Урок литературного чтения во 2-м классе на тему "Стихотворечния Ф.И. Тютчева об осени"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  1. Введение в новый раздел “Люблю природу русскую”, “Осень”;
  2. Ознакомление со стихотворением Ф. И. Тютчева “Осень”;
  3. Обучение правильному чтению стихов;
  4. Развитие памяти, речи, мышления;
  5. Создание на уроке положительной мотивации к обучению.

Обозначения

  1. Мультимедиапроектор;
  2. Слайды, созданные учителем;
  3. Учебник “Родная речь”;
  4. Тетрадь с печатной основой по литературному чтению.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка рабочего места.

Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.

II. Проверка домашнего задания

- Изучение какого раздела мы только что закончили?

- Вспомните как можно больше видов произведений устного народного творчества.

  1. Дети рассказывают наизусть потешки, песенки, частушки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, считалки.
  2. Инсценируют отрывки из сказок.
  3. Отгадывают названия сказок по отрывкам, показанным ребятами.

III. Итог по домашнему заданию

Оценки за интересные и правильные ответы, за активную работу на уроке.

IV. Введение в тему. Речевая разминка

- Вспомните, в какой день вы пришли в школу? Какое время года наступило?

- Назовите осенние месяцы по порядку.

1) На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение, которое напечатано на слайде №1.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет
Лисью шапку примеряет вяз.

2) Объяснение значений выделенных слов.

3) Работа над выразительным чтением стихотворения детьми. Прослушивание 2-3 учеников. Коллективное оценивание наиболее красивого чтения.

4) Постановка цели урока. На доске (слайд №2) читается название раздела: “Люблю природу русскую. Осень”

- На уроке мы познакомимся с произведениями русского поэта Ф. И. Тютчева. Обратите внимание на портрет поэта, дату его рождения и смерти (слайд №3). Будем учиться читать выразительно его стихотворения, анализировать знаменитые строки поэта, понимать настроение автора.

Краткий рассказ о жизни поэта.

V. Беседа по теме

1) Чтение текста в учебнике. Его обсуждение.

- Ваше отношение к осени.

- Чем интересно это время года?

- Что вы узнали из этого текста?

- Каковы ваши впечатления?

2) Работа над загадками на странице 67. Выразительное чтение загадок и их отгадывание.

VI. Физкультминутка (слайд № 4)

Под спокойную музыку дети выполняют танцевальные упражнения, напоминающие движения ветра, деревьев, падающей листвы, капель дождя.

(Cлайд №5)

VII. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева

1) Чтение стихотворения учителем.

2) Обсуждение стихотворения.

- Какой увидел осень поэт Тютчев?

- Какие картины представили вы при чтении этого стихотворения?

- Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.

Объяснение смыслового значения слова “эпитеты”.

- Найдите их. (“Дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера”)

- Что значит выражение “дивная пора”? (Cлайд №6)

Волшебная пора, прекрасная, необычная.

- Приходилось ли вам наблюдать “хрустальный день”?

- Опишите его. Какой он? (Cлайд №7)

Прозрачный, чистый, безоблачный.

- Как вы представляете себе “лучезарные вечера”? (Cлайд №8)

Вечером природа залита лучами заходящего солнца, все в розово- красных тонах, все сверкает, сияет.

- Какой знак стоит после первой и третьей строфы? Почему?

Поэт может говорить об этой красоте бесконечно много.

3) Работа над словами и выражениями.

- Как вы понимаете значение слова СЕРП? Что имеет автор ввиду, когда говорит о нем, как о живом? (Cлайд №9)

“Бодрый серп гулял” - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп – это ручное орудие труда для срезывания злаков.

- Праздная борозда (Cлайд №10).

- Что это означает?

Отдыхающая, с нее все убрали.

- Что вы чувствуете при чтении стихотворения?

Радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение? (Cлайд №11)

VIII. Выразительное чтение стихотворения

Работа над выразительным чтением.

Прослушивание нескольких ребят, оценивание их чтения.

IХ. Итог урока

- У стихотворения нет названия.

- Все привыкли называть его по первой строке.

- Как бы вы его назвали?

- Как изменила осень всю окружающую природу?

- Посмотрите, как замечательно это выглядит на примере природы нашего города (Cлайд № 12)

Воспоминания детей об экскурсии в осенний лес. Личные впечатления.

(Cлайд №13)

X. Домашнее задание

- Учить наизусть стихотворение.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3