов. Что и произошло в результате внедрения данной технологии при изучении темы: “Пересечение и объединение множеств, и их свойства”.

Для выработки важных для будущего учителя педагогических умений прогнозирования, осуществления педагогической деятельности и оценивания её результативности с точки зрения психолого-педагогических знаний в КУПК сложилась система работы по обучению учащихся анализу своей педагогической деятельности, которая нашла отражение в представленной разработке.

Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно в результате реализации данного подхода компетентный педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

Приложение 1 (Разработка проекта)

Приложение 2 (Презентация проекта)

Приложение 3 (Тест студентов)