Интегрированный урок (математика + окружающий мир) по теме "Планеты Солнечной системы", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1) Повторение и закрепление сложения и вычитания многозначных чисел, умножения на однозначное число, деления с остатком, решения задач.

2) Развитие представлений о планетах Солнечной системы, расширение кругозора учащихся.

3) Воспитание интереса к математике и окружающему миру, развитие памяти, мышления, речи учащихся.

Оборудование: наглядные пособия – планеты Солнечной системы, дидактические карточки по математике Н. Б. Истоминой 4 класс.

Ход урока

- Доброе утро, ребята! Наш урок математики сегодня будет необычным. Мы отправимся в космическое путешествие по планетам Солнечной системы. Названия этих планет вам хорошо известны, но все ли вы о них знаете, мы сейчас и увидим. Перед началом путешествия необходимо пройти специальную подготовку. Приготовьтесь, разминка для ума!

А ну-ка, в сторону карандаши.
Ни тетрадок, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Задания для устного счета:

  • Найдите сумму чисел 3400 и 2600.
  • Найдите разность чисел 500 и 170.
  • Увеличьте 12 в 2 раза.
  • Уменьшите 48 в 2 раза.
  • Сколько часов в сутках?
  • Уменьшите 450 на 95.
  • Разделите 450 на 3

Космический корабль пролетает за 1 секунду 120 км. Сколько километров он пролетит за 5 секунд? За 10 секунд?

(во время устного счета расшифровывается пункт отправления – планета Земля)

- Земля - третья планета от Солнца, ее называют “голубой планетой”. Почему?

(т.к. на поверхности планеты воды больше, чем суши)

- Соседями нашей планеты Земля считаются Марс и Венера. Отправляемся на Венеру. Для этого необходимо решить следующие задания. (дидактические карточки стр. 25 карточка 29)

257 * 8 1357* 4 8056* 5 14007*9
8756- 245 75096+ 3057 288068- 165954 634774+ 321543

- Венера – вторая от Солнца планета. Носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда. На Венере очень жарко, температура поверхности достигает 480 градусов по Цельсию. Это происходит из-за того, что планета окружена толстым слоем облаков состоящих из углекислого газа и серной кислоты.

Отправляемся на Марс. Найдите значение выражения, восстановив порядок действий.

  1. 70 * 8 – 42 : (82476 – 82470) * 50
  2. 480 : 8 + 960 : 6 – 19 *7

- Решили. Молодцы! А знаете ли вы, что Марс – четвертая от Солнца планета. Названа она в честь римского бога войны, за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь придает ей красный оттенок. У Марса есть два спутника Фобос и Деймос. (страх и ужас – так звали сыновей бога).

- Наше сложное путешествие продолжается. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Названа так в честь главного римского бога. На этой планете постоянно бушуют ураганы, т.к. она состоит из различных газов. Чтобы выстоять перед ураганами мы должны быть в отличной спортивной форме, поэтому проведем физкульт. минутку.

Работа с учебником математики.(Н.Б. Истомина. Математика 4 класс)

- открываем страницу 64, № 130

Задача. Мама сделала на зиму 37 связок чеснока, по 9 головок в каждой, и еще осталось 7 головок. Сколько всего головок чеснока заготовила мама? Запиши решение задачи выражением.

№ 131.

Задача. Можно ли посадить 49 деревьев так, чтобы в каждом ряду их было по 6?

- Молодцы! Вы легко справились с задачами. Вы порадовали бога земледелия – Сатурна, в честь которого названа вторая по величине планета Солнечной системы. Эта красивая планета окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

- Решение последней задачи напомнило нам тему деления с остатком. – Скажите, какое главное условие мы должны выполнять при делении с остатком?

- Остаток должен быть всегда меньше делителя.

- Тогда попробуем справиться со следующим заданием и узнаем, куда нам лететь дальше.

Самостоятельная работа.

34 : 8 п
68 : 8 о
83 : 9 р
41 : 9 а
86 : 8 д
60 : 7 о
75 : 8 м
44 : 5 о
23 : 4 й

 - Ура! Мы вернулись домой.

- На скольких планетах побывали? (на пяти)

- А сколько всего планет в Солнечной системе? (девять)

- Какие математические операции повторили? (сложение и вычитание, порядок действий в выражениях, деление с остатком).

- На следующих уроках мы продолжим наше путешествие. А сейчас урок окончен. Спасибо.