Образовательная программа "Авангард" (подготовка вожатых)

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Введение

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25.01.2002 г. № 193, а также Концепция модернизации дополнительного образования Российской Федерации до 2010 года, утвержденная решением коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2004 г. № ПК-2, рассматривают развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министерства образования № 2783 от 18.07.2002 г.) подчеркивается, что “профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения”, в котором “более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования”. Одна из основных целей профильного обучения – “расширить возможности социализации учащихся”.

В соответствии с вышеперечисленными нормативными документами в муниципальной системе образования города Сургута уделяется особое внимание вопросу обновления содержания дополнительного образования детей в условиях модернизации образования. Решением коллегии департамента образования и науки администрации города Сургута от 31.10.2003 года определены направления развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8, являясь инновационной школой “Адаптивная модель”, строит свою деятельность на принципах гуманной педагогики: признании уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправной позиции педагога и ребенка, ориентированности на его интересы, способности видеть в нем личность, достойную уважения. Стратегической целью на период до 2007 года является разностороннее развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей как условие достижения нового, современного качества образования.

Современное качество образования – это не только и не столько привычные обществу знания, умения, навыки, а, в первую очередь, соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой, развитие у учащихся способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования усвоенного социального опыта, формирование основных компетентностей (социальной, коммуникативной). Социальная компетентность означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды. Коммуникативная компетентность означает готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие противоречия, выявленные на основе анализа педагогической деятельности, изучения нормативно-правовой документации, научных публикаций и исследований:

  • между запросами современного общества и неготовностью подростка к сознательной и самостоятельной деятельности;
  • между необходимостью выбора профиля обучения в старшей школе и будущей профессии и недостаточностью условий для реализации себя в сфере профессиональных интересов.

Приоритетной задачей школы определено формирование у учащихся способности к активной социальной адаптации в обществе и профессиональному самоопределению. Реализацию задачи позволит осуществить, на наш взгляд, интеграция основного и дополнительного образования, единство воспитания, обучения и развития.

Информация о детских объединениях в МОУ СОШ № 8 г. Сургута

Определенная роль в реализации целей и задач МОУ средней общеобразовательной школы № 8 отведена объединению “Авангард”, которое функционирует второй год. Результатом является деятельность учащихся 7-9 классов в качестве вожатых в лагере с дневным пребыванием детей на базе школы, подготовка которых осуществляется по образовательной программе дополнительного образования “Авангард”.

Пояснительная записка

Образовательная программа “Авангард” имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на один год обучения с детьми подросткового возраста (учащиеся 7-9 классов). По программе занимается 12-15 человек, занятия проводятся по 2 академических часа в неделю в течение учебного года, на летнюю практику отведено 72 часа, общий объем нагрузки за год составляет 144 часа.

Цель программы: подготовка вожатых для работы в лагере с дневным пребыванием детей на базе школы.

Задачи:

  • формирование социальной компетентности;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • создание условий для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и будущей профессии.

Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:

  • профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко, г. Оренбург);
  • центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);
  • курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел).

Отличительные особенности программы “Авангард”:

  1. Ее содержание учитывает многолетний опыт работы автора в качестве организатора летнего отдыха детей.
  2. Программа реализуется в условиях массовой общеобразовательной школы. Это позволяет организовать практическую деятельность участников программы, приложить свои знания, умения и навыки в социально значимых проектах школы.
  3. По программе “Авангард” занимаются все дети по желанию, группа разновозрастная. При наборе учитывается склонность к организаторской деятельности, выявляемая в ходе собеседования.
  4. Программа “Авангард” по подготовке подростков к работе в роли вожатых в лагере с дневным пребыванием детей реализуется на основе игровой деятельности.
  5. Программа является пропедевтической в отношении предпрофильной подготовки и профильного обучения. По окончании основной школы учащиеся готовы к осознанному выбору социально-педагогического профиля в своем образовательном учреждении, либо в межшкольном учебном комбинате, либо в другом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия. В настоящее время по программе “Авангард” на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 занимаются учащиеся из других образовательных учреждений (3 человека).
  6. Программа дает возможность для проектной деятельности учащихся. В процессе освоения программы учащиеся выполняют проекты: “Тематические дни смены”, “Игровое моделирование”, “Оформительские проекты” и др.

Используются разнообразные методы и приемы: объяснительно-иллюстративный рассказ, фронтальная поисковая беседа, мини-исследования, обсуждение наблюдений, решение проблемных ситуаций, тренинги, игры, проектирование, практикумы, экскурсии.

Программа носит практико-ориентированный характер: предусмотрено 20 часов теоретических занятий, 52 часа практических занятий, 72 часа летней практики.

Программа состоит из 4 разделов.

Задача раздела “Введение” – дать понятие о значении слова “вожатый” и знания об обязанностях вожатого; заинтересовать перспективами работы в лагере с дневным пребыванием детей; познакомиться с воспитанниками и их интересами; определить противоречия между имеющимися способами деятельности и необходимыми для работы в лагере, наметить пути разрешения этих противоречий.

Раздел “Планирование и организация смены” предполагает изучение видов планирования, знакомство с проектной деятельностью, выделяется структура смены и дается специфика каждого из периодов. Определяется ведущая деятельность вожатого в каждом периоде смены.

Раздел “Методика организации дела” дает возможность вооружить воспитанников определенным набором способов деятельности для организации детского коллектива, досуга в лагере; раскрыть собственный творческий потенциал.

Раздел “Психология человека и коллектива” позволяет дать воспитанникам необходимый минимум знаний по возрастной психологии, познакомить с простейшими методиками диагностики настроения человека и уровня развития коллектива. Реализация содержания осуществляется во взаимодействии с педагогом-психологом школы, поскольку предполагается использовать тесты, проводить тренинги, анализировать результаты диагностики и планировать на их основе дальнейшую работу по воспитанию лидерских качеств будущих вожатых.

Занятия по программе завершаются летней практикой в лагере с дневным пребыванием детей на базе средней школы общеобразовательной № 8, в ходе которой осуществляется отслеживание результатов реализации программы.

Задачи Критерии Показатели
Формирование социальной компетентности
  • определение своего места в группе;
  • навыки работы в группе;
  • навыки организатора группы;
  • владение возможными социальными ролями в коллективе
  • положение в группе (лидер, принимаемый);
  • реализация созданного проекта;
  • организация деятельности группы;
  • выступление в качестве исполнителя, организатора, инициатора
Формирование коммуникативной компетентности
  • умение предъявлять себя окружающим;
  • умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других;
  • умение вести дискуссию
  • признание и уважение коллектива;
  • желание работать в одной группе;
  • общественные отзывы и мнения
Создание условий для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и будущей профессии
  • готовность к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе
  • дальнейшее обучение в 10 классе социально-педагогического профиля

Оценка результатов работы осуществляется в ходе проведения методики “Социометрия”, наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных проектов, анализа информации о дальнейшем самоопределении воспитанников.

Программа реалистична, воспроизводима, дает возможности творчества педагога по содержанию деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов Теория Практика
1. Введение. Ориентиры лета 4 2 2
2. Планирование и организация смены 34 9 25
2.1. Программа и планирование смены 8 3 5
2.2. Логика развития лагерной смены 1 1  
2.3. Специфика организационного периода смены лагеря 7 1 6
2.4. Специфика основного периода смены лагеря 12 2 10
2.5. Специфика заключительного периода смены лагеря 6 2 4
3. Методика организации дела 22 5 17
3.1. Методика конструирования и организации коллективного творческого дела 7 2 5
3.2. Игровая деятельность в лагере 7 1 6
3.3. Оформительский практикум 8 2 6
4. Психология человека и коллектива 12 4 8
4.1. Особенности временного детского коллектива 3 2 1
4.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста 3 2 1
4.3. Психологический практикум 6   6
5. Летняя практика 72   72
  Итого: 144 20 124

Содержание программы

1. Введение

Ориентиры лета. Что такое лагерь? Игра на знакомство “Великолепная Валерия”. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Особенности организации отдыха в городе, в Сибири. Составление карты достопримечательностей. Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого. Игра “Мой идеал”. Обязанности вожатого.

2. Планирование и организация смены

Программа и планирование смены. Конкурс “Ромашка”. Источники планирования. Календарь лета. Виды планов. Планирование деятельности отряда. Личный план работы вожатого. Режим дня. Творческий проект: алгоритм выполнения, способы представления, защита.

Проект “Смена лагеря”, “Лагерь будущего”.

Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный. Что такое оргпериод.

Специфика организационного периода смены лагеря. Как понравиться детям? Как быстро запомнить имена детей? Бейджики. Игра “Снежный ком”. Газета “Здравствуйте”. “Огонек знакомства”. Отрядный круг. Как обращаться к детям? Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря. Инструктаж. Соглашение. Ожидание. Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Как придумать название отряду. Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.

Специфика основного периода смены лагеря. Как провести творческий конкурс? “Шляпное сражение”. Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру? “Светский разговор”. Как организовать спортивную эстафету? Сказочная эстафета. Как организовать уборку территории? “БУНТ” – большая уборка на территории. Что делать, если идет дождь? Игры за столом. Игра “Муха”. Что делать в жаркий день? Игры на пляже (с водой). Что делать, если в вашем отряде у кого-то день рождения? Чем занять детей во время поездки в автобусе? Игра “Кто? С кем? Куда? Зачем?”. Как провести экскурсию? Конкурс гидов. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. Что такое тематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.

Проект “Тематический день”, “Массовый праздник”.

Специфика заключительного периода смены лагеря. Подведение итогов смены. Газета “Эх было дело…”, “Мне бы хотелось вам сказать…”. Закрытие смены. Награждение. Операция “Нас здесь не было”.

3. Методика организации дела

Методика конструирования и организации коллективного творческого дела. Этапы коллективного творческого дела (далее – КТД): предварительная работа (идеи), планирование, подготовка, проведение, подведение итогов, последействие. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. Создание банка КТД. Конкурсно-игровая программа. Правила хорошей работы. Программа “Две киностудии”.

Проект “Конкурсная программа”.

Игровая деятельность в лагере. Классификация игр. Этапы организации игры. Игра с эстрады “Футбол”. Создание “Банка игр”, “Банка форм работы” вожатого. “Аукцион идей”.

Проект “Игровое моделирование”.

Оформительский практикум. Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Визитка. Объявление. Бумажная пластика. Изготовление призов. Оформление отрядного места, зала.

Оформительский проект.

4. Психология человека и коллектива

Особенности временного детского коллектива. Становление и развитие коллектива. Игра “От носа к носу”. Лидер. Игра “Квадрат”. Стили лидерства. Позиция вожатого. Самоуправление и его организация: актив, чередование творческих поручений, дежурный командир.

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста. Ознакомление с половозрастными и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Психологические тесты. Ведущий вид деятельности – игра. Игра “кКрестики-нолики”.

Психологический практикум. Тренинг общения. Анализ конфликтных ситуаций; пути их разрешения. “Цветопись” – дневник настроения. Простейшие методики и диагностики организованности коллектива. От “песчаной россыпи” к “горящему факелу”. Социометрия.

5. Летняя практика

Посвящение в вожатые. Работа в качестве отрядного вожатого в лагере с дневным пребыванием детей на базе школы в соответствии с обязанностями. Применение всех способов деятельности для обеспечения жизнедеятельности отряда, детского коллектива.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1991.
  2. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
  3. Возьмитесь за руки, друзья! Материалы программы СПО-ФДО “Игра – дело серьезное”. М., 1996.
  4. Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков / Под ред. А.В. Волохова. М., 1997.
  5. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. НПЦ СПО-ФДО. М., 1996.
  6. Детство: Краткий словарь-справочник / Под ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. М., 1996.
  7. Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и дополнительных учреждений. М., 1998.
  8. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Вестник образования – № 2, 2005.
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6, стр. 12.
  10. Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып.8./ Ред. Н.Б.Крылова. М., 1998.
  11. Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сост. Г.П. Лысюк. – Сургут: МОУ ДО “Центр развития образования”, 2004.
  12. Программа курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова). – Орловский государственный университет. Кафедра общей педагогики, Орел.
  13. Программа “Лидер” / НПЦ СПО-ФДО. М., 1992.
  14. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  15. Программа профильной подготовки организаторов летнего отдыха “Пятая четверть” (автор А.В. Клименко), Оренбург, 1999.
  16. Программа центра подготовки вожатых “Перспектива”. – Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, 2000.
  17. Фантазия + творчество = каникулы: Метод. и практ. материалы в помощь организаторам оздоровит. отдыха детей и подростков. М., 1994.