Урок по курсу "Уроки здоровья". "Домашние волшебники"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Уроки здоровья стали для нас уроками общения, где вы познаёте самих себя, своих сверстников, товарищей, вырабатываете умения и навыки, которые помогут установить доброжелательные отношения с другими людьми.

Вспомните, мы с вами проводили деловую игру “Планета друзей” Какие правила вы выработали? (правила общения в классе, в школе и т.д.). На другом уроке вы доказывали, что можете быть “Добрыми волшебниками” по отношению ко всем людям, которые вас окружают. Какие волшебства вам по силам при общении с людьми?

Мне интересно узнать, вас чему-нибудь научили наши традиционные “Дни именинника”? (поздравлять, дарить подарки, развлекать гостей, готовиться к этому мероприятию всем вместе, хранить секреты и т.д.).

А общению с кем или с чем вы учились “Путешествуя по страницам Красной Книги”? (общению с природой, животным миром и т.д.)

Кто сумел услышать слово, которое я очень часто произносила? (общение)

Сегодня мы поговорим об отношениях, об общении в семье

между родными и близкими людьми, т. е. поучимся быть домашними волшебниками. Почему важно говорить об этом? Да потому, что не всегда и не всем живётся в своём доме тепло и уютно. Вот послушайте, что говорят об этом такие же как вы ребята:

Мальчик Мой пап человек настроения, то и дело накричит на тебя попусту, он считает, что кто-нибудь виноват, а не он. Но если настроение хорошее, то он замечательный человек…

Девочка У меня с родителями хорошие отношения, но этого я добивалась долго. Старалась хорошо учиться, к их приходу готовить что-нибудь вкусное и т.д.

Мальчик я провожу с родителями не мало времени, но сидим мы по своим комнатам и почти не разговариваем.

Девочка А мы разговариваем только о каких-то мелочах. Родители не интересуются моим мнением.

Девочка меня идеальные родители. Они ругают только за дело. Изредка обещают выдрать, но никогда пальцем не трогают.

Мальчик А я не верю, что есть идеальные родители и идеальные дети, которые в состоянии понять друг друга с полуслова. Мне плохо.

Вот такие мы разные - ершистые, обидчивые, требовательные. Наша с вами сегодня задача - попробовать разобраться, понять, почему иногда случается так, что вы не понимаете взрослых, а взрослые не понимают вас.

У Е.Чарушина есть рассказ “Курочка”.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скореё на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: “Квох-квох-квох!”- это значит:прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у ког только глаз выглядывает.

А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на голову капает?

- Чем цыплята похожи на детей? Случались ли в вашей жизни подобные ситуации? Какой можно из этого сделать вывод?

 - Наша жизнь постоянно подбрасывает задачки, и решать их приходится нам самим. А решения могут быть самые разные. Хотите порешать задачки из учебника под названием “жизнь”? (и гости тоже). Дети и взрослые делятся на две группы. Каждая получает описание жизненной ситуации, и, после ознакомления с ней, предлагает свои пути выхода из неё). Можно ответ проинсценировать, распределив роли между всеми членами семьи.

Ситуация 1.Телевизор в доме и сплачивает всех домашних, но часть и ссорит. Как быть в такой ситуации, когда в субботний вечер одновременно идёт бабушкин фильм, папин матч по хоккею, а младший братишка с нетерпением ждёт продолжения мультфильма.. (всё основано на взаимоуважении ,договоренности: провести голосование, разыграть телевизор-кому повезёт, тогда проигравший может сходить к соседям посмотреть, можно уважить бабушку - главное - подумать об этом заранее)

Ситуация 2”У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет..” А если есть- это хорошо или плохо7И кому живётся лучше6старшему, или младшему?..А как быть в такой ситуации: если в квартире два брата, старший и младший, играют в мяч, а стекло в двери разбил младший и он виноват. Как быть? Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации? (не разбираться - кто прав, кто виноват. Виноваты оба, т.к. квартира не место для таких игр. Лучше сразу перейти к делу 6 убрать битое стекло, посмотреть - не порезался ли малыш, и оказать ему помощь, успокоить, ведь стекло-дело “наживное”. Затем хорошо бы, чтобы папа показал сыновьям, как вставлять стекло, и сделать это вместе.)

- Какой из этого можно сделать вывод?

И каждый может быть волшебником, главное – захотеть.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого -
Одно удовольствие, честное слово.

И всё таки очень часто в душе вы обижаетесь на родителей за то, что они почему-то запрещают то одно, то другое. Ведь это так?

Что, например, запрещают вам, а вы не понимаете - почему? (фиксирую на доске )

- долго сидеть за компьютером

- читать при плохом освещении

- гулять зимой без варежек

- есть много сладкого и т.д.

Совсем, как в стихотворении Г.Ширковец “Не пойму я взрослых этих”

Не пойму я взрослых этих
Всё у них наоборот:
Сразу тянутся к котлете
И не смотрят на компот.
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!
В магазин приходим с дедом -
Там горою карамель
Ну а дед берёт к обеду
Колбасу и вермишель.
Жалко взрослых мне бывает -
Ничего не понимают.
Во дворе такая лужа!
Лучше лужи не найти!
Но сосед вздыхает - ужас!
Не проехать, не пройти!
Жалко взрослых мне бывает
Ничего не понимают!
В дом вчера принёс мышонка
Я нашёл его в саду
Закричала мама звонко:
Я сейчас с ума сойду!
Жалко взрослых мне бывает
Ничего не понимают!

- Не пытались ли вы в мыслях поменяться со взрослыми местами ролями?

Давайте поиграем. Продолжи фразу: Если бы я был взрослым…(и обоснуйте)

Какой же сделаем вывод?

- Вспомните слова популярной песни: “Главней всего ……”?

- Что мы подразумеваем под фразой “погода в доме”?

- От кого зависит погода в вашем доме?

Как вы можете её испортить или улучшить?

Хочется, чтобы вы всерьёз и глубоко поняли: отношения, покой, порядок, радость в семье зависят во многом от вас, вашей внимательности, воспитанности. (вопрос о самочувствии, маленькая услуга, приветливая интонация-эти “мелочи” и создают настроение)

Хотите, проведём небольшой опыт, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын или дочь? Я читаю вопросы. Если вы можете ответить на них “да”, ставьте + (плюс), если - “нет” - ставьте – (минус). Проверьте сами себя, отвечайте честно, ваши ответы кроме вас самих никто не увидит. К нам могут присоединиться и гости.

ТЕСТ (проверочное испытание)

  • Если тебе приходится задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, ч\з товарища)?
  • Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой
  • (генеральной уборкой, ремонт, заготовка дров) а тебя отправляют на улицу или к друзьям, или к родным , “чтобы не крутился под ногами”?
  • Отложи книжку на минутку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не месте?
  • Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестёр?
  • Свои нужды ( купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её?
  • Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь ещё какую- нибудь работу “от себя”, по своей инициативе ( например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты ещё и всю обувь привёл в порядок)?
  • Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? ( а может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)
  • У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым, недовольным лицом)?
  • У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
  • Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Ну вот. Было всего10 вопросов. Если ты очень хороший сын,или прекрасная дочь, знаки у тебя должны стоять такие:

“+ - - + + + + - - -”

Если картина получилась совсем противоположная, тебе надо всерьёз задуматься, каким ты растёшь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно исправить, и тогда погода в вашем доме всегда благоприятной и безоблачной.

Может ли кто-то из вас сказать, что у него плохие, несправедливые, жестокие родители? Получается, что родители-то все хорошие. Они любят вас, заботятся о вас и очень хотят взаимности: видеть ваши счастливые, улыбающиеся лица. слышать добрые слова, слова благодарности и комплименты. Давайте сейчас потренируемся: на сердечке напишите, за что вы любите своих родителей, и прикрепите их к одному большому сердцу - ваших родителей, а на родительском собрании я им это сердце, полное вашей любви и благодарности, обязательно покажу. А вы научитесь говорить комплименты своим родителям вслух и почаще.

И ещё, научитесь тому, к чему вас призывают герои сценки “Навстречу друг другу”.

Папа. Девушки, с четырёх до пяти телефон попрошу не занимать.

Мама и дочь. Этокак же?

Мама. А я как раз хотела позвонить одной знакомой, с которой не виделась сто лет.

Дочь. А я Трошкину!

Папа. Ничего не знаю, мне должны позвонить по делу из издательства.

Дочь. Тогда я, чур, вторая!

Мама. А я?

Дочь. Ну, мам, ты же надолго, часа на два, я мне только созвониться быстренько и я уйду в гости.

Мама. К Трошкину?

Дочь. К Трошкину!

Папа. Что-то ты туда зачастила. Можно подумать, он держит дискотеку.

Дочь. Почти. К нему Макаров ходит музыку слушать.

Папа. А что, у него особенная аппаратура ?

Дочь. Да нет. Просто Макаров жалуется, что надоело слушать плеер. Хочется, говорит, включить на всю катушку. А у его мамы другие вкусы. Для Макарова музыка - “Депеш Мод”, а для мамы - Бетховен. Он, конечно, отрывается по полной, когда мама на работе, но она всякий раз угадывает “Опять полон дом “Депешей”, - и сразу форточку открывает.

Мама. Я её понимаю.

Дочь. Ну вот, мы и ходим к Трошкину, чтобы никому не мешать. Ему бабушка разрешает громко музыку включать, когда гости дома. Она даже иногда танцует на кухне. Но сегодня не будет. У них дед работает, и она сядет видик смотреть.

Мама. Не вижу связи. Разве нельзя смотреть кино в присутствии деда?

Дочь. Тогда придётся прерываться, потому что дед будет всё время заглядывать в комнату и спрашивать: “Можно, я посмотрю “Новости”? Он хочет держать руку на пульсе.

Мама. До чего же все мы разные. Попробуй тут договориться.

Папа. Да-а-а-а!

Дочь. Дома договориться - пустяк! Нас же всего трое. А в классе 20 человек. И никто ни с кем договариваться не желает. Вчера вот не было истории. Я решила сделать уроки, а мальчишки стали швыряться веником, кроме Трошкина с Макаровым. Эти запели песни. Так и пели, пока завуч не пришла.

Папа. Если бы я преподавал в школе, то больше всего любил бы книжку про Урфина Джюса и его деревянных солдат Они все были одинаковые и ходили строем.

Дочь. Ну, нет! Когда все одинаковые, это такая скука! Пусть лучше все будут разными, только идут друг другу навстречу.

Папа. И однажды в центре земного шара соберется огромная толпа совершенно разных людей, все будут обниматься, жать друг другу руки, и говорить: “Ну, вот и встретились!”

Мама. И я! Только трудновато всё время держать курс навстречу и ни разу не сбиться с пути. Но мы ведь стараемся, верно?

 Подведём итог нашего разговора.

  • Почему люди живут семьями? (помогают друг другу, приходят на помощь, общаются и т. д.)
  • Что вы можете сделать, что бы ваша семья была счастлива?
  • Какие правила вы вывели в течение урока? (перечитать).

Я предлагаю закончить урок песней “Крыша дома твоего”.