Внеклассное мероприятие для старших классов "Природа и экологические проблемы Кузбасса"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Цели: формирование представления о природно-ресурсных возможностях Кемеровской области, о проблемах экологии на региональном и локальном уровнях; ориентирование подростков на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды; развитие речи, внимания; воспитание любви к природе, родному краю.

Форма: устный журнал-эстафета.

Подготовительная работа.

Каждый класс создает творческую группу. Творческая группа готовит одну страничку для журнала на заданную тему. Учащиеся работают над созданием экологических газет, рисунков, презентаций.

Темы страниц журнала:

  1. Природа и природные ресурсы Кузбасса.
  2. Источники загрязнения окружающей среды.
  3. Экология и здоровье человека.
  4. Охрана природы.
  5. Экологические сценки, частушки, стихи.

Оформление кабинета.

Кабинет оформлен экологическими рисунками, газетами. На доске – слайд с названием темы, афоризмами о природе и проблемах её охраны. На каждом столе – странички “Знаете ли вы…” (см. Приложение 1). Приготовлен телевизор и видеомагнитофон для просмотра видеофильма, оборудование для мультимедийного сопровождения.

Ход мероприятия:

(Каждое выступление сопровождается мультимедийным слайд-шоу)

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим уникальное заочное путешествие по Кемеровской области. А каким получится это путешествие, грустным или веселым, радостным или печальным, каждый ответит себе сам. В результате, у нас должен получиться живой журнал о родном крае.

Родной край. Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий мир. На всю страну славится Кемеровская область богатством своих недр и выпускаемой на заводах и фабриках продукцией. О Кузбассе слагают стихи. Вот один отрывок:

Кузнецкая наша земля.

Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.
Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвёздную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углём богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!

О. Жилина.

А вот ещё один отрывок. Он тоже о Кузбассе.

В микрорайоне “А”.

В микрорайоне “А” ход жизни прост.
Район построен в зоне производств,
В санзоне производств, больших и малых.
Дымится едкий мусор на отвалах.
Химический неверный воздух душен:
Наполовину фтором он разрушен.
Ни красок жизнь не знает здесь, ни лака.
Куда ни глянешь – всюду горы шлака.
Но человеку здесь жильё дано.
И человек живёт здесь всё равно.

Любовь Никонова.

Так, какой же он, наш родной край? С гордостью мы говорим о нём, или с печалью?

Итак, первая страничка нашего журнала посвящается природе и природным ресурсам Кузбасса.

Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 2).

Ведущий:

Информация этой странички заставляет нас гордиться своим краем.

Я предлагаю вам ответить на такой вопрос:

- Как выглядит Кузнецкая котловина из космоса?

Есть варианты ответов:

а) привлекательно;
б) очень красиво;
в) выглядит безобразно.

Какой вариант вы выберете? Объясните свой выбор.

Правильный ответ: вариант – в).

Космонавт Алексей Леонов родом из Кемерова, не мог не “полюбоваться” родным домом. И увидел…, что висит над Кузбассом туча черная и лохматая из черного концентрированного дыма – смога. Сколько ни летало потом космонавтов, вид на “дом” Леонова нисколько не изменился. Низина плохо проветривается и все газовые выбросы “индустриальной гордости” Сибири всегда на месте.

Следующая страничка нашего журнала посвящена источникам загрязнения окружающей среды.

Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 3).

Ведущий:

Таким образом, Кемеровская область относится к числу экологически неблагоприятных регионов России. Неудовлетворительная экологическая обстановка в области отражается на здоровье населения.

Следующая страничка посвящена экологии и здоровью.

Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 4).

Ведущий:

Негативные изменения природной среды поставили перед человеком проблему выживания его как биологического вида. Мы живем в эпоху планетарного экологического кризиса, и это надо осознать. Надо приложить все усилия, чтобы сохранить окружающий мир.

Следующая страничка посвящается охране природы.

Выступление творческой группы … класса (см. Приложение 5).

В 1989 г. создан заповедник “Кузнецкий Алатау”. Мы предлагаем посмотреть видеофильм об этом заповеднике.

………………………………………………………………………………………

Ведущий:

И на последней страничке нашего журнала расположены экологические сценки, частушки, стихи.

Выступление творческих групп от каждого класса (см. Приложение 6).

Ведущий:

Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас,

И надо действовать сегодня.

Надо действовать сейчас!

  • Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.
  • Или незагубленный уголок природы.
  • Вовремя потушенный пожар или костер.
  • Заботливо расчищенный ручеек.
  • Защищенные гнезда и муравейники.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!

Литература:

  1. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154c.
  2. Владимирова Е., Шин С. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2002.
  3. Алексеев. В.А. 300 вопросов и ответов по экологии – Ярославль: “Академия развития”, 2004/ (Серия “Расширяем кругозор детей”)
  4. Соловьев. География Кузбасса. Природа.