Занятие по методу проекта "Путешествие на коралловый риф"

Разделы: Математика, Русский язык, Литература, Начальная школа


1. Организационный момент

Ребята, мы – команда отважных моряков и сегодня снова отправимся в дальнее плавание. Путешествовать мы будем на парусном судне. Вот на таком (показываю рисунок яхты).

2. Ход занятия

Давайте сначала попробуем спроектировать судно, на котором поплывем. (На партах листочки с точками 1-12). Соедините точки от 1 до 12 прямыми линиями от руки. (Рисунок 1).

Что у вас поучилось? (Корабль с парусом)

Вспомните, как называется такой корабль?

Ребята, на партах перед вами лежат различные геометрические фигуры. Какие?

Выложите получившийся у вас рисунок яхты подходящими геометрическими фигурами.

Какие геометрические фигуры вы использовали?

Какого цвета у вас фигуры?

Судно готово, теперь можно отправляться в плавание. Вода спокойна, светит солнце, ничто не мешает нашему паруснику идти заданным курсом.

Ой, ребята, посмотрите здесь какая-то бутылка, а в ней письмо! Это же морская почта! (Достаю письмо, вывешиваю его на доске).

Посмотрите, часть букв размыта водой, но прочитать письмо необходимо, ведь это может быть сигнал бедствия. (Учащиеся восстанавливают текст). (Рисунок 2).

Ребята, найдите в тексте родственные слова. (Коралл, кораллы). В судовых журналах запишите эти слова, выделите общую часть.

Ну что, ребята, отправимся спасать коралловый риф? А вы знаете, что такое коралловые рифы?

Тогда послушайте:

Есть в океане выстроенные острова… Построили их не сказочные великаны. Главные их строители совсем крошечные существа, не больше булавочной головки. Чтобы защитить себя эти существа покрываются твердой чашечкой из извести. Чашечка клеится к чашечке – так вырастают коралловые рифы, т.е. острова кораллов. Стоит спуститься под воду, и вы окажитесь в сказочном царстве кораллов. Дно покрывают желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, фантастические замки, ветвистые деревья.

Давайте в судовых журналах запишем сведения о коралловых островах. (На партах у каждого ученика карточки с сокращенным текстом и индивидуальным заданием)

Ребята, для тех, кто закончит раньше, на доске дополнительное задание (слова: яхта, море, парус – списать и поделить на слоги).

Все необходимые записи сделаны, и мы готовы отправиться на помощь кораллам. Но прежде нужно внимательно изучить карту, чтобы найти кратчайший путь к коралловому острову. Чтобы легче было отыскать дорогу, закрасьте острова и море цветными карандашами. (Рисунок 3).

Итак, мы в пути. Вот за бортом в морской глубине видите осьминога (объемная аппликация осьминога прикреплена на стене). Он охотится, хватая свою добычу щупальцами с присосками. Присосется – не оторвешь.

Ребята, если мы правильно решим задачу про щупальца осьминога, то узнаем, почему он так называется.

На доске краткая запись задачи:

Вверху – 4 щуп.

Внизу – столько же.

Всего – ?

Условие задачи: на спине у осьминога растет 4 щупальца, на животе – столько же. “Столько же” – значит сколько, ребята? Поставьте вопрос к задаче.

Есть условие и вопрос. Что теперь нужно сделать с задачей? Каким действием будем решать задачу? Почему? Решите задачу устно, поднимите карточку с ответом.

Итак, у нас получилось 8 щупальцев у осьминога. Щупальца служат также и для передвижения, т.е. выполняют функцию ног.

Раньше, ребята, число 8 произносилось “осемь”, буква “в” опускалась. Вот и получается, что у осьминога восемь, а по-старинному осемь, щупалец или ног. Отсюда и название животного – осьминог.

(Звучит мелодия песни “На теплоходе музыка играет”)

Ребята, смотрите, нам навстречу движется красивый двухпалубный теплоход. (Выставляю развивающий стенд в форме судна, разукрашенного разноцветными флажками, имеющими форму различных геометрических фигур; на нижней палубе расположены разноцветные иллюминаторы).

Верхняя палуба теплохода украшена разноцветными флажками, а на нижней палубе иллюминаторы расцвечены разноцветными огнями. Сколько флажков на теплоходе? Форму каких геометрических фигур имеют флажки? Какого они цвета?

Вспомните, что такое иллюминатор? Сколько иллюминаторов на судне?

(Музыка смолкает, переворачиваю стенд).

Теплоход ушел своим маршрутом. А вот скажите, ребята, какого цвета был теплоход? (Дети называют цвет, выставляю карточки названного цвета).

А вы запомнили в какие цвета были расцвечены иллюминаторы? (Снова выставляю карточки названного цвета.

Я надеюсь, когда мы освободим коралловый остров от звезд-хищниц и будем возвращаться домой, снова встретим теплоход и узнаем, насколько вы были внимательны.

Ребята, поднимитесь на палубу (дети встают за конторки) и посмотрите за борт. Прямо по курсу остров. Он весь покрыт снегом. Видимо его омывает какое-то холодное течение, т.е. холодные воды. Нам просто необходимо обследовать этот остров. Поскольку он покрыт снегом, одевайтесь потеплей. Остров неизвестный, поэтому команда: “Не разбегайтесь! Держитесь рядом друг с другом!”

Запомните, вы должны не просто высадиться на остров, но и обследовать его:

  • погода на острове (тепло, холодно, прохладно)
  • обитатели острова (люди, животные)
  • растительный мир острова.

Команда высаживается на остров. Боцман остается и наводит порядок на судне. (Дети одеваются, идут на динамическую паузу на улицу, дежурный проветривает класс. После прогулки – беседа об острове).

Ну что ж, давайте поспешим, нас ждут кораллы!

Ребята, поднимайтесь скорей на палубу. Посмотрите, в воде такая удивительная рыба. (Аппликации с изображением рыб развешены на стене). Называется эта рыба Морской петух. А ведь она и вправду на петуха похожа – вся пестрая, а плавники как петушиный хвост топорщатся. “Разговор” морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп. Значит не совсем права поговорка: “Нем как рыба”. Оказывается, рыбы тоже “говорят”.

Ой, осторожно, ребята! Это рыба – зебра. Её нельзя трогать – в ярком плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом. Целыми днями стоит она среди кораллов, подстерегая мелкую рыбешку.

Как вы думаете, почему эту рыбу назвали зеброй? (Чередование полосок). Давайте вспомним, где еще мы встречаемся с “ зеброй”? Это не животное. (Пешеходный переход). Почему пешеходный переход называют “зеброй”? (Чередование полосок).

Ребята, мы уже приближаемся к коралловому рифу. Смотрите, вот над коралловыми зарослями живут рыба–ёж и рыба–шар. В спокойном состоянии – рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику и невзрачные рыбешки, заглатывая воду, раздуваются большими, ощетинившимися иголками, шарами.

На коралловых рифах, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут удивительные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как бабочки. Так их и называют – рыбы-бабочки.

А вот и виновница бедствия хищная морская звезда, вся колючками ощетинилась. Питается она кораллами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые безжизненные скелеты. Обитатели рифа гибнут или уходят на другие места. Волны рушат опустевшие коралловые замки, и через некоторое время на месте сказочного сада остается белая пустыня.

Чтобы освободить коралловый риф от этих хищниц вам, ребята, нужно составить задачу по краткой записи:

Маленькие звезды – 3 шт.

Большие звезды – ? на 7 б.

(Учащиеся составляют задачу).

В судовых журналах запишите решение и ответ задачи. (Один ученик работает у доски).

Задачу составили и решили. Хищники побеждены. Они не смогут больше уничтожать кораллы, и риф по-прежнему будет гостеприимным домом для многих рыб и других морских животных. А нам пора возвращаться домой.

(Включается кассета “Голоса птиц”)

Ребята, слышите, что это за звуки?

Да, это голоса птиц, а мы снова приближаемся к какому-то острову. (Рассматриваем стенд “Перелетные птицы”)

Ребята, да ведь это же наши знакомые. Вот значит где они живут, пока дома не закончатся холода. Они приветствуют вас и очень рады встрече. Мы, к сожалению, уже не можем пристать к берегу, мы очень давно в пути, нам пора возвращаться домой. Но у нас на судне есть рация. Давайте пошлем нашим пернатым друзьям телеграмму. Но помните о том, что текст телеграммы должен быть очень небольшой по объему, всего одно предложение. Давайте составим это предложение. (Дети предлагают варианты текста телеграммы, выбирается наиболее удачный).

Возьмите бланки телеграмм и напечатайте это предложение. Как пишем первое слово в предложении? Что ставим в конце предложения? Под предложением составьте его схему. (Один ученик чертит схему на доске).

Помашем птицам рукой и отправимся дальше.

(Вновь включается запись песни “На теплоходе музыка играет”. Переворачиваю развивающий стенд).

Ребята, а вот и наш старый знакомый – красавец теплоход. Давайте скорее проверим, правильно ли вы запомнили его цвет и расцветку иллюминаторов. (Проверяем, хвалю самых внимательных).

Пока теплоход проходит мимо, мы успеем решить задачу.

Чтобы украсить палубу теплохода, матросы изготовили 10 красных и зеленых флажков. 5 флажков были красного цвета, остальные – зеленого. Сколько флажков зеленого цвета изготовили моряки?

(Все вместе составляем краткую запись задачи, устно решаем ее).

Самостоятельно запишите в судовых журналах краткую запись, решение и ответ задачи.

Пока мы решали задачу, наш кораблик совсем близко подошел к родному берегу. Вам, ребята, нужно обязательно записать в судовых журналах отчет о том, кого вы повстречали во время путешествия.

(Раздаю карточки:

Среди кораллов спряталась рыба (рисунок рыбы-зебры). Морской (рисунок петуха) издает резкие звуки. Рыба – (изображение шара) и рыба – (изображение ежа) раздуваются, заметив опасность. Прячется в кораллах рыба – (изображение бабочки). Медленно ползет по дну морская (изображение звезды).

(Каждый ученик читает и пишет по одному предложению).

Отчет готов. А мы подошли к пристани. Смотрите, нас встречают друзья. Им, наверное, очень интересно не только послушать наш рассказ о путешествии, но и посмотреть. (Выдаю детям листочки бумаги 15 см на 15 см, из которых они выполняют оригами – кораблик).

Теперь, ребята, подойдите к ящику с песком. Давайте сделаем из песка острова, “посадим” на них деревья, поселим животных, в море запустим рыб. Поставим 4 кораблика у пристани, пятый отправим в путешествие к коралловым рифам. (Дети выполняют работу с песком, потом показывают и рассказывают, что получилось).

Помойте руки.

Путешествие закончилось. Я вижу, что вам немного грустно, что все уже позади. Но у меня для вас сюрприз. (Включаю запись “Шум моря”). Расслабьтесь, закройте глаза, слушайте шум моря и вспоминайте наше путешествие. (Собираю тетради и выдаю альбомные листы).

Откройте глаза. Возьмите карандаши и нарисуйте то, что вам больше всего понравилось во время путешествия, или, может быть, слушая звуки моря, вы представите себе какую-либо другую картину. Нарисуйте то, что вам хочется нарисовать, слушая шум моря. (Дети рисуют под музыку и по мере выполнения работы покидают класс).