Конспект открытого урока "Изложение с элементами сочинения" (по сказке Ф.Д. Кривина "Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело"), 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

  • отработать навыки подготовки к экзаменам (определение стиля речи, типа текста, составление плана, выявление основной мысли произведения, выявление смысла заглавия),
  • сформировать активную жизненную позицию.

I Cлово учителя.

Сегодня мы вновь проводим урок развития речи, готовимся к изложению и начнем писать его.
Каковы цели нашего урока? (отвечают ученики)

1) подготовится к экзамену

Готовимся мы по специальным сборникам. Тексты на какие темы содержатся в нем? (патриотические, нравственные) Зачем? (помогают нам сформировать свои представления по разным вопросам жизни, свою точку зрения, сформировать характер, помогают стать людьми) Какова наша следующая цель?

2) выявить, какую проблему поднимает автор, какой вопрос пытается решить?

Мы обратили внимание, что в одних текстах ставятся вопросы, а в других даются ответы. Почему? (прежде, чем дать нам готовый рецепт, заставляют нас самих подумать, поискать выход)

Вспомним,

- Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине? (Песков «Святые места» №45)
- Из любви к родному краю, родной речи, к семье, к жилищу, к школе, уважения к людям (Д.Лихачев «Любовь, уважение, знание…» №33)

Какие вопросы Д.Гранина остались без ответа? (очерк «О милосердии» №24 с.58)

- В чем видите причины снижения нашей отзывчивости? Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?
Какова третья цель нашего занятия?

3) порассуждать над предложенной проблемой, найти выход из нее.

2. Подготовка к работе над текстом.

Итак, мы выяснили, что люди утратили взаимопонимание, что уровень отзывчивости снижается.

Попробуйте предположить, что ждет наше общество в будущем, если ситуация не изменится. Как будут жить люди? Как будут относиться друг к другу? Будут ли сами ждать помощи? Какое настроение будет преобладать?
Какими словами можно выразить равнодушие друг к другу? (отстань, не мое дело, не твое дело)

3. Работа над текстом.

Мы обратимся к тексту № 70 с.153-155 «Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело» Ф.Д.Кривина.
Напомним, что делаем при первом чтении (определяем стиль и тип текста, набрасываем план)

Чтение №1

Беседа:

К чему привело равнодушие? (исчезли улыбки, радость, друзья; началась эпидемия)
Почему люди говорили: «Не твое дело»? (уже не ждали помощи, потому что не помогали никому сами)
Обратите внимание, пред нами «полусказки». Как вы понимаете этот жанр? (сказочные персонажи в сказочных обстоятельствах, но подобные ситуации бывают и в жизни)
Сказки рассказывают. Докажите, что это произведение тоже рассказывается.
( «Уверяю Вас…»)
Приведите примеры проявления равнодушия из жизни. Есть ли равнодушные среди нас? (кого-то бьют, люди идут мимо; отнимают деньги или телефон - проходят мимо; видят, что кто-то забыл какую-то вещь, ничего не скажут ему, не принесут, не говоря уже о деньгах; кто-то несет тяжелую сумку, но не даст помочь? в школе не ходят на мероприятия, не защищают честь класса на конкурсах, не ходят на выборы и т.д.)

Какого типа этот текст? (повествование)
О чем повествуется в тексте? Составление предварительного плана.
Это рассказ об эпидемии в одном городе.

1) В городе потеряли улыбку:
2) Ученые изучают причины;
3) Болезнь прогрессирует
4) В городе появляется Лесоруб
5) Помощь Лесоруба утопающему, маленькому старичку:
6) Появление улыбки;
7) Причина болезни найдена. Болезнь побеждена.

К какому стилю речи принадлежит? Докажите. (кхудожественному)

Образы:

1) Жители города «толпа», среди них утопающий, маленький старичок.
Их много, но каждый отдельно очень маленький, беспомощный.

2) Доктора. Как их зовут? Касторка, Стрептоцид, Пенициллин. Это названия лекарств. Какие причины эпидемии они находят? (желудочного, простудного характера)
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),
Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Таким образом, существует физическое, психическое, социальное, нравственное здоровье.
Какое здоровье хотели восстанавливать доктора из этого города? Физическое. А какое надо? Нравственное.
Хотели ли доктора победить болезнь? (Нет, они равнодушны, «не мое дело», план работы больницы на весь год)

3) Лесоруб. Какой он? Молодой, веселый. Что подчеркивает автор, наделяя его именем по профессии? Какими чертами должен обладать представитель этой профессии? (сильный, здоровый) Зачем рубит лес? (для людей, на дрова, строительство и т.д.- т.е. помогает людям)

Образные средства.

Эпитеты: загадочная болезнь, угрожающий характер, приветливые, дружелюбные слова, молодой Лесоруб, ответил мрачно, маленький старичок, гордый, веселый парень, интересное дело, улыбающиеся лица.

Элементы других стилей:

Разговорного (герой- простой человек): ишь ты, сил побольше твоего, люди подсобят.
Научного (представители медицины): желудочного, простудного характера, эпидемия.
Официально- делового: закрыть глаза на факты.

Синтаксис (сложноподчиненные, бессоюзные предложения, сложные синтаксические конструкции, диалог)
Правописание каких знаков препинания нужно повторить?

Зачем мы определяли тип текста и стиль речи? (Чтобы сохранить их особенности в своем тексте).

Обратите внимание на заглавие. Что в нем отражено? (основная мысль)
Как еще можно озаглавить текст? («Странная болезнь», «Загадочная болезнь», «Сам себе на радость никто не живет», «Не устоять худу против добра» и др.)
Выберите из пословиц и поговорок те, которые подходят к тексту (пословицы на самые разные темы раздаются на каждом уроке подготовки к изложению ).

3. Выводы.

Мы увидели, к какому результату может привести равнодушие. Общество развалилось. Люди перестали общаться, постепенно отделялись, отдалялись друг от друга. Без общения невозможно человечество.
Какой выход подсказывает нам Феликс Давыдович Кривин?

- не будьте равнодушными,
- пусть вам до всего будет дело,
- улыбайтесь,
- делайте интересные дела.

Посмотрим на задание.

Понятно ли, о чем рассказ?
Сможете ответить на вопросы задания?

Чтение №2

Уточнение плана, редактирование первого варианта.

Чтение №3

Окончательное редактирование, переписывание в чистовик.