Урок словесности в 6-м классе по страницам книги И.Шмелева "Лето Господне"

Разделы: Литература


Цель урока: раскрыть художественное своеобразие авторского слова в книге И.Шмелева «Лето Господне».

Оборудование урока: Портрет И.Шмелева, книги с иллюстрациями его произведений, репродукции картин Кустодиева, музыкальные фрагменты балета И.Стравинского «Петрушка». Весь иллюстративный материал может быть представлен как презентация.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок чтения. Вы уже знаете, что 2007 год объявлен годом русского языка. Красота и богатство русского слова явлены в произведениях художественной литературы. Поэтому наш урок будет посвящен творчеству русского писателя И.С. Шмелева. Сегодня мы вместе будем читать главы из книги «Лето Господне». Грамотно, вдумчиво читать – значит постигать художественное мастерство писателя через его слово.

Откроем наш урок словами самого писателя, с которыми он обращается к своему маленькому собеседнику: «Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе… Ну, что же, не поймешь чего, подскажет сердце».

Сам автор приглашает нас к диалогу, сотворчеству. А это возможно, если мы хорошо знаем своего собеседника – писателя.

Первая часть нашего урока – рассказ об И.Шмелеве, созданный по материалам его воспоминаний, писем, страницам произведений. Представим себе, что мы пишем странички учебника словесности в разделе «Возвращенные имена»: И.С.Шмелев. Большую помощь в отборе материала мне оказала творческая группа ребят, которая выступит перед вами. Задача класса – оценить этот материал и ответить на вопросы, помещенные на информационных листах. Эти листы вы будете заполнять по ходу выступления ребят. В результате у вас получится план будущей главы хрестоматии.

С каких материалов мы могли бы начать разговор о писателе?

Ученик 1: Я думаю, что в начале статьи нужно сказать, что взрослому читателю имя И.С.Шмелева известно по повести «Человек из ресторана». Она печаталась в нашей стране, и по ней был снят даже кинофильм. Юные читатели долгое время не знали Шмелева, хотя самые яркие страницы его творчества – о детстве.

Учитель: Что вы узнали о детстве писателя?

Ученик 2: Я узнал, что Шмелев родился 21 сентября 1873 г. в Москве. Он хорошо знал свой город и любил его. Через много лет он будет вспоминать: «Весь кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там – святое, и нет никого людей. Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет…

Что во мне бьется так, наплывает в глаза туманом? Это мое, я знаю, и стены, и башни, и соборы… Будто во сне забытом…».

Учитель: А я бы еще обязательно включила этот отрывок Шмелева, в котором передается его любовь, детское любование родным Замоскворечьем.

«Я слышу всякие имена, всякие города России…

А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами солнечный туманец… - милое мое Замоскворечье».

У каждого ребенка есть на земле свой любимый уголок детства, был он и у Шмелева.

Ученик 3: В хрестоматии обязательно должен быть портрет писателя. У меня в руках фотографии из разных книг. По воспоминаниям родных Шмелев был среднего роста, худощавый, с большими серыми глазами, «склонными к ласковой улыбке». В зрелые годы лицо его было все в глубоких морщинках от страданий, которых в его жизни было немало. Внешне он очень был похож на отца, да и характер у него был отцовский.

Учитель: Поэтому, говоря о жизни писателя, нельзя обойти вниманием детские воспоминания Шмелева, посвященные отцу.

Ученик 4: Вот что рассказывает Шмелев о своем отце: «Отец с пятнадцати лет помогал деду. Покупал леса, гонял плоты и барки, потом строил мосты, дома. Он кипел в делах. Дома его видели только в праздник». Но эти редкие минуты, когда маленькому Ване удавалось побыть с отцом, сохранились в его памяти. Вот как он писал об этом в книге «Лето Господне».

«Тихо на улице, совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:

- Ты чего это не спишь? Бродишь. Это отец. Он только что вернулся.

Отец надевает летний пиджак и оправляет лампадки. Это он всегда сам, другие не так умеют.

Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса…

И я хожу за ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется плакать.

Я прижимаюсь к отцу. Он теребит меня за щеку, берет меня на колени, гладит:

- И устал же я, братец, а все дела… Пойди поспи, и я подремлю немножко. О, незабвенный вечер…».

Еще много страниц в этой книге будут посвящены самому дорогому человеку – отцу.

Учитель: говоря о своей семье, Шмелев имел в виду не только близких, родных, но и простых людей из народа, с которыми прошло его детство.

Ученик 5: Мне кажется, что в биографию писателя надо обязательно включить рассказ об этих людях: «В нашем доме, - вспоминал Шмелев, - появлялись люди разного положения. Во дворе было много сапожников, портных. Двор явился для меня первой школой жизни – самой важной и мудрой».

Учитель: Я думаю, что получить представление о семье Шмелева можно лишь обратившись к укладу, семейным традициям.

Ученик 6: Я узнал, что семья Шмелева отличалась религиозным укладом. «Дома я не видел книг, кроме Евангелия», - вспоминал он. Поэтому в семье чтили православные обычаи. Жили строго по церковному календарю, от праздника к празднику. Главы книги «Лето Господне» так и называются: «Великий пост», «Благовещение», «Пасха», «Рождество», «Святки».

Учитель: Со страниц книг встают перед нами яркие, неповторимые картины народной жизни, которые увидел писатель, когда был еще ребенком. Давайте обратимся к этим строчкам.

Ученик 7: «Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и тут…

Трезвоны, перезвоны, красный согласный звон. Пасха красная. Красен и день, и звон».

Ученик 8: А вот еще один отрывок.

«Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве. Яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи».

Ученик 9: Я думаю, что картины русских праздников, созданные Шмелевым, удивительно сходны с картинами художника Кустодиева. У меня в руках «масленица». Яркие, пышные картины Кустодиева напоминают праздничные открытки. Но такой виделась ему русская Масленица и такой же сказочной представлялась она маленькому Ване Шмелеву и о такой расскажет он в своем «Лете Господнем».

Ученик 10: Страницы книг Шмелева, посвященные праздникам, не только живописны. Они начинают звучать. На занятиях в музыкальной школе мы слушали музыку к балету И.Стравинского «Петрушка» - «Народные гуляния на Масленой». Народные песни, танцевальные мелодии сливаются в один праздничный гул. Давайте послушаем.

Учитель: Совсем как у Шмелева: «Игривые переборы гармоньи, веселые колокольцы и бубенцы, трезвоны, перезвоны…» Да и сам Шмелев признавался, что детство запомнилось ему таким радостным, праздничным.

Рассказывая о жизни писателя, нужно упомянуть и об очень личных фактах его биографии, которые долгое время были нам неизвестны. Все самое лучшее, что получил Иван Сергеевич от жизни, свои мысли, чувства он передаст потом своему сыну Сергею. Он не просто любил сына, а относился к нему с материнской нежностью. А когда сын оказался на фронте, отец писал ему трогательные письма: «Ну, дорогой мой, кровный мой, мальчик мой, крепко и сладко целую твои глазки…»

И сколь велико было горе отца, когда он узнал, что его сын, офицер добровольческой армии в 1920 г. был расстрелян в числе других офицеров по недоразумению.

И до конца своих дней Шмелев будет по-отцовски горевать о сыне. А когда, спустя годы, он будет создавать свое «Лето Господне», о котором мы сегодня так много говорили, перед глазами писателя появится вымышленный французский мальчик. В нем Иван Сергеевич увидел своего сына, которому он еще многое не рассказал о своем детстве.

Поэтому мы и говорим, что страницы «Лета Господне» построены как диалог с маленьким читателем. Давайте и мы будем благодарными собеседниками, когда обратимся к конкретному тексту этой повести.

Чтение текста учителем.

Вопросы для беседы:

  1. Вы убедились, что текст строится как диалог рассказчика с воображаемым собеседником. К какому речевому жанру можно отнести этот текст, в основе которого диалог?
  2. Найдите предложения, обороты речи, доказывающие, что перед нами диалог, беседа.
  3. Участниками беседы являются автор-повествователь (или рассказчик) и маленький читатель. Каким вы представляете себе автора-повествователя?
  4. Как относится он к своему собеседнику?
  5. С какой интонацией обращается он к читателю?
  6. Как вы думаете, почему автор выбирает для своего рассказа именно жанр беседы?
  7. Помогает ли это нам, современным читателям, лучше понять автора?
  8. Какую задачу ставит перед собой автор этого текста?
  9. Для решения этой задачи автор выбирает и особые художественные приемы построения текста.

Учитель: Рассказывая о прошлой жизни России, автор детально воссоздает картины увиденного. Эту же задачу решает и искусство кино. Не забывайте, что мы пишем страницы к учебнику словесности. Я думаю, что главу «Рождество» можно было бы проиллюстрировать и видеоматериалом, т.е. снять небольшой киносюжет о том, как русский народ готовился к встрече Рождества.

  1. Какой фрагмент текста вы предложили бы для видеофрагмента?
  2. Почему именно этот?
  3. Как меняется взгляд автора: он описывает или рассказывает?
  4. Что можно было бы снять общим планом?
  5. Что можно снять крупным планом?
  6. Наверное, этот фрагмент будет озвучен. Что может звучать за кадром?
  7. Может ли звучать за кадром авторский голос?
  8. Попробуйте еще раз выразительно прочитать этот отрывок.

Чтение отрывка учеником.

Учитель: сегодня на уроке словесности мы открываем для себя художественный мир писателя через его слово. Давайте обратимся к яркому, трепетному отрывку, который приближает нас, читателей, к встрече Рождества. Это заключительный фрагмент текста.

Чтение фрагмента учеником.

Вопросы для беседы:

  1. Какие предложения по интонации использует автор?
  2. Какие чувства передает автор с помощью восклицательной интонации?
  3. Обратите внимание, что после некоторых восклицательных предложений стоит многоточие. Почему возникает этот знак?
  4. Какой тип текста использует автор: повествование, описание, рассуждение?

Учитель: Любопытно то, как меняется образ рассказчика. Теперь мы видим мир глазами маленького мальчика.

  1. Что привлекает особое внимание юного рассказчика?
  2. Какими же представляются герою-рассказчику звезды?
  3. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор?
  4. Какое впечатление возникает у читателя от этой картины?
  5. Звезды интересны не только по форме, но и по цвету. Найдите эти цветовые определения.
  6. Почему рождается образ разноцветных звезд?
  7. Звезды, увиденные рассказчиком, имеют особую форму, цвет, но они еще и движутся. Найдите слова, обороты речи, передающие движения.
  8. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор?
  9. Интересен глагол блещут. Какое действие передает он?
  10. Какие из глаголов текста передают зрительные и осязательные ощущения?
  11. Попробуйте заменить эти глаголы синонимами (стилистически эксперимент). Изменилось ли общее впечатление от звезд?
  12. Какое слово передает суть образа звезд? Звезды живут, движутся, они похожи на живых существ, так как увидены глазами ребенка. Перед глазами читателя возникает особая картина: «На небе так и кипит от света, дрожит, мерцает».
  13. Эти живые, сверкающие звезды напоминают разноцветный хрусталь, они начинают звучать. Как говорит об этом автор?
  14. Почему картина вдруг наполняется звуками?
  15. Какие слова выбирает автор, чтобы охарактеризовать этот звон?

И как вывод звучит название этого сказочного вечера – Рождество. (Приложение 1)

Вот таким кропотливым, вдумчивым должно быть чтение художественного текста. Только тогда вы сможете понять автора, стать для него читателем-другом.

Дома вам предстоит выполнить творческую работу: прочитать и самостоятельно проанализировать другой отрывок книги И.Шмелева «Лето Господне» (Приложение 2). Вопросы к анализу даны на информационных листах.