Урок-исследование в 1-м классе по русскому языку. Тема: "Заглавная буква в словах"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Заглавная буква в словах»

Цель: познакомить учащихся с написанием имён собственных, формировать умение находить их в тексте, пользуясь различными источниками, развивать внимание, логическое мышление, память, совершенствовать умение работать коллективно, в парах и индивидуально, воспитывать тактичность, аккуратность.

Оборудование: учебник «Русская азбука» Горецкого В.Г. и др., книга К. И.Чуковского «Доктор Айболит», плакат «Алфавит», таблица «Имена собственные», портреты писателей и композитора П.И.Чайковского, фонозапись музыки из балета «Лебединое озеро», магнитофон, демонстрационные карточки со слогами, индивидуальные карточки с заданием по теме, цветовые сигналы.

Ход урока:

I. Орг.момент.

Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

- А девиз у нас таков: больше дела, меньше слов.

II. Каллиграфическая минутка.

Цель: закреплять умение правильно писать буквы, видеть составляющие элементы этих букв, развивать навыки преобразования строчной буквы в заглавную.

1. Физ. минутка « Надень перчатки ».

Разминка для пальцев. Дети проводят пальцами левой руки между пальцами правой руки и скользят по ладони, имитируя надевание перчатки, затем повторяют движения, поменяв руки.

2. Напишите строчные буквы, используя короткую наклонную палочку, короткую наклонную палочку с закруглением влево и короткую наклонную палочку с закруглением вправо (наблюдение по плакату «Алфавит»).

3. Превратите их в заглавные буквы. Как это сделать? ( вытягивание букв)

Эти умения нам сегодня помогут чисто и грамотно исправить ошибки, если они будут.
- Когда мы пишем заглавную букву? (В начале предложения.)
Сегодня мы поищем ответ на вопросы:
- В каких словах пишут заглавную букву?
- Как пишутся слова [Б А Р’ И С] и [Б А Р’ И С’]

III. Изучение нового материала.

Цель: установка на поиск ответов на поставленную проблему, практическое применение полученных знаний.

1. Откройте « Русскую азбуку» на стр. 66, найдите слова, которые написаны с заглавной буквы. (Алла, Алик, Коля, Таня, Ната, Лина, Нина, Анна,Стасик, Антон, Никита, Константин)

- Что обозначают эти слова? (Имена)
- Какой вывод из этого следует? (Имена пишутся с заглавной буквы.)

2. Найдите в книге и запишите имена, которые подходят к этим схемам:

Никита Алик [й’ у л а] - Юля

3. Индивидуальная работа.

Карточка №1.

Задание: по действию определи и запиши имя:
пашет - __________ колет__________
машет - __________ танцует________
полет - __________ спит___________

4. Игра «Составьте имена».

Цель: учить отличать имена от других слов, закреплять умение писать заглавную букву в именах.

Ти Ми Ма

ка Са Я

но Да ду

Гла Па Ке

 

ША

5. Итог игры.

- Почему не использовали слоги НО, КА, ДУ? (не образуют имя)

6. Откройте «Русскую азбуку» стр.87. Какие слова написаны с заглавной буквы? (Елена Петровна)

- Что обозначает слово Петровна? (отчество)

7. Назовите друг другу своё отчество.

8. Закройте тетрадь и прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Что они обозначают? (имя и фамилию)

Вывод: Какие слова пишут с заглавной буквы? (имя, отчество, фамилию)

IV. Зарядка для глаз. «Пружинка»

(перемещаем взгляд вниз по спирали и наоборот)

V. Парад портретов.

Цель: вспомнить имя, отчество и фамилии известных детям писателей.

Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Сергей Владимирович Михалков, Корней Иванович Чуковский

1. Логическое упражнение.

Цель: пронаблюдать, как написаны инициалы и фамилии и соединить их правильно.
Толстой С. Я.
Михалков А. Л.
Маршак Л. Н.
Барто С. В.
Пушкин К. И.
Чуковский А. С.

2. Запишите в тетрадь своё имя и фамилию.

VI. Физ. минутка.

Цель: снять умственное и психическое напряжение, физическое утомление.

Под музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» дети выполняют импровизированные движения.

VII. Изучение нового материала.

Цель: познакомить с написанием кличек животных.

1. Откройте « Русскую азбуку» на стр.106-107.Найдите слова, которые написаны с большой буквы. (Барсик и Бобик)
-Что они обозначают? ( Клички животных)

Вывод: какие слова пишут с большой буквы?

2. Игра «Тренируем память» (зрительную и слуховую)

Дети читают с доски названия животных, а учитель называет кличку этого животного:

вижу слышу

корова Зорька
собака Жучка
коза Милка
кошка Мурка
Слова закрываются и дети записывают названия и клички животных, которые они запомнили. Взаимопроверка. Чтение слов по слогам на доске и в тетради, Выделение орфограмм.

3. Индивидуальная работа.

Карточка № 1.

Найди в книге К.И.Чуковского «Доктор Айболит» клички любимых животных Айболита, вставь пропущенные буквы в карточке.

Доктор _йболит больше всех любил утку _ику, собаку _вву, свинку _рю-Хрю, попугая _арудо и сову _умбу.

VIII. Закрепление.

Цель: применить полученные знания.

1. Тест «Заглавная буква в именах собственных».

-Обведите в каждом столбике цифру кружком, которая обозначает слово, пишущее с заглавной буквы.

1.Сорока

1.Волга

1.Соловьёв

1.Ёжик

1. Антон

2. Берёза

2. Девочка

2.Ворона

2.Жучка

2.Кекс

3. Петрович

3. Цирк

3. Синица

3.Уж

3. Торт

Взаимопроверка. Оценка.

IX. Итог.

Цель: повторение ключевых понятий.

- Какие слова пишут с большой буквы? (Чтение таблицы «Имена собственные».
- Как мы напишем слова [Б А Р’ И С] и [Б А Р’ И С’] ?
(Борис- это имя, а борись – это действие).

Литература:

  1. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов «Русская азбука» М. «Просвещение» 2005,учебник для 1 класса.
  2. К.И.Чуковский «Доктор Айболит».: РИО «Самовар», М.
  3. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «300 заданий и упражнений по русскому языку», 1-2 класс, ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999.
  4. Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2001.