Урок русского языка (начальная школа), 2-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


1. Организационный момент.

Подравнялись. Сели.

Ножка стула к ножке стола!

Урок русского языка.

Помним о посадке, о правильном наклоне тетради, правильно взяли ручку.

Записали дату.

2. Работа над словами из словаря:

а). Подготовка к изучению темы.
б). Повторение орфограмм №1,2.
в). Элементы фонематического разбора
г). Работа над развитием логики.

С помощью чего мы выражаем свои мысли? (С помощью речи)

Какие части речи вы знаете?

Как отличить одну часть речи от другой? (См. стенд)

Я называю части речи. Назову глагол - встает 1 ряд, назову существительное – 2 ряд, назову прилагательное – 3 ряд.

(с постоянным доказательством выбора).

бегу умный дом
думаем добрая трава
смотрит зеленое окно
играют хорошая парты
пишу темный человек

Слова подобраны:

а) глаголы - по лицам и числам
б) прилаг. - по родам
в) сущ. - по родам и числам

Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. Определите, к какой части речи оно относится, если отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет.

- Слово зашифровано, переставив буквы, вы узнаете его йворебо. (воробей)

- Посмотрите в словаре учебника (2 ч. 1 ст.) как записано данное слово.

- Запишите.

- Найдите в этом слове 2 слова. (Вор, бей)

- Какие это части речи? Докажите.

- Вернемся к слову «воробей». Как определить место сомнения (т.е. найти б/гласную)?

- Подумайте, все ли безударные гласные в этом слове нужно запомнить? нет, 2-ую можно проверить. Как?

- Проставим номер орфограммы. № 1,2

- Правила возникают потому, что произношение расходится с правописанием. Давайте убедимся в этом, написав транскрипцию данного слова. [вараб’эй’]

- Укажите количество слогов, букв, звуков, гласных, согласных. (карточки)

- На какой согласный звук следует обратить особоевнимание? Характеристика его. [й’] стенд

- Составить и записать с данным словом предложение.

- Итак, в данном слове, нужно запомнить гласную…..

В каких еще словах 1 столбика, есть эта буква для запоминания?

(быстро, весело, ворона, голос, город, ковер, коньки, корова)

- Разделите их на 2 группы.

- По какому признаку произвели деление на группы? а). Кол-во слогов 2/3

3. Тема урока

- Итак, вычленили из предложенных слов существительные и тема нашего урока: б). Сущ-ое и др.части речи

Имя существительное. Записать

4. Цель урока: (дети сами формулируют цель урока).

- Сформулируйте цель нашего урока.

1. Закрепить и систематизировать свои знания об имени существительном, связав это с
2. Повторением орфограмм № 1 и № 3 №3-парная согласная
3. Развивать свою речь, внимание, наблюдательность, память.

- Итак, что вы знаете об имени существительном? (даем определение с доказательством)

1. эта та часть речи, кот. отвеч. на вопр. кто? что? об.пр.
2. Нач.ф.
3. собст. нар.
4. од. - неод.
5. род
6. число
7. член предл.

5. Отработка умения находить данную часть речи среди других частей речи + Отработка орфограмм №2, 3.

- Сейчас, мы отрабатываем умение находить данную часть речи среди других слов.

- Вспомним, на какие вопросы отвечает существительное, что обозначает?

Зима в лесу.

Наступила зима. Сильный мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лед сковал ручей. Снежные шубы надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Спрятались воробьи, вороны. Вот сугроб. Там спит медведь.

- Из предложенного текста выбрать и записать существительные, НО НЕ ВСЕ!, а только те, в которых есть правило – парные согласные. (мороз, снег, лед, шубки, шарф, на ветках, сугроб, медведь). (Помогают дети-консультанты)

- Проверка – назвать слова, на конце которого парная согласная «ф»…

1. Какую букву надо запомнить в этих словах?
2. Значит, сочетание -оро- есть в словах: воробей, ворона и в одном из тех слов, которое вы сейчас записали. В каком? (мороз)
3. Определим, какие еще орфограммы встретились в словах?
4. О каких птицах шла речь в рассказе? Что они сделали? Каким членом предложения являются данные слова?
5. Зимующие или перелетные эти птицы?

6. Отработка понятия «одушевленное-неодушевленное» имя сущ-ое

- Среди услышанных существительных в тексте найдите одушевленные существительные, но сначала расскажите друг другу как вы отличите одушевленные от неодушевленных существительных. (Работа в паре)

- Среди этих слов назовите двух птиц, зверей.

- Если вы называли одуш-ые сущ., то остальные сущ-е отнесу…, потому что …(закончите предложение)

7. Отработка понятия «собственное-нарицательное имя существ-ое»

- А если речь пойдет о таких понятиях, как собственное или нарицательное имя существительное, что вы можете сказать о существительных данного текста?

- Нет собственных так как…(закончите предложение)

- А как бы вы записали имена собственные, если бы они встретились?

8. Ф и з м и н у т к а

9. Отработка понятия «род, число», включая элементы ТРИЗа

Элементы ТРИЗа: мы сейчас с вами говорили о зиме, а что  было бы, если бы зима не заканчивалась?

- Но так бывает только на Северном полюсе, а к нам скоро придет какое время года?

И мы сейчас поработаем с таким текстом, в котором говорится об этом времени года, выполнив несколько заданий.

Пригрело солнце, растопило снег. Показались травы, цветы.

Высунулся из своего убежища колючий еж.

1. Списать текст, выделив орфограмму №1.

(какая это орфограмма?) работа в группах

2. Определите род и число имени существительных данного текста.

ВСПОМНИМ:

а). Когда у нас 1 предмет, мы имеем ввиду какое число? А много предметов?

б).

Определим род существительного: подарив его подставив мест-ия
женского рода маме она, моя
мужского рода папе он, мой
среднего рода солнышку оно, мое

 Надписать над существительным текста род и число. Взаимопроверка

Итог задания:

10. Морфологический разбор

а) «ЕЖ» - морфологический разбор. Карточки-помощницы

11. Синтаксический разбор.

б) Последнее предложение. Карточки-помощницы

- Отгадайте загадку:

Чик – чирик
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?..

- Когда так говорят?

Стреляный воробей.
Воробью по колено.
Воробьиный шаг.

Все в природе с приходом весны просыпается и наш воробьишка тоже повеселел. Городской воробей – страшный забияка и драчун: поет неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем.

А вообще-то надо сказать, что мы так к воробьям пригляделись, что и не замечаем их. А ведь они особенные: эти самые многочисленные птицы нашей планеты! Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов.

Недаром сложили люди поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

- Итак, какую гласную надо запомнить в слове «воробей»? Почему так решили?

- «Воробей» -

1.часть речи? (т.е. доказать)
2. начальная форма?
3. собственное или нарицательное?
4. одушевленное или неодушевленное?
5. род?
6. число?

12. Итоговое упражнение, которое включает в себя:

а) отработка орфограмм, пройденных на уроке.
б) отработка изученной части речи.
в) логические упражнения.
г) развитие памяти.

Снеговик – снег

Обувной – обувь

Дождливый – дождь

Шарфы – шарф

Лесной – лес

1. Определите, на какое правило подобраны слова.
2. Подберите к каждому слову проверочное слово.
3. А какие орфограммы вы наблюдаете в проверочных словах?
4. Разделите проверочные слова на 2 группы.

- Итак!!! – Как проверить безударные гласные? - Как проверить парные согласные?

- Это те орфограммы, которые мы прорабатывали сегодня на уроке.

3 варианта деления:

а) по кол-ву букв, зв.
б) наличие на конце сл.букв, обозн. зв. гл. звуки.
в) сущ.м./ж. рода

5. А что их объединяет?

1) правило - парн. согл.
2) односложные слова
3) одной части речи
4) неодуш. сущ.
5) нариц. сущ.
6) сущ. ед. числа

Итог задания: с док-ом

а) Назовите среди них слова:

- ед.ч., м.р., со звонкими согл. на конце
- ед.ч., ж.р., с глухими согл. на конце слова
- ед.ч., ж.р., со звонкими согл. на конце слова

б) Опираясь на данный образец, подберите свои слова.

в) Назовите среди них слово, которое, изменив в нем на конце слова парную согласную, можно из существительного превратить в глагол. (лес – лез)

Назовите для него проверочное слово.

Память: Посмотрю, насколько вы наблюдательны, и насколько хорошо развита ваша память – вспомните, какие из предложенных в данном задании слов, встречались в выборочном диктанте.

ИТОГ: вы сегодня хорошо поработали.

Я увидела, что вы хорошо умеете отличать существительное от других частей речи, умеете ставить его в начальную форму, определять собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, узнавать род, число имени существительного и определять каким членом предложения оно является.

И, это несмотря на то, что каждое задание было усложнено.

Итак:

- что такое имя существительное?
- как определить его начальную форму?
- как определить собственное оно или нарицательное?
- одушевленное или неодушевленное?
- род?
- число?

13. Домашнее задание

По группам:

1 гр. (слабые уч.) № 230
2 гр. (сильные уч.)  № 231
3 гр. (средний ур.) № 238

14. Оценки с комментированием. В обсуждение оценок принимают участие дети.