Пусть будет творчество всегда (из опыта работы учителя начальных классов)

Разделы: Начальная школа


Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

(Из словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Одной из целей Государственного стандарта, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” ст.7 и Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756 от 29 декабря 2001 г., является – развитие личности ребенка, его творческих способностей, т.е. развитие умения создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения и т.д.).

Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю развитию творческих способностей через литературный анализ художественного текста (по авторской программе, технологии и учебникам В.А. Лазаревой), и моя цель: развитие творческой личности на уроках литературы.

Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Л.С. Выготский.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной художественного творчества, как деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Формирование творческой личности обеспечивает реализация следующих задач:

  • Сформировать умение воспринимать текст как знаковую систему образов.
  • Научить анализировать художественный текст со знанием литературных терминов.
  • Научить видеть способы создания художественного образа.
  • Научить получать наслаждение от восприятия художественного текста.
  • Сформировать нравственные качества учащихся: патриотизм, гуманизм, великодушие, добродушие, благородство, долг и ответственность, коллективизм.
  • Повысить мотивацию к созданию своих интерпретаций художественного текста.

Психологи отмечают основные этапы восприятия художественного произведения:

1. Подготовка к восприятию (демонстрация репродукции картин, диафильмы, но главное – слово учителя, создающего эффект ожидания);

2. Первичное эмоциональное восприятие (целостное восприятие роизведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание

“Без переживания нет искусства”

К.С. Станиславский);

3. Осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения, а не критика прочитанного.

Таким образом, путь к созданию собственного текста лежит через анализ художественного текста.

Анализ произведения должен строиться на научных основах, исходить из “природы” литературного произведения.

Работа начинается с вводных уроков в 1 классе, где ребята знакомятся с назначением и ролью искусства (литература как вид искусства) и науки в жизни людей. В ходе уроков учащиеся приходят к выводу, что ученый доказывает свои идеи, используя законы, а художник показывает жизнь, рисуя образы.

Следующим шагом в работе с ребятами было знакомство со способами изображения картин жизни через жанры литературы, посредством методов и приемов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: словесные (рассказ, беседа);

  • игровые (при изучении малых жанров устного народного творчества (УНТ), во время вводных уроков по лирике);
  • практические (учились различать малые жанры УНТ, находить особенности стихотворной формы).

По мере увеличения самостоятельности на первый план выходит исследовательский метод, когда перед учеником ставятся проблемы текста, которые он должен решить, глубоко анализируя произведение.

В 1997 году я прошла теоретико-практические курсы “Содержание и технология анализа художественного текста” автора В.А. Лазаревой. Курсы вызвали интерес к технологии, захватили меня, пробудили желание опробовать на учащихся. Уникальный способ подачи материала, позволяет учащимся легко анализировать произведения, выходить на его идею.

Приемы работы, которые я использую при анализе произведения, работая по данной, соответствуют родам литературы: эпос, лирика, драма.

При анализе эпических произведений на уроке создаю условия, при которых учащиеся смогут увидеть позицию автора, его отношение к жизни, к людям, смогут постичь смысл жизни, Добро и Зло, смысл любви, подвига, предательства и соотнести с уже приобретенными ранее знаниями. Поэтому анализ должен быть избирательным: на уроке обсуждаем с учениками не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.

Например, восприятию произведения, раскрывающего процесс становления характера героя, поможет анализ композиции. Я использую такой прием, как составление плана или сюжетной цепочки. Это позволяет ученикам установить причинно-следственные связи между эпизодами, проследить развитие образа персонажа.

При анализе рассказов, основу которых составляет одно событие, раскрывающее жизненные позиции героев, я использую прием “словесного рисования”, который позволяет воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором, проникнуть в эмоциональную тональность произведения, понять позицию каждого героя. Для того чтобы детям было нагляднее видны изменения в характере героев, их взаимоотношения я использую схему – “система образов”, предложенную В.А. Лазаревой. (Схема “Система образов” к рассказу В. Осеевой “Три товарища”)

В основу технологии В.А. Лазаревой положен жанровый подход к анализу художественного текста, который построен на соответствующих методах и приемах для каждого жанра.

Красота слова, гармония звуков, их радостное, благотворное влияние на человека – все это помогает выразить учащимся свое отношение к описываемым в произведении событиям. Поэтому большое внимание уделяю анализу лирических произведений, который строю на поиске ключевых слов, рисующих образы, вызывающих у детей сопереживание.

Одним из приемов используемых мною является “построчное рисование”. Данный прием использую на первых уроках по изучению лирических произведений, чтобы учащиеся наглядно могли увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею произведения.

Приведу пример работы над стихотворением А. Толстого “Осень” (2 класс).

После прочтения стихотворения учащиеся выделяют ключевые слова-образы:

“Осень, сад, листья, кисти рябин”

При повторном чтении учащиеся обращают внимание на эпитеты, подобранные автором, объясняют, почему автор остановился именно на этом эпитете, и зарисовывают образы, которые выделили. Рассматривая получившуюся картину, выходят на идею: “Грусть, одиночество, но яркие краски осени вносят оживление и радость”

“Построчное рисование” основано на наглядно-образном мышлении и способствует развитию абстрактного мышления, умению “видеть” образы в системе, т.е. в их взаимоотношениях, позицию автора и его место в произведении без иллюстративного материала. Поэтому на более позднем этапе использую уже известную детям схему – “систему образов”, помогающую понять идею стихотворения

Для того чтобы ученики могли увидеть движение чувств в стихотворении: либо нарастание эмоциональной волны, либо эмоциональных колебаний, перепадов настроения автора я использую схему – “картинный план – партитура чувств”, так же предложенный В.А. Лазаревой.

Покажу схему на примере стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” (3 класс)

“мороз и солнце” бодрость
“вечор, ты помнишь” тоска, грусть, печаль
“а нынче” радость
“лес один” одиночество
“вся комната” восторг
“утренний снег” новизна
“поля пустые, леса не давно столь густые” легкая грусть

Наблюдение за движением настроения автора помогает понять идею стихотворения.

Идея: “гармония в природе и в жизни, радость и печаль, они приходят к человеку чредой, и вчерашняя грусть сменяется радостью, а ее может сменить печаль”.

Для отслеживания знаний, умений и навыков, необходимых для создания собственного произведения, я использую тесты и контрольные работы.

Только после того как ученики через анализ художественного произведения познакомились с его особенностями, получили необходимые знания и умения можно приступать к творческой деятельности.

Творческая деятельность – это деятельность, которая создает нечто новое.

Л.С. Выготский

Пропедевтика творческих работ начинается в период обучения грамоте. Ребята составляют предложения, тексты и диалоги по сюжетным картинкам, описывают предметы.

В работе с учащимися 1 класса преобладают занимательные, подчас игровые задания:

  • “Доскажи словечко”
  • “Что на что похоже”
  • “Рифма есть, а кто больше” и др.

Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания: умение работать в коллективе, соблюдая правила диалога (умение слушать, считаться с мнением товарища, приходить к единому мнению), создавать свои пробные творческие работы.

“На столе сидела киска
И смотрела на сосиску.
“Очень вкусная сосиска” –
Облизнулась хитро киска”, – пишет ученик 1 класса Сивков Илья, пытаясь передать характер героя и его повадки.

Во 2 классе впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это “работа по образцу”, вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т.д. Затем “проба пера”: на основании собственных наблюдений и чтения образцовых текстов сочинять “осенние этюды”, сочинять рассказы по пословице, о своем любимом домашнем животном и др.

“Пришла осенняя пора
И птицы улетают.
Стоит зима уж у двора,
Листва вся опадает.
И дождик капает с утра,
И ветер сильный дует.
Но встану завтра рано я
И все мне мило будет”.

Так передала свое настроение ученица 2 класса Иващенко Puma.

В 3 классе развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ учащихся на литературные темы. Учащиеся осваивают такие формы письменных работ, как сочинение-рассуждение, сказка, сочиненная “в заданном ключе”, сочинение по картине, отзыв на книгу и др.

Накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности позволяет усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся 4 класса. От работы “по авторской модели” они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов, пишут аннотации и рецензии на прочитанные произведения.

Таким образом, большинство ребят к концу 4 класса могут выполнять сложные задания:

  • Допиши четверостишье
  • Подбери строчки из стихотворения к картине художника
  • Сочинение по картине художника
  • Завершение сюжета произведения
  • Сказка на новый лад
  • Сказка – попурри
  • Сочинение-проза по стихотворению

Сочинение истории с веселым концом и т.д., которые учащиеся выполняют самостоятельно без вмешательства учителя, т.к. вмешательство в процесс творчества нарушает индивидуальность и оригинальность создаваемого произведения.

Для того чтобы учащиеся захотели создать собственное произведение используются в работе методы стимулирования:

  • эмоциональные:
    • поощрение;
    • создание ситуации успеха;
    • выставки детских сочинений;
    • отбор лучших сочинений для книги;
  • познавательные:
    • создание проблемной ситуации;
    • побуждение к поиску альтернативного решения;
    • выполнение творческого задания.

Анкеты учащихся и творческие работы показали, что интерес к творчеству как процессу поддерживается через интересные близкие по духу детям произведения, подобранные автором учебника, а главное – желание создать новое произведение самому.

Интерес к творчеству растет постепенно, но, попробовав раз создать свое новое произведение, ребята с энтузиазмом берутся за следующее творческое задание.

В результате высокого интереса к созданию нового качество и обученность учащихся моего класса составляет по литературе 100%.

Итак, к концу 4 кл. 77% учащихся уже с первого раза (без анализа текста) могут выделить главную мысль из услышанного или прочитанного текста.

31% учащихся владеет выразительным чтением при первом прочтении текста, исходя из типа текста, т.е. умеют использовать паузы (логикограмматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную информацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать громко и внятно.

75% ребят могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст.

77% учащихся владеют выборочным пересказом, умеют точно отвечать на вопрос.

62% владеют алгоритмом составления плана и применяют эти знания на практике.

Главный результат уроков литературного чтения моих ребят стала книга – плод творчества учащихся 1-2 класса (1 часть), газета “Лучики” – творческая находка учащихся 4 класса, книга – сборник работ учеников 3-4 классов (2 часть)

Знания, полученные на уроках литературы, ребята применяют на других предметах.

Улучшилось качество творческих работ по русскому языку:

Умеют письменно воспроизводить чужой текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения);

Умеют устно и письменно составлять текст по серии картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту.

Пользуясь умениями выделять существенное, ребята легко составляют план ответа в виде кластера на уроках окружающего мира, а по нему воспроизводят материал, могут составлять рассказ по теме, используя дополнительную литературу: энциклопедии, словари.

Как показывает практика, ребята широко используют знания и умения, приобретенные на уроках литературы, и на математике. 71% учащихся может полно и последовательно составить текст задачи по выражению, а, умея выделять основные смысловые компоненты, 86% ребят легко составляют схемы к задачам и используют их в решении.

Ребята класса охотно принимают участие в творческих конкурсах: Всероссийский Международный конкурс “Русский Медвежонок”, Всероссийский Международный конкурс “Золотое Руно”, Всероссийский Международный конкурс “Кенгуру”, интеллектуальных школьных и поселковых турнирах, районных и межрайонных олимпиадах.

Произведения, изучаемые на уроках литературного чтения, анализ поступков героев, мотивов поступков и их последствий помогают ребятам решать похожие ситуации в жизни. Ребята стали более активными в управлении жизнью в классе. Они самостоятельно составляют план работы творческой группы, готовят и проводят запланированные мероприятия, выпускают газеты “На злобу дня”, конкурсные, информационные. Все это помогает сплачивать коллектив, развивать их творческий потенциал, воспитывать нравственные качества личности такие как: коллективизм, сплоченность, способность к состраданию, терпимость и доброжелательность, понимание ценности человеческой жизни.

Анкетирование детей, их родителей и учителей показывает, что уровень воспитанности повышается.

Из диаграммы видно, что учащиеся 4 класса больше внимания уделяют гуманным взаимоотношениям в коллективе, умеют управлять друг другом и подчиняться мнению большинства, решать жизненные проблемы; благодаря умению анализировать поступки героев художественных произведений, самооценка становится более строгой (процент ниже).

Таким образом, анализ художественного произведения способствует творческому росту учащихся не только на уроках литературы, но и дает возможность использовать полученные умения на других предметах, конкурсах, олимпиадах, а так же применять эти умения в жизни, создавая новые произведения, предметы.

… Все сочинили девчонки, мальчишки,
Музыку, песни и книжки-малышки.
Пусть творчество в жизни вовек не кончается,
Сказка повсюду всегда продолжается…