Урок математики в 1-м классе "Уравнения. В гостях у сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить решение уравнений всех изученных типов, работать над их самостоятельным комментированием детьми.
  2. Познакомить со способом проверки уравнений.
  3. Закрепить умение решать текстовые задачи.
  4. Развивать воображение.

Оборудование:

  • рисунки с изображением сказочных героев – Винни-Пух, Пятачок, Кролик;
  • схемы для решения задач – на доске и на партах у каждого ученика;
  • призы – маленькие картинки с изображением этих же героев с надписями: "за аккуратность", "за правильность", "за активность".

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

5 5 5
0, 5, 10…. продолжите закономерность.

Расскажите все, что вы знаете о числе 5.

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, в котором вам очень понадобятся ваши знания по математике: умения складывать и вычитать, решать задачи и уравнения. И на сегодняшнем уроке вы узнаете кое-что новое об уравнении.

IV. Устный счёт.

1) – Куда именно мы отправимся, вы узнаете, если расшифруете слова.

Игра "Передай мел" (по рядам):

1   2 3 4 5 6 7   8   4 9 10 11 9 12
                                 
В + 4 = 5 3 + Г = 5 6 – О = 3
8 – 4 = С 9 – 4 = Т 8 – 2 = Я
8 – Х = 1 9 – У = 1 10 – К = 1
5 + 5 = А 10 + 1 = З 10 + 2 = И

Буквы в примерах – магнитные.

От каждого ряда выходят по одному ученику к доске, учитель даёт каждому мел. Учащиеся по команде начинают решать первые примеры в столбиках, соответствующих их рядам. Вместо буквы записывают нужное число, а букву помещают в таблицу под номером, соответствующим ответу в их примере. Затем ученик передаёт мел любому ученику со своего ряда. В конце игры оценивается правильность выполнения, скорость и организованность. В таблице зашифровано "В гостях у сказки".

2) – Какая сказка приглашает нас к себе, мы узнаем, если выполним такое задание:

На доске рисунок: 4 синих шарика и 2 зеленых, - и карточки с выражениями

6 – 2 3 + 3 4 + 2 6 – 4

– Выберите те выражения, которые подходят к этому рисунку (первое, третье и четвёртое). Придумайте задачи по этим выражениям…(учащиеся придумывают свои задачи. При обсуждении учитель обязательно обращает внимание детей на отношения "части-целое").

Переверните карточки (на обратной стороне карточек 6 – 2, 4 + 2, 6 – 4 написаны слова "Винни-Пух", "и", "все-все-все…" соответственно.)

– Винни-Пух любит гулять. Вот и сейчас он на прогулке пробует сочинить задачу и нарисовать рисунок, подходящий к этому выражению: 3 + 3. Поможем ему? В парах придумайте задачу (дети предлагают свои варианты, работают в тетрадях, у доски)

V. Актуализация опорных знаний.

– Давайте вспомним, как решать уравнения, т.к. сегодня героям этой сказки потребуются ваши знания и умения.

А) Работа с учебником с.32 №1,2. [1]

Б) – Выполнив задание с.32 №3 [1], вы узнаете имя героя, которому срочно требуется ваша помощь! (на доске 5вариантов ответов на карточках. Выбрав 3 верных ответа, ученики переворачивают карточки, на оборотной стороне которых напечатано ОЛ КР ИК ).

– Расположите карточки в том порядке, в котором у вас записаны ответы. (КРОЛИК).

VI. Открытие детьми нового знания.

– Посмотрите, какое уравнение решил Кролик:

Х – 7 = 2

Х = 7 – 2

Х = 5

– Верно?

– В чем ошибся Кролик? Как ему проверить себя?

(Дети, как правило, говорят, что он неверно определил части и целое. Учитель может сказать: Да. Кролик, вероятно, не умеет этого делать. Он не учился этому. Он умеет только складывать и вычитать.)

Как же быть? Как показать Кролику, что он не прав?

Наводящими вопросами нужно подвести детей к самостоятельному выводу: Нужно вместо Х в уравнение поставить 5. Получаем тогда 5-7=2. Сразу видно, что уравнение решено неверно.

– Молодцы! В тетради запишем верное решение уравнения. Сделаем проверку.

– Как вы думаете, этот способ проверки удобен? Он нам может пригодиться?

VII. Первичное закрепление.

Работа с учебником c.32 №4. С комментированием. [1]

VIII. Самостоятельная работа

По индивидуальным карточкам с уравнениями, например:

карточка №1

Х – 9 = 13 8 + Х = 14

IX. Повторение изученного. Решение задач.

– Винни-Пуху так понравилось сочинять задачи, что он придумал задачу для Пятачка:

"Пятачок съел 4 пирожка, а Винни-Пух на 2 больше. Сколько пирожков съели Винни-Пух и Пятачок вместе?"

– Поможем Пятачку решить задачу?

Выберите верную схему:

(На доске и на карточках у учащихся начерчены 3 схемы). Дети самостоятельно выбирают подходящую схему, учитель лишь помогает им вопросами:

– Что известно в задаче?

– Что неизвестно?

– Что спрашивается в задаче?

– Как это обозначено на схеме? (нужно добавить фигурную скобку)

– Что ищем: целое или часть?

Далее уточняем, какую схему выбрали. Почему выбрали третью схему?

Затем учащиеся самостоятельно решают задачу, обозначая на схеме известные части. Взаимопроверка.

У каждого ученика есть "заготовка" со схемами. Самостоятельно дети выбирают схему.

– Какую схему выбрали? Почему? Чего в нашей схеме не хватает? (фигурной скобки)

Х. Итог урока.

Оценка работы на уроке каждого ученика (устные ответы, работа в тетради и т.п.). Награждение: призы от сказочных героев – "за активность", "за правильность", "за аккуратность".

Литература.

1. Математика, 2, часть 3: Учебник для начальной школы.-М.: Ювента, Просвещение, 2005