Проектно-исследовательская деятельность младших школьников на материале национально-регионального компонента

Разделы: Начальная школа


Современная начальная школа активно обновляет цели, содержание и методы образования, ориентируя его не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.

В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым, безусловно, можно отнести проектный метод. К тому же проектная деятельность может включать в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

При этом важно, чтобы проект не был обособлен в учебном процессе. Учащиеся не должны выполнять проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы. Подготовительная работа начинается задолго до выполнения проекта.

Предлагаю познакомиться с опытом работы над проектом на материале национально-регионального компонента.

Материал НРК включаю как в уроки, так и кружковую работу. В 2006 году наш город праздновал юбилей. А 2007 год - юбилейный для нашей республики. Мы отмечали 300-летие добровольного вхождения Хакасии в состав России.

На уроках литературного чтения учащиеся знакомились с поэтами Хакасии и их творчеством. Участвовали в муниципальных конкурсах чтецов, посвящённых юбилейным датам, где двое учащихся заняли 1 и 2 места.

На уроках русского языка писали сочинения о родном крае, пробовали сами писать стихи о родном городе. Несколько ребят отправили свои стихотворения на муниципальный конкурс, где один ученик занял 3 место.

Приглашали на классные часы поэтов нашего города.

В течение года в классе проводились занятия кружка “Хакасия – мой край родной”. Школьники знакомились с историей, культурой, литературой республики. Для кружковой работы дети завели отдельные тетради, куда записывали интересующие их факты.

Накопленные знания и опыт захотелось как-то оформить. Так, двое учащихся приступили к выполнению проекта о поэтах города Абазы.

Творческий проект

Тема: “ Поэты родного города”.

Введение.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять её, изучать её историю и культуру. Этому нас учат в школе на уроках окружающего мира, истории, литературного чтения. Мы с интересом посещали краеведческий музей, выставки местных художников, читали стихотворения абазинских поэтов, проводили уроки внеклассного чтения, посвящённые родному краю.

Нам захотелось ещё больше узнать о поэтах Абазы. Нас заинтересовала мысль: кто эти люди, о чём они пишут. Так возникла идея создания альбома “Поэты родного города”.

Объектом нашего исследования стало творчество поэтов Абазы.

Предмет исследования: стихотворения поэтов Абазы для детского круга чтения.

Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного города”.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Выявить стихотворения для детского круга чтения.
  3. Оформить альбом “Поэты родного города”
  4. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    • анализ, обобщение
    • анкетирование учащихся
    • интервью с поэтами

Практическая значимость данной работы заключается в разработке альбома “Поэты родного города”, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Описание методики выполнения творческого проекта.

Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся нашей начальной школы. Нами было опрошено 40 учащихся 3-4 классов.

На вопрос: “Каких поэтов Абазы вы знаете?” нам ответили следующим образом: 26 человек никого не смогли назвать, 14 человек назвали трёх поэтов.

Вопрос №2 (“С какими стихотворениями поэтов Абазы вы знакомы?”) вызвал затруднение среди учащихся.

И, конечно же, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни и творчестве абазинских поэтов.

Следующим этапом нашего исследования стал анализ стихотворений поэтов. Мы посетили детскую и взрослую библиотеки, взяли сборники стихотворений, вырезки из местных газет, стали их изучать. Так же встретились с некоторыми поэтами, взяли у них интервью, из которых узнали о детских воспоминаниях поэтов, о том, что подтолкнуло их к литературному творчеству. Поинтересовались, пишут ли они стихотворения для детей. Из всех опрошенных поэтов специально для детей пишет только один.

Затем предстояло обобщение и выявление, на наш взгляд, стихотворений для детского круга чтения. Критерием отбора служили доступность языка и понимание содержания стихотворения. Выбранные нами стихотворения, мы прочли в классах, где проводили анкетирование. После беседы с ребятами по содержанию, мы отобрали стихотворения для нашего альбома.

При оформлении альбома “Поэты родного города” мы обратились за помощью к ребятам 4 “В” класса, которые помогли нарисовать иллюстрации к стихотворениям.

Заключение.

Мы изучили стихотворения абазинских поэтов. Отобрали из них доступные для детского круга чтения. Оформили их в альбом “Поэты родного города”, куда вошли стихотворения Т. Трофимец, В. Степанова, Г. Бранат, М. Будаевой, А. Челтыгмашевой, Д. Лысенко, А. Бойко, С. Золотовой.

Перспективы дальнейшей работы.

Мы считаем, что в следующем году можно организовать литературную гостиную с участием самих поэтов.

А одноклассники смогут прочесть стихотворения из созданного нами альбома.

Так как наш альбом только знакомит с поэтами и их творчеством, в дальнейшем его можно расширить. А также включить в него стихотворения молодых, малоизвестных поэтов.

Библиографический список

  1. Абаза-2001. / Автор проекта В. Красилов.
  2. Бойко Алексей. Лирика, стихи. Иркутск, 2005.
  3. Бранат Г. П. По волнам моей жизни (буклет),2006.
  4. Будаева М. Л. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Черногорок, 2000.
  5. Будаева М. Л. Избранное. Кострома, 2002.
  6. Лысенко Дарья. Дарья- птица. Красноярск, 2001.
  7. Лысенко Дарья. Две меня. Красноярск, 2006.
  8. Степанов В. Г. Абаза – жемчужина России. Абакан, ООО “Журналист”, 1999.
  9. Степанов В. Г. Абаза – не таёжный тупик. Абакан, ООО “Журналист”, 2001.
  10. Степанов В. Г. Абазинские частушки. Абаза, Байт – сервис, 2005.
  11. Степанов В. Г. Вокруг шашек. Ростов-на-Дону, 2004.
  12. Степанов В. Г. Женских имён золотая россыпь. Абакан, ООО “Журналист”,2000.
  13. Степанов В. Г. Клякса, мини-басни. Абакан, ООО “Журналист”, 2005.
  14. Степанов В. Г. Любовь не выдумка поэтов. Абакан, ООО “Журналист”, 2000.
  15. Степанов В. Г. Россия в лицах, эпиграммы. Абакан, ООО “Журналист”, 2004
  16. Степанов В. Г. Шанс. Абакан, ООО “Журналист”, 2001.
  17. Степанов В. Г. , Трофимец Т. С. Священный май. Абакан, ООО “Журналист”, 2000.
  18. Трофимец Т. С. Малиновые вербы. Абакан, ХРИПКиПРО, 1999.

Приложение