Открытый урок по природоведению на тему "Пришла зима"

Разделы: Начальная школа


Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце

Тема: Пришла зима.

Цели:

  • дать учащимся представление о характерных признаках зимы в природе;
  • развивать наблюдательность;
  • прививать любовь к природе.

Оборудование:  учебник, книги о зиме, картинки о зиме, таблица «С кем дружит ель?», карточки с названием месяцев, фишки, призы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III. Повторение пройденного

1. Назовите основные признаки осени.

2. Назовите осенние месяца.

3. Уберите лишнюю картинку: (иллюстрации на тему: «Зима» и одна картинка осени).

– Почему она лишняя.

IV. Работа над новым материалом

1. Рассмотрите внимательно картинки. Обратите особое внимание на небо. Какое оно зимой?

2. Посмотрите в окно. Какое небо у нас сегодня?

3. Посмотрите на доску каким может быть ещё небо зимой?

Таблица.

Пасмурное                             Снег.
Ненастное
Холодное
Ясное
Солнечное
Низкое
Серое
Облачное
Мутное.

– Что происходит с рекой, почвой?
– Какие изменения произошли в жизни животных?
– Как изменилась одежда людей?
– С чем связаны все  эти изменения?
– Какие осадки выпадают зимой?

Вывод и его чтение по учебнику о признаках зимы.

– В форме чего выпадает снег?  (Снежинок).
– Рассматривали ли вы снежинки? Что вы заметили?  Из 6 лучиков.
– Рассмотреть рисунок в учебнике.
– Какие бывают снежинки?  (Ажурные, серебристые, нежные, мягкие, холодные, лёгкие, узорные, пушистые, сверкающие, хрупкие).
– Что вы слышите когда идёте по снегу?  (Хруст).
– От чего это происходит?  (Ломаются лучики).
– Наблюдали ли вы как идёт снег? (Плавно, медленно, тихо, кружась, хлопьями).
– Всегда ли снег идёт в форме снежинок? (Крупки, хлопья).
– Крупки – мелкие шарики-бусинки, крупа.
– Хлопья – слипшиеся снежинки.

4. Какие явления происходят в природе зимой? (Учебник.)
– На первый взгляд – всё одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, и вьюжная.

Оттепель – тёплая погода (зимой, ранней весной).
Буря – сильный ветер.
Пороша – снежный слой выпавшего с вечера или ночью снега.
Позёмка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
Сугробы.
Вьюга – снежная буря.
Метель – сильный ветер, со снегом.
Снегопад – выпадание снега (Обильного).

V. Физминутка «Вдоль по улицам метелица метёт»

5. Вспомните сказку «Старик-годовик»,  в  которой говорится  махнёт старик и летят три птицы со своими названиями – именами.
– Что это за птицы?  (Месяцы).
– Назовите  зимних  птиц?  (Карточки в конвертах).
– Что вы узнали о зиме?

6. Рассмотрите книжные выставки.

7. Послушайте стихотворение^

Зима бела
Нам с собой принесла:
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры завьюжные,
Метели дружные,
День с Курину пятки!

– О каких признаках зимы говорится в стихотворении?
– Кто больше запомнил.
– Как вы понимаете выражение «день с Курину пятки»?
– Снег – первый молодой, хрустящий, мягкий, липкий, белый, пушистый лёгкий, блестящий, искристый, вьётся, кружится, падает, мелькает, валит.
– О каких зимних гостях говорится в этом стихотворении?  

Снежок серебристый,
Морозец хрустящий/

И лёд чистотою собою манящий?
– Почему автор называет их гостями?

VI. Закрепление

Игра  «Бывает, не бывает»  (+; –).

1) Зимой все деревья стоят зелёные;
2) Зимой кругом лежит снег;
3) ...

VII. Подведение итогов работы

– Назовите признаки зимы.
– А чем вам нравится зима?
– Что особенно примечательно зимой? (Кататься, игра в снежки, новый год.)
– Чем отличается новый год от других праздников?

VIII. Инсценирование: «С кем дружит ель?»

«Мир вокруг нас» – 1 страница 32-33.

IX. Домашнее задание

1. Задание «Зима приходит неожиданно».
2. Нарисуйте на 1 рисунке:  «Зима на земле», на 2 рисунке: «Зима над землёй».