Осуществление личностного подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания

Разделы: Начальная школа


“Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,
и я запомню, вовлеки меня, и я пойму”

Конфуций

В законе РФ “Об образовании” говорится, что “содержание образования…должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации”, в “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756 от 29.12.2001г. одной из целей государственного стандарта является “…развитие личности ребенка, его творческих способностей”. Новый стандарт образования требует повышения самостоятельности учащихся, степени их самоорганизованности. Т.е. современное качество образования предполагает достижение таких результатов, благодаря которым ученик может самореализоваться в новых экономических условиях и при новых социальных отношениях.

Исходя из этого, в течение 4 лет работаю над темой: “Осуществление личностного подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания посредством использования технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Взяв 1-й класс в 2003/2004 учебном году, я задумалась, как сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и свободно в классе, мог преодолеть страх перед вступлением в новую жизнь, а самое главное- научиться свободно мыслить?

Начала с изучения результатов психодиагностического исследования степени готовности детей к обучению в школе.

Выявила следующее:

1) уровень школьной мотивации

высокий средний низкий
4 учащихся 8 учащихся 6 учащихся

2) способность детей к обучению:

  уровень выше среднего средний нижняя граница нормы
2003 год 32% 36% 32%

У значительной части детей была снижена речевая активность. Во взаимодействии со взрослыми и в ситуации учебного занятия дети не всегда отвечали на поставленный вопрос, редко давали адекватные ответы. 6 учащихся пришли из логопедической группы д/с, 4 – по диагностике школьного логопеда тоже имели проблемы со звукопроизношением, снижением фонематического слуха. У этих детей отмечалась плохая дикция, бедный словарь, в основном разговорный. Дети использовали сленг, а также вульгаризмы, инфальтильные выражения. Предложения использовали простые, отрывистые. Мысли воспроизводили затрудненно.

У части детей (примерно 35%) была тенденция избежать контакта или, наоборот, он устанавливался фамильярно, торопливо. Отдельные моменты поведения учащихся оценивались мною как невежливые или грубые. Отношение к занятиям у значительной части детей характеризовалось как недоверчивое, равнодушное, а у некоторых – активное неприятие. На неуспех реагировали возбуждением, критикой или потерей самообладания (становились неуверенными, сдавались, винили себя), равнодушно, а двое даже агрессивно.

Такая разница в степени готовности к обучению объяснялась тем, что дети пришли из 4-х д/садов, и трое детей вообще не посещали дошкольных учреждений. Из 18 учащихся – 7 из малообеспеченных семей.

Исходя из вышеизложенного, я поставила перед собой цель:

“Создание оптимальных условий для развития каждого ребенка на основе личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе”.

Для достижения этой цели обозначила следующие задачи:

  1. Обеспечение преемственности: д/с > начальная школа > средняя школа.
  2. Обеспечение достижения всеми учащимися программных требований.
  3. Сохранение и поддержка физического и психического здоровья и развитие детей.
  4. Организация для каждого ребенка возможности содержательного общения со сверстниками и взрослыми, находящимися в “зоне ближайшего развития”.
  5. Формирование этических норм поведения через коллективную творческую деятельность.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач выстроила систему работы с использованием

  • игровой деятельности детей как средства, повышающего эффективность урока;
  • коллективной творческой деятельности – создание театральных миниатюр;
  • методов педагогической технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (далее РКМЧП).

Осуществляю систему работы в трех направлениях:

  • уроки;
  • внеклассная деятельность;
  • участие в различных конкурсах.

Только личный опыт участия в разных видах деятельности позволяет ребенку узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нем природой.

Игра – ведущий вид деятельности первоклассников. А для учителя:

  • диагностический инструментарий (наблюдай за ребенком, анализируй!);
  • средство, повышающее эффективность урока;
  • форма организации руководства учебной деятельностью класса.

Игры с их свободным полетом фантазии, верой детей в ее реальность, и, в то же время с признанием каких-то правил и ограничений – несомненно, творческий процесс и служат хорошей школой творческого мышления.

Игры способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять характерные особенности предметов, событий, явлений природы и др., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Игра – это еще и школа социальных отношений, где ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение, развивает коммуникативные навыки.

Поэтому я активно использую на уроках сюжетно-ролевые игры, дидактические игры , “живые картинки”, инсценирование.

Во всех классах младшие школьники эмоционально отзывчивы на постановку учебных заданий путем использования рифмовок, акростихов, кроссвордов, ребусов, загадок, исправления “ошибок” учителя. Детям нравятся такие обращения учителя: “Встаньте, девочки, и вместе прочитайте слоги…”, “Встаньте, мальчики, и скажите хором, какой здесь ответ…”, “Сейчас будут отвечать только Наташи”, “Выйдут к доске те, у кого имя начинается на букву К” и т.п.

Это делает серьезный труд ребенка занимательным, продуктивным, создает условия психологического комфорта, повышает школьную мотивацию, и в 1 классе обеспечило преемственность д/с > начальная школа, способствовало успешной адаптации детей в новых, психологически более трудных условиях.

Именно использование игровой деятельности в период обучения грамоте вывело меня на активную форму обучения и воспитания – создание театральных миниатюр (“Играем в театр”). Сначала на уроках представляли миниатюры – “Узнай букву”, “Хитрый звук”, эпизоды сказок, отрывки изучаемых литературных произведений, а затем и во внеурочное время. Я увидела, насколько эффективна эта работа:

  • каждый ребенок ощущает значимость своего “Я”;
  • каждый получает возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • развивается речь учащихся, расширяется кругозор;
  • развиваются коммуникативные навыки;
  • формируется творческий коллектив единомышленников;
  • повышается школьная мотивация.

Дети стали сами предлагать произведения для миниатюр (развивается художественный вкус, формируется активный читатель), писать сценарии по ним. В основном мы используем басни С.Михалкова. причем постепенно все оказались вовлечены в эту деятельность: в одной миниатюре ребенок – актер, в другой – режиссер, в третьей – гример, костюмер, декоратор и т.д. Именно создание театральных миниатюр дает возможность вовлечь максимальное количество учащихся: результат своего труда дети видят быстрее, спектр воспитательных возможностей гораздо шире.

Количество участников театральных миниатюр.

Мы стали показывать свои “спектакли” родителям, параллельным классам, затем на общешкольных праздниках. Нас узнали, полюбили и всегда ждут в базовом детском саду.

Считаю эту работу своей профессиональной удачей. Именно наш “театр” помог детям быстрее решить логопедические проблемы. К концу 4 класса школьный логопункт посещали только 2 учащихся (из 10 в 1 классе!). в 4 классе во всех творческих, интеллектуальных, спортивных школьных конкурсах мы занимали I места.

Участие в школьных конкурсах:

  1. Игра “Пойми меня” - 1место
  2. Шашечный турнир - 1место
  3. Рыцарский турнир - 1место
  4. “А ну-ка, девочки!” - 1место
  5. Математический турнир -1  место
  6. Интеллектуальная игра “Русская рулетка” - 1место
  7. Интеллектуальная игра “ Колесо истории” - 3место

Организуя учебную деятельность учащихся, активно использую педагогическую технологию РКМЧП. Критическое мышление – сложный процесс интеграции идей и творческое их осмысление на пути создания собственных концепций. Научить детей критически мыслить – значит научить их решать трудные проблемы, иметь альтернативное мнение, принимать правильные решения.

Учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, способны утвердиться и правильно осознать себя в окружающем мире. Для развития критического мышления предполагается использование трех основных этапов урока:

  1. мотивационный (вызов),
  2. осмысление идей (реализация),
  3. рефлексия.

Чаще всего я использую методы РКМЧП:

  • пятистишье (синквейн)
  • инсерт
  • кластер
  • дневник двойной записи
  • ассоциации
  • переосмысление перемешанных событий (перепутанные логические цепи)
  • диаграмма Венна
  • кубик
  • эссе
  • свободное письмо
  • дискуссионная карта
  • направленное чтение (чтение с остановками)
  • ключевые слова
  • антиципация
  • зигзаг
  • таблица “Знаю, хочу, узнаю”

Использование названных методов позволяет организовать сеть взаимодействий между учениками, определяет роль учителя как обеспечивающего мотивацию обучения, представляющего интересные для решения проблемные ситуации.

Приоритетные виды деятельности на уроках: чтение, говорение, письмо, а не слушание как на традиционных уроках.

Использование названных методов позволило сформировать довольно высокий уровень учебно-познавательного интереса практически у всех учащихся. Дети охотно включаются в процесс выполнения заданий, работают устойчиво. Они проявляют выраженное творческое отношение к общему способу решения поставленных задач. Стремятся получить дополнительные сведения.

Развиваются коммуникативно-деятельностные способности детей, культура общения, что предполагает со стороны партнеров кратко и четко формулировать собственные мысли, терпеливо относиться к мнению собеседников, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера. Формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

Использование методов РКМЧП позволяет один и тот же учебный материал изучать с большим развивающим эффектом. У учащихся, формируются умения: анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, видеть в них существенные признаки и отсеивать последние от несущественных; сравнивать объекты, классифицировать их, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия и т.д. Все это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях.

Использую в работе и информационные технологии:

  • мультимедиа – компакт-диски с обучающими программами;
  • создание презентаций, буклетов, слайдов, тестов.

Результатами системы моей работы считаю:

  1. устойчивый уровень качества знаний учащихся;
  2. активное и успешное участие в конкурсах, олимпиадах;
  3. занятость во внешкольных детских учреждениях (самоопределение, самореализация);
  4. развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности, общительности, речевой активности;
  5. развитие эмоционально-эстетической сферы детей;
  6. создание в классе свободной творческой обстановки, атмосферы эмоционального комфорта.

Участие в реализации дополнительных мероприятий

Олимпиады школьные

Год Количество участников Результат
2005-2006 уч.г. 3 человека 2 место – русский язык

1 место – математика

2006-2007 уч.г. 5 человек 1 место – литература

2 место – русский язык

2 место – математика

Олимпиада районная

Год Количество участников Результаты
2006-2007 уч.г. 2 человека 3 место – природоведение

4 место – русский язык

Международные конкурсы

Год Название Количество участников Результат
2005-2006 уч.г. “Русский медвежонок”

“Золотое руно”

“Кенгуру – 2006”

3

3

5

3 место в школе

4 место в школе

1 место в школе

2006-2007 уч.г. “Русский медвежонок”

“Золотое руно”

“Кенгуру – 2006”

6

6

6

 

1 место в школе, 2 в районе

2 место в школе, 3 в районе

Способность к обучению в 4 классе 2007 год и этих же детей в 1 классе 2003 год

  Уровни
Высокий Средний Нижняя граница нормы
1 класс 2003 год 32% 36% 32%
4 класс 2007 год 50% 50% -

Занятость детей во внешкольных детских учреждениях

Система моей работы вызывает интерес у коллег. Делюсь опытом работы через открытые уроки, классные часы, выступления на заседаниях МО, семинарах, педсоветах:

2004-2005 уч.год

  1. “Особенности эмоционально – волевой сферы младших школьников”.
  2. “Диагностические методы изучения личности учащихся”.
  3. Творческие игры на уроках русского языка.

2005-2006 уч.год

  1. Формирование навыков табличного умножения.
  2. Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
  3. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся.
  4. Приобщение детей к театральной деятельности.

2006-2007 уч.год

  1. Открытый классный час и выступление на районном семинаре “Моделирование системы воспитания в классном коллективе”.
  2. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся через решение задач повышенной трудности.
  4. Условия благополучного перехода школьника из начальной школы в основную.