Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны России. В тундре"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать знания учащихся об особенностях природы тундры, животном и растительном мире; расширить представления учащихся об использовании природных богатств тундры, о занятиях населения; формировать умение определять природную зону по основным признакам.
  2. Развивать умения раскрывать природные и экологические взаимосвязи в тундре, умения сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Оборудование:

  • карта природных зон России;
  • атласы по природоведению;
  • гербарий тундровых растений;
  • таблица “В тундре”;
  • картинки с изображениями животных, птиц, растений тундры;
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4 класс (с. 87-97);
  • карточки с изображением мира тундры для составления цепей питания;
  • карточки-схемы для проверки знаний учащихся;
  • телевизор и видеомагнитофон, кассета “Жить или не жить”.

Ход урока

I. Организационный момент

1. “Минутка фантазии”

  • Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое!
  • Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

(Дети вы сказывают свои предположения).

2. Сообщение темы, целей урока

  • Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках страны сложились совсем разные природные зоны. И сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. Научитесь составлять цепи питания, которые в ней сложились.

II. Повторение и проверка знаний и умений

  • С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? (Ледяная зона, или Арктика).
  • Покажите на карте ледяную зону, расскажите о природных условиях Арктики.

Это огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и океанами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Все покрыто толстым слоем льда и снега. Зима длится почти полгода – сильные морозы (до -60° ), метели и снегопады. 179 суток – полярная ночь. Летом температура не выше 0° С. Солнце низко поднимается над горизонтом. Воздух прогревается медленно, так как много тепла уходит на таяние льдов и снега. 186 суток – полярный день.

  • Приглашаю 1-2 учеников населить карту природных зон фишками с изображением животных. (В это время обращаю внимание детей на выставку рисунков “В Арктике”).
  • Может, кто-то желает прокомментировать свой рисунок?

Учащиеся закончили работу с картой.

  • Каких животных вы заселили? Как они приспособились к жизни в Арктике?
  • Что вы можете сказать о растительности ледяной зоны? (Не образует сплошного покрова).
  • А как осваивает Арктику человек? Приносит это пользу или вред?
  • Как охраняют природу северного края? (Рассказы детей об острове Врангеля).

III. Изучение нового материала

1. Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны.

  • Послушайте загадку о новой природной зоне.

Много рыбы у нее,
Много зверя у нее.
Не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает.

  • Итак, что это за зона? (Тундра).
  • Откуда произошло это слово? (С финского языка “безлесая равнина”).

2. Работа с картой

  • Вспомните, каким цветом показана на карте тундра?
  • Найдите и покажите ее границы сначала на карте природных зон друг другу тупым кончиком карандаша или ручки. Затем – на настенной карте.
  • Дайте характеристику этой зоны. (Ответы детей).

3. Рассказ учителя (с элементами беседы)

а) Местоположение. Климат.

  • На тысячи километром с запада на восток вдоль берегов северных морей южнее ледяной зоны протянулась тундра. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана. Удаленность от экватора сказывается в суровом климате тундры.
  • Какая зима в тундре? (Долгая, 6-8 месяцев, морозы до -50° , холодные ветры, снеговой покров держится 8-9 месяцев).
  • Лето короткое и холодное. Средняя температура +10° , +15° , временами бывают заморозки. Полярный день. Однако и летом солнце высоко не поднимается над горизонтом, поэтому мерзлая почва оттаивает только на глубину от 50 см до 1 м, ниже остается вечная мерзлота.

б) Растения.

  • Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом как бы в законсервированном состоянии с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето.
  • Как же приспособились растения к условиям жизни здесь?

Загадка:

Эти ветки пурга коверкала,
Гнула, гнула, к земле пригибала,
Ты согнулась, поникла, померкла
И такою покорною стала.

(Карликовая березка. Показ – гербарий).

  • Да, действительно, и сильные ветры, и недостаток тепла, и слабое поступление влаги из почвы к побегам через корни делают невозможным рост нормальных деревьев. Растения жмутся к земле и образуют низкорослые растения-карлики: карликовая береза, полярная ива.
  • Многие растения растут группами и стелятся по земле, или имеют корни в верхнем слое почвы. (У поверхности земли – теплее, ветер слабее).
  • Посмотрите на гербарий. Как называются эти растения? (Лишайник и олений мох – ягель).
  • По каким признакам вы узнали бы их в природе?

Рассказ учеников об этих растениях.

“Страничка экологии”

При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Тундра очень ранима.

  • В тундре есть места, где растут не только мхи и лишайники, но и кустики ягодных растений. Назовите их (черника, клюква, красная смородина).

Показываю иллюстрации – дети отвечают: морошка, брусника, голубика – самые распространенные.

  • А цветы тундры скромны и не избалованы солнцем, долго и терпеливо ждут короткого лета, чтобы распуститься всего на 1-2 месяца.

В тундре на полянке
Горят огоньки,
Это распустились
Яркие… (жарки).

Показ – купальница (жарки).

в) Животные.

  • Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики.
  • Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).
  • Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

В ходе урока заполняется настенная карта – население тундры живыми существами – фишками.

Рассказы детей о животных после загадок учителя (загадки народов Севера).

От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… (олень).

Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи, особенно сильно он развит на шее. На зиму волосы утолщаются, под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого воздуха.

Маленький шарик по тундре шарит.

(Лемминг)

Живут строго по режиму: 1 час кормятся, 2 часа спят. И так на протяжении суток.

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит.

(Полярная, или Белая сова)

Белый клубок – за белым – скок.

(Долганская: песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)

Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?

(Белая куропатка)

  • Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Шерсть у зверей и оперение у птиц густое, особенно на легко зябнущих частях тела, например, на лапах у песцов, на ногах и морде северных оленей, на пальцах куропаток и белых сов. Недостаток кормов зимой восполняется у животных толстым слоем подкожного жира, например, у северного оленя и песцов. Однако за короткое лето этого жира накапливается недостаточно. Трудно добыть корма зимой под слоем плотного снега. Но у животных есть приспособления к разгребанию снега, например, разросшиеся за зиму кости куропаток и копытного лемминга, широкие копыта у северного оленя.

В наши края иногда наведываются волки, белые медведи. Южнее, в лесотундре, водятся горностаи, норки, соболя.

4. Проверка знаний

1. Игра “Кто говорит?”

Двое учащихся инсценируют диалог, услышанный в тундре, а дети должны догадаться, о каких животных идет речь.

2. Составление цепей питания, которые сложились в тундре.

Выберем динамические модели, объясняя свой выбор: как связаны между собой обитатели зоны. Например:

IV. Работа с учебником

1. Тундра и человек

  • Прочитать 1 часть рассказа на стр. 56 и ответить на вопрос: какое основное занятие населения тундры? (Оленеводство: мясо, упряжки, шкура, одежда, жилье).
  • Почему постоянно надо перегонять оленьи стада с одного пастбища на другое?

Вывод: Оленеводство. Рыбная ловля на побережье океана. Охота на птиц. Сбор пуха и яиц (где разрешено). Пушной промысел (охота на песцов). Добыча полезных ископаемых (Норильск).

2. Беседа об охране природы тундры

  • Какой вред природе тундры наносят люди? (Гибель оленьих пастбищ от неумеренного выпаса, повреждение тундры, беспокойство животных, охота и браконьерство, загрязнение нефтью).
  • Придумайте и подберите условные знаки к этим факторам “Так делать нельзя!” (Иллюстрации условных знаков).

3. Просмотр видеокассеты по экологии

Дети высказывают свое отношение к увиденному (без природы не будет России).

4. “Экологический прогноз”

  • Что это? Давайте составим экопрогноз.

Экология – наука, которая изучает, как живые существа связаны с тем, что их окружает.

Примеры:

  1. Истребление волка ® распространение болезней в стадах диких северных оленей.
  2. Загрязнение нефтью ® погибнут растения ® лишатся пищи олени и другие растительноядные (например, лемминги) ® хищные.
  3. Уничтожение песцов и сов ® чрезмерное размножение леммингов.
  • Как спасти природу тундры?

V. Подведение итогов

  • Чем похожи изученные зоны?
  • Что понравилось на уроке?
  • А что – нет?
  • О чем задумались?