Психолого-педагогические особенности младших школьников в результате обучения компьютерным технологиям при переходе в среднее звено

Разделы: Информатика, Начальная школа


Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. Внедрение компьютерной техники может позволить одновременно искать ответ на несколько вопросов. Следовательно, в обучении гуманитарным предметам возникает возможность применять такие информационные приемы и технологии, которые позволяют в педагогической практике одновременно работать по нескольким направлениям. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.

Как мы помним, еще совсем недавно большинству практиков, да и педагогам-исследователям обсуждение различных аспектов проблемы “Школа и ЭВМ” представлялось малоактуальным в средней школе и тем более в начальных классах. Что же мы имеем сейчас? Почти во всех школах созданы кабинеты ВТ и работают учителя информатики. Теперь среди важнейших задач совершенствования содержания образования прямо формулируется необходимость вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты.

Таким образом, навыки обращения с новыми технологиями в любой жизненной ситуации – важное качество, которое предстоит формировать школе у современного поколения.

На данный момент преподавание учебных предметов с использованием компьютера в начальной школе – это уже не удивительно. Рассмотрим опыт внедрения новых компьютерных технологий в нашей школе.

По окончанию курсов в Интернет-центре в 2002, начала внедрять в обучение использование на уроках информатики, математики, русского языка и других уроках работу на компьютерах, поставив перед собой общую цель – сделать процесс обучения младших школьников более эффективным при помощи использования компьютерных технологий. Так как его использование, во-первых, оптимизирует деятельность учителя. Во-вторых, применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся. И, в-третьих, внедрение компьютера позволяет усилить познавательные интересы ученика. Таким образом, определились цели и задачи работы:

1. Изучать особенности развития познавательных процессов младших школьников на уроках средствами компьютерного обучения.

2. Развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживать интерес к обучению.

3. Развивать культуру поведения и обращения с компьютером. Вырабатывать умения и навыки плодотворной и творческой работы.

4.Формировать фундаментальные знания и навыки, необходимые для дальнейшего изучения информатики в средних классах.

5. Научить применять знания и умения на других уроках.

В 2002 году мои ученики обучались во 2 классе. Сейчас они уже семиклассники. Для подтверждения поставленных задач для меня было очень важно проследить уровень развития детей при переходе в среднюю школу в области информатики, эффективность применения знаний и навыков, приобретенных в начальной школе при роботе с компьютером. Диагностику положительной динамики в этом плане проводила со 2 класса с помощью педагога-психолога. Данная комплексная работа с другими специалистами школы, позволяет отследить, как складывается преемственность между начальным и средним звеном.

В начальной школе обучение осуществлялось по программе “Информатика в играх и задачах”, автор А.В. Горячев и др. с компьютерным вариантом преподавания.

Очень понравилась детям работа в программе “Графический редактор” и “ЛОГО”. Они рисовали и конструировали рисунки на экране дисплея, сохраняли полученные изображения на диске. Знакомство с графическим редактором – это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления. Так, например, применение творческих заданий “Нарисуй самое красивое” позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа “Чей узор лучше?”, “Рисуем космос”, “Что такое лето”, “Создай открытку”, способствует не только художественному, эстетическому развитию детей, но и умственному.

Дети любят все, что сделано собственными руками. В процессе работы с графическим редактором можно прочесть с детьми их любимые книжки и подготовить к ним иллюстрации. Можно сделать книжку, состоящую из изображений животных или цветов. Важным моментом сравнения своих работ чужими является “выставка”. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность, и никто не подвергается критике. Таким образом, имея цель обучать детей работе на компьютере, мы еще и выполняем важную миссию, а именно развиваем такие личностные характеристики, как повышение самооценки детей, уверенность в себе и своих способностях.

В условиях текущего расписания работы компьютерного класса мы делили класс на 2-3 группы, чтобы дети могли работать на компьютерах индивидуально или по двое. При таком способе дети выполняют своеобразные творческие работы, приобретая на уроках знания, умения и навыки, затем они используют их на практике, в игровой деятельности с помощью компьютера. На одном занятии они могут использовать 3-9 заданий. Темы заданий, их режимы и дидактический материал могут выбираться как с целью изучения нового материала, закрепления или повторения, так и для контроля знаний. За счет смены игр и их малой продолжительности, 10-15 мин., у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на занятии.

Хотелось бы отметить, что учителю в использовании данных программ отводится очень важная роль. Я подбирала игры к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, создавая презентации, помогала ученикам в процессе работы за компьютером, оценивая их знания и развитие. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным.

Регулярные консультации с педагогом-психологом позволяли обращать внимание на уровень развития детей. Применялись рекомендации психолога с целью соблюдения охранных режимных моментов, что позволило не навредить и сохранить психологическое здоровье детей.

Хотелось бы отметить, что показателем обученности детей являлось выполнение итоговых контрольных работ. В 4 классе они самостоятельно создавали свои первые мультимедийные творческие проекты. Работы детей были очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своем альбоме. Из этих работ можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей были закончены.

Рассмотрим результаты, полученные при психолого-педагогической диагностике учащихся данного класса, которые проводились педагогом-психологом в процессе обучения.

Во-первых, наблюдались изменения в социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива. Компьютер позволил усилить мотивацию детей. Очень важно отметить, что дети на урок приходили и уходили всегда в хорошем настроении, веселыми. На уроке дети работали очень увлеченно, дисциплина отличная, дети были внимательны. Им очень нравилось работать на компьютере, быстро решали поставленные перед ними задачи.

Кроме того, компьютер позволил полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, дети получали возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютер способствовал формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяя учащимся наглядно представить результат своих действий.

Во-вторых, наблюдались изменения компетентности школьника как ученика: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность. За полугодие занятий на компьютере у детей изменилось отношение к ошибке, они стали ее замечать. Занятия с компьютером стимулировали развитие критического мышления детей.

В-третьих, у детей появилось новое направление общения - они активно обсуждают компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Обогащается детский словарь, дети легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и осознанности действий.

При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения.

Большое значение для развития способностей младшего школьника имеют компьютерные игры. Особенно важно их применение после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью мы использовали игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

Компьютер так же позволил существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Благодаря взаимосвязи разных видов игр, в том числе и компьютерных, ребенок овладевает умением самостоятельно и инициативно решать игровые задачи, постепенно усложняющиеся по способу управления, содержанию знаний, степени обобщенности действий, поднимаясь в своем развитии на более высокий уровень.

В результате беседы с учителем информатики, обучающих детей моего класса в среднем звене, я выяснила, что с ними работать на уроке очень интересно. Они отличаются смелостью, активностью, общительностью, быстрым выполнением заданий. Основным преимуществом является не только культура поведения и общения в компьютерном классе, но и высокая степень сформированности логического мышления в отличие от тех детей, кто первый год занимался в компьютерном классе.

Обучение на уроках информатики в 5-6 и 7-8 классах ведется по программе Н.В. Макаровой. Программа 5-6 классов посвящена изучению языка программирования “Логомиры”. Поэтому здесь пригодились знания о назначении клавиатуры в наборе текста, умение работать в текстовом и графическом редакторах. Приобретенные навыки в начальной школе не дублировались, тем самым подтверждается мысль, что планировать работу можно переходя от простых заданий к более сложным.

Таким образом, подведем итог, что основы знаний и практические умения, заложенные в начальной школе, явились базой для получения новых знаний на уроке информатики в среднем звене. Это позволило более рационально организовывать изучение всех основных тем по информатике в средних и старших классах. Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Задачи, которые ставились перед нами, мы достигли.