Урок природоведения в 4-м классе по теме "Природное сообщество — луг"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать у учащихся представления о луге, как природном сообществе. Показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы;
  2. Развивать логическое мышление, наблюдательность;
  3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: календарь погоды, карточки с заданиями, выставка книг, плакат по теме “Луг”, гербарий, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Мы продолжаем изучать природные сообщества.

О каких природных сообществах мы говорили на предыдущем уроке?

Сегодня познакомимся еще с одним. Работать будем по известному нам плану (см. приложение). Он на доске. А вот название сообщества вы скажите сами, но позже. Сейчас слушаем сообщение дежурных о наблюдениях за погодой.

II. Проверка домашнего задания

Дети готовили сообщения из “Красной книги”.

Несколько человек работают по карточкам (см. приложение).

III..Работа над новым материалом

Послушайте строки стихотворения, которые написал Самед Вургун и скажите, к какому природному сообществу они посвящены.

Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

О каком природном сообществе идет речь? (открывают первый пункт плана)

Почему такие строки возникли у автора?

На фоне компьютерной презентации звучит рассказ учителя.

Закройте глаза.

Представьте, что сейчас лето. Ярко светит солнце. Мы выходим на пестрый луг. Дует легкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов.

Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь вы увидите целый мир.

Что же за организмы составляют это сообщество?

Посмотрите на них и запомните.

Луг – это царство травянистых растений.

Вот тысячелистник обыкновенный, а вот известный всем мышиный горошек, лисохвост, тимофеевка, колокольчик. Множество белых соцветий ромашки. Вернее назвать ее нивяником. А вот всем известный лютик.

На лугах, по определению ботаников, живут многолетние растения. Например, лютики могут жить до 17-18 лет. Это возраст тех растений, которые вырастают из семян. Те же виды, которые размножаются вегетативно ( с помощью корневища) могут жить до 400 лет.

О каких же организмах населяющих сообщество вы узнали из моего рассказа?

Но это не полная картина о луге.

IV.Самостоятельная работа учащихся с учебником

Сделайте вывод из прочитанного (открывают 2 пункт плана).

Что значит природное сообщество?

Работа с таблицей (см. Приложение).

Сделайте вывод (открывают 3 пункт плана).

V. Закрепление

Работа по карточкам (см. Приложение).

VI. Итог

Естественная экосистема луга саморегулируется – в этом ее устойчивость. Она сама обеспечивает свое существование.

VII. Домашнее задание

Оформить страницу Красной книги луга. Рассказать о любом представителе луга, которому грозит исчезновение и что сделать для его сохранения, используя книги с выставки.

Приложение 2