Проект урока по русскому языку "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок “открытия” нового знания.

Форма: урок-размышление “Вслед за героем…” (по страницам книги Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”).

Цель урока:

  • обучающая: учить детей самостоятельно добывать знания, делать выводы по теме, на репродуктивном уровне применять полученные знания; формировать тип правильной читательской деятельности;
  • развивающая: развивать внимание, мышление (выделять главное, обобщать и систематизировать), речь;
  • воспитательная: формировать гуманные отношения и нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество;
  • оздоровительная: содействовать сохранению здоровья младших школьников через методы и приемы, реализующие принцип комфортности.

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор, экран;
  • учебник “Русский язык”, презентация, сигнальные карточки;
  • “лист индивидуального продвижения” учащегося;
  • портрет писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Подготовительная работа к уроку:

  • просмотр спектакля “Маленький принц” в видеозаписи и обсуждение;
  • выполнение презентации.
Этапы урока, задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы Формы организации познавательной деятельности
I. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя на деятельность, концентрация внимания.

Приветствует, проверяет общую готовность, желает успеха. Контролируют готовность, реагируют на слова приветствия учителя.

Коллективно выполняют упражнения для концентрации внимания.

Нейропсихологические приемы – система упражнений для концентрации внимания. Коллективная.
II. Актуализация знаний.

Мотивация интереса учащихся к изучению новой темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация полученных знаний о падежах и типах склонений имен существительных.

Декламирует отрывок из произведения.

“Жил да был маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга …”

Краткий комментарии учителя.

“Для меня летать и писать почти одно и тоже,” - говорил о себе автор. Замечательный писатель, глубокий философ, профессиональный летчик. Погиб на полях II мировой войны 31 июля 1944 года.

Организует деятельность учащихся на этапе.

Страницы этой удивительной книги помогут нам сегодня открыть удивительный мир писателя, и освоить новые правила русского языка.

Страница первая. Знакомство с героем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает вопрос-рассуждение:

- Какая причина заставила путешествовать нашего героя?

Предлагает определить падеж выделенных имен существительных, отслеживает правильность выполнения.

Ставит проблемный вопрос, выслушивает ответы:

- Почему слова “планету, удовольствие” стоят в В.п., но имеют разные окончания?

Предполагают название произведения.

Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Рассматривают портрет. Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Ученик зачитывает отрывок. Учащиеся рассматривают рисунок, следят за текстом на слайде.

Это был необыкновенный какой-то малыш. Вот самый лучший портрет, какой мне удалось нарисовать, но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле

Как я понял, он решил странствовать с перелетными птицами. Надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь.

В последнее утро он старательней обычного прибрал свою планету. Привычная работа доставляла ему необыкновенное удовольствие. Он думал, что никогда не вернется сюда.

Выслушивают ответы товарищей, предлагают свои.

Определяют падеж выделенных слов, показывают на сигнальных карточках.

Результаты работы оценивают и отмечают координатой на графе в “листе индивидуального продвижения”.

Выдвигают предполагаемые ответы. Делают вывод: Окончания имен существительных зависят от типа склонения.

“Эмоциональное вкрапление”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводящий диалог.

Самостоятельная работа.

(организация проверки – обратная связь).

 

 

Наблюдение.

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная.

ИндивидуальнаяСамоконтроль.

 

 

 

 

Коллективная.

III. “Открытие” нового знания.

Формирование нравственных качеств личности: терпимости, ответственности.

Постановка проблемы, выведение темы.

Развитие познавательных умений – умений анализировать, обобщать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы.

Систематизация нового материала.

 

 

 

Формирование учебной деятельности через планирование действий.

Формирование ключевых компетенций – слушания, говорения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление вывода.

Обращает внимание на следующий слайд.

Страница вторая. “Есть такие твердые правила”. Предлагает учащимся назвать свои правила жизни, значимые для них. Выслушивает их без комментария.

Предлагает зачитать правила маленького принца, прокомментировать их. Выслушивает ответы.

 

 

 

Подводит к проблеме. Выслушивает предполагаемые ответы.

- Какая буква пропущена в окончании слова “нет дорог…”?

- Почему возникло затруднение?

 

 

 

 

 

 

Открывает тему урока на доске.

“Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных”.

 

 

 

 

 

 

Предлагает частично исследовательскую работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывает новый слайд, объясняет, что следующие страницы путешествия по книге расскажут о выводах, которые сделал Маленький принц во вовремя своего путешествия по планете Земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ходу объяснений учащихся каждой группы, открывает слайд с правильным ответом.

 

Предлагает следующий вывод маленького принца “Зорко одно лишь сердце”. Напоминает, что учащиеся уже близки к выводу.

По ходу ответов открывает страницу слайда “Слова-помощники”.

 

 

 

Предлагает сформулировать правило правописания падежных окончаний, оценить долю своего участия в “открытии” знания.

Учащиеся называют свои версии.

Предполагаемые ответы: уважай старших, помогай больным, не обижай слабых, хорошо учись, береги здоровье и т.д.

Зачитывают твердые правила жизни Маленького принца. Комментируют.

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

(Земля – родина людей, прочный, надежный мир во вселенной, который надо беречь).

Нет дорог _ , которая не ведет к людям.

(Дороги делают люди, они имеют направления; тропы топчут звери).

Предполагают разные варианты окончания (и,е)

Делают выводы:

-безударная буква в окончании имен существительных – это орфограмма;

- не знаем правила проверки безударного окончания имен существительных;

- не знаем способов проверки безударных окончаний.

Формулируют познавательную цель и тему урока.

Сегодня на уроке будем учиться проверять написание безударных окончаний имен существительных, для этого познакомимся с правилом.

I этап:

Зрительное восприятие нового материала, предъявленного на слайде и на странице учебника (упр. 186, стр. 16).

- Осмысление выполнения программы действий через использование вопросов в учебнике.

- Поэтапное выполнение заданий.

- Коллективное рассуждение, выполнение задания (выписывают слова с безударными окончаниями).

Ответственные по группам зачитывают слова.

Сравнивают и дополняют ответы.

После наблюдений над текстом делают вывод:

Окончания имен существительных бывают ударными и безударными. Некоторые безударные окончания имен существительных не являются орфограммой (-ы, -у, -ю)

II этап.

Зачитывают 1-ый вывод: “Одни только дети знают, что открывают”.

Высказывают несколько предположений по данному выводу.

Работают по группам, определяют в каких падежных окончаниях легче допустить ошибку: 1-я г. – 1-е скл., 2-я г. – 2-е скл., 3-я г. – 3-е скл.(стр. 16, упр. 186), заполняют коллективно таблицу.

Член группы предлагает результаты наблюдений, вывешивает таблицу на доске. Учащиеся других групп слушают, дополняют и корректируют при необходимости.

Сверяют результаты. Делают общий вывод:

Запомним окончания им. сущ.

1-го скл.: Д.п., П.п. - е; Р.п. – и; Т.п. – ой.

2-е скл.: Тп. – ем, - ом, П.п. – и;

3-е скл.: Р.п.,Д.п., П.п. – и.

III этап.

Рассуждают над словами героя (кратко, четко).

Продолжают наблюдение. Склоняют слова с ударными окончаниями. Подводят итог:

Ударные и безударные падежные окончания у слов одного склонения в одной и той же форме пишутся одинаково. Слова, которые мы склоняли (луна, земля – 1-е скл., конь, окно- 2-е скл., печь, степь – 3скл.) могут быть помощниками при написании безударных окончаний.

IV этап

Отдельные учащиеся формулируют полученный вывод. Повторяют хором.

Сверяют свой вывод с формулировкой данной в учебнике на стр 17.

Подтверждают правильность вывода, сделанного самостоятельно.

Побуждающий диалог.

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвижение предполагаемых  вариантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение.

Поиск решения.

Подводящий диалог.

Дискуссия в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение.

Исслеюдование.

Поиск решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение.

Вывод.

 

 

 

Поиск решения.

Выражение решения.

 

 

 

Представление вывода.

Мотивирующий диалог.

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная.

 

Групповая.

 

 

 

 

 

 

Коллективная

IV. Закрепление новых знаний.

Планирование действий при построении алгоритма

Отработка запланированных действий в практической самостоятельной деятельности.

Обращает внимание на следующее наблюдение Маленького принца “Узнать можно только те вещи, которые приручаешь”, предлагает поразмышлять, что имел в виду герой.

Предлагает каждой группе составить свой алгоритм действий при написании безударных окончаний имен существительных.

Направляет на выведение общего единого плана действий.

 

Демонстрирует слайд. Кратко комментирует отрывок произведения о маленькой и одинокой планете с живыми организмами по названию Земля.

Предлагает определить пропущенные окончания в словах, используя алгоритм.

 

Открывает следующий слайд с правилом “Ты навсегда в ответе за тех, кого приучаешь” и словами с пропущенными безударными окончаниями.

Предлагает, используя алгоритм, выполнить задания на индивидуальных карточках.

Учащиеся предлагают свои варианты рассуждений.

 

 

Составляют алгоритм действий;

Представляют алгоритм, составленный группой обучающихся класса;

Получают необходимую помощь товарищей, их оценку учащихся, корректируют ответы.

Отрабатывают единый алгоритм, сверяют со слайдовым вариантом.

Используя алгоритм, прорабатывают действия во внешнем и внутреннем плане. Работают с текстом на слайде, аргументируют выбор окончаний в словах.

Используя вывод, исключают “лишнее” слово с ударным окончанием.

 

 

Зачитывают правило “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручаешь”, рассуждают.

 

Выполняют самостоятельную работу.

Сверяют результаты со слайдовым вариантом, корректируют ошибки при необходимости. Выборочно доказывают правильность написания.

Оценивают свою работу по предложенному образцу.

Отмечают результаты координатой на графе в “листе индивидуального продвижения”.

Побуждающий диалог.

 

Дифференцированная работа

при составлении алгоритма

(1-я – гр.подставляет недостающие данные

в алгоритм,

2-я гр. – определяет порядок действий в алгоритме,

3-я гр –. составляет алгоритм самостоятельно)

 

 

 

 

 

Мотивирующий диалог.

 

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Коррекция.

Коллективная.

 

 

Групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

Коллективная.

 

 

Индивидуальная

V. Рефлексия

Оценка собственных результатов деятельности

Открывает новый слайд. Обращает внимание на слова слайда “Детство – это огромный край, откуда приходит каждый”. Поясняет их, зачитывая высказывание автора, интересуется о впечатлении от произведения и урока.

Благодарит детей за совместную работу при “открытии” новых знаний, предлагает – послушать обращение маленького принца к своим новым друзьям.

Включает последний слайд. На фоне ночного неба мерцает звезда. Звучат слова Маленького принца в исполнении народной артистки СССР Марии Бабановой: “ У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствуют они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды…Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются! У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом ”.

Выключает последний слайд.

Учащиеся оценивают свою работу (знают, как действовать при написании безударных падежных окончаний имен существительных), делятся впечатлениями, полученными от урока.

 

 

Слушают.

Диалог.

 

 

 

 

Эмоциональное вкрапление.

Коллективная.

Литература.

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока, М., Центр “Педагогический поиск”, 2002 г.
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учеником // М., АПК и ПРО, 2002 г.
  3. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: Что это такое? // Начальная школа, № 2, 2005.
  4. Чиндилова О.В.. Размышления после урока, или что нужно помнить учителю при подготовке урока // Начальная школа плюс До и После, № 5, 2000.
  5. Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”, М.., “Арктоус”, 1994 г