Одаренные дети

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Введение

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.
Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды
Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности? Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи.
А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.
В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

Основная часть

Работая с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемами, а именно:

  1. нет четких критериев определения одаренных детей;
  2. недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;
  3. имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.

Организуя работу с одаренными детьми, педагоги ориентируются по трем уровням исследовательского обучения:

  1. педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
  2. педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
  3. постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Наши дошкольники с удовольствием работают на любом из этих уровней. В ДОУ создана творческая группа по работе с одаренными детьми «Умники и умницы», где педагоги решают с воспитанниками игровые занимательные и логические задачи и упражнения, головоломки, кроссворды, загадки, задачи-шутки, играют в игры на развитие элементов логического мышления; обучают последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А это в свою очередь способствует повышению уровня общего умственного развития дошкольников, подготовки к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем. И как результат работы – ежегодные победы наших воспитанников в городских конкурсах «Юные интеллектуалы», которые стали уже доброй традицией в городе Ноябрьск. Методика проведения конкурса и задания к нему разрабатываются и подбираются главным специалистом Управления образования Красновой Н.Ю. и заместителем заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ д/с «Звездочка» Писаревской А.Н. Занимаясь по данной методике, ребенок учится думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, а не просто запоминать, поэтому такая методика развивает в первую очередь интеллект. И чем раньше ребенок научится думать, принимать самостоятельные решения, тем легче ему будет в жизни.

Для проведения конкурса используются новые информационные технологии, на стене устанавливается большой экран, на который проецируются задания, используются веселые игровые заставки между конкурсными заданиями. Ведущий конкурса четко, последовательно и доступно объясняет конкурсные задания участникам. После каждого задания обязательно проводятся музыкально-динамические паузы, которые позволяют детям отдохнуть от интеллектуальных заданий и получить удовольствие.
Конкурс включает в себя четыре серии заданий, составленных по принципу постепенного усложнения от первого к последующему, что позволяет увидеть возможности участников с разных сторон и дать шанс на победу детям с разными способностями мышления.

Особый интерес вызвали задания 2-ой серии на развитие внимания, гибкости мышления, способности соотносить, анализировать, синтезировать и конвергентные задачи на выявление уровня развития пространственного мышления серии 4. Дети проявили способность работать быстро и аккуратно и показали высокую продуктивность при выполнении заданий
Из 26 дошкольников 18 ДОУ города, воспитанник нашего дошкольного учреждения занял первое место в прошлом году и в нынешнем – второе.
Все дошкольники ушли с конкурса с сияющими глазами, торопились поделиться своими впечатлениями с родителями, друзьями, воспитателями, показывали свои грамоты, подарки, дипломы, которые станут одним из первых документов и войдут в их портфолио.

Предлагаемые нами задания

Приложение 2