Факультативный курс "Основы православной культуры"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


В современных условиях, когда существуют напряженные мировые взаимоотношения, политическая и экономическая нестабильность, дисгармония, рушатся моральные устои просто необходимо найти основу для восстановления нравственности, приложить все усилия в воспитании подрастающего поколения. Вот для этого и разработан курс “Основы православной культуры”.

Актуальность разработки данного курса объясняется следующими причинами:

Во-первых, на сегодняшний момент просто важно сконцентрироваться на духовном совершенствовании личности.
Во-вторых, приобщение подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности.
В третьих, в обстановке духовных заблуждений (секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.

Таким образом, актуальность данного курса ясна и тесным образом связана с целью и задачами православного воспитания школьников.

Цель курса: обеспечение информацией об особой роли православия в истории России.

Задачи курса:

  • образовательные:
    • познакомить учащихся с выдающимися произведениями православного зодчества, книжности, иконописи, православной этики быта и семьи;
    • познакомить учащихся с основными законами и приемами православного культурологического анализа и повествования;
    • привить учащимся навыки анализа произведений и явлений современной культуры с позиции православной культуры.
  • воспитательные:
    • воспитать у учащихся интерес и уважение к православной традиции, являющейся стержнем национальных культур России, Украины, Белоруссии;
    • приобщать к высшим ценностям: мужество, взаимоуважение, терпимость.
  • развивающая:
    • развивать у учащихся цельные, отвечающие современному состоянию науки представления о православии в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры.

Содержание курса может быть использовано для:

  • написания творческих исследовательских работ:
  • при решении жизненных ситуаций;
  • при проведении внеклассных мероприятий, построенных на принципах гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу.

Структура курса: предполагает цикличность, возврат к ранее изученным темам по истории, литературе, МХК и их углубление за счет расширения темы.

Режим проведения: предположительно в 9 классе 1 час в неделю в течение всего учебного года: общее количество часов – 34.

Возможно: в 10-11 классах: 1 час в неделю в течение всего учебного года; общее количество часов – 68.

Интеграция с предметами:

  • история;
  • литература;
  • МХК.

Предполагаемые формы проведения занятий:

  • дискуссии;
  • работы с текстом;
  • анализ жизненных ситуаций;
  • решение ситуаций нравственного выбора;
  • работа в группах;
  • круглый стол;
  • посещение музеев, библиотек, храмов города;
  • самостоятельная исследовательская работа.

Ожидаемый результат курса:

Предполагается, что, усвоив курс по православию, учащиеся увидят и проникнутся ролью православия России, будут действовать в реальной жизни в соответствии нравственных норм, заинтересуются в продолжении занятий в старших классах.

Конкретный результат курса: написание исследовательской работы с последующей защитой.

В ходе изучения курса учащиеся будут знать:

  1. Азы православной культуры.
  2. Моральные нормы поведения.
  3. Правила ведения дискуссии.
  4. Основные законы православного культурологического анализа.
  5. Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.

Учащиеся будут уметь:

  • обобщать материал в ходе дискуссии;
  • формулировать вопросы;
  • делать выводы, умозаключения.

Тема 1.

Введение. Предмет православной культуры.

Что есть православная культура. Место православной культуры России в процессе творческого преображения мира.

Литература:

  1. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.
  2. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992.
  3. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1992.

Тема 2.

Верования славян.

Происхождение славянской мифологии. Древнейшие верования славян. Славянский пантеон. Обряды, праздники.

Литература:

  1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1983.
  2. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М., 1991- т.2 ст. “Славянская мифология”.
  3. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
  4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
  5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

Тема 3.

Православие.

Жизнь Иисуса Христа. Учение. Распятие. Воскресение.

Православное вероучение. Просветители славян.

Литература:

  1. Булгаков С. Православие. М., 1994.
  2. Иванов М.В. История христианства. СПб., 2000.
  3. Основы религиоведения /под ред. И.Н.Яблокова М., 1998.
  4. Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. 2т., 1994.

Тема 4.

Крещение Руси и его значение.Святая Равноапостольная Ольга и ее вклад в крещение Руси. Время выбора. Святой Равноапостольный Владимир. Обряд крещения.

Литература:

  1. Балыбердин А.Г. История Русской Православной Церкви. Котельнич,1996.
  2. Малая церковь. Настольная книга прихожанина. 1992.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.

Тема 5.

Рождение Русской Православной Церкви.

Монастыри. Подвижники. Шедевры древнерусской культовой архитектуры. Деревянное зодчество.

Литература:

  1. Балыбердин А.Г. Очерки Русской Православной Церкви. Котельнич.1996.
  2. Булгаков С. Православие. М., 1994.
  3. Вострышев М. Божий избранник. М., 1990.
  4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1992.
  5. Тальберг П. Д. История Русской Церкви. 2 т., 1994.
  6. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.

Тема 6. Храм.

Понимание сути назначения храма. Символика храма.

Литература:

  1. Тинский А.Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории. Киров, 1999.
  2. Тинский А.Г. Успенская шатровая церковь Успенского Трифонова монастырям/Энциклопедия земли Вятской Т.5 Архитектура. Киров, 1996. с.47-52.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.

Тема 7. Церковный год.

Обряды. Праздники. Пост. Поминовение усопших.

Литература:

  1. Краткие сведения о праздниках православной церкви и сказания о житии особо чтимых святых. М., 1991.
  2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. М, 1982.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.
  4. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. М.,1995.

Тема 8. Иконопись.

Художественный мир Преп. Андрея Рублева . “Троица” - история создания иконы. Преп. Сергий Радонежский. Почитаемые вятские иконы: преподобного Трифона, святого Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного. Посещение художественного музея братьев Васнецовых.

Литература:

  1. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1986.
  2. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.
  3. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца 17 века.-СПб., 1903.
  4. Жития русских святых Х-ХУ веков. М., 1992.

Тема 9. Духовная музыка.

Понятие о православном духовном пении. Осмогласие. Основные песнопения: псалмы, тропари, стихири. Акафистное пение. Посещение храма в селе Русское. Прослушивание кассеты О. Бакиной “От Рождества до Рождества”.

Литература:

  1. Гарднер И. История богослужебного пения.
  2. Мартынов В.И. О богослужебном пении.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.

Тема 10. Церковно-славянские корни русского языка.

Святые Равноапостольные Кирилл и Мифодий. Сокральный и профанный язык. Размышления над словами: “со-весть”, “вос-питание”, “образ-ование”.

Литература:

  1. Журавлев Церковно-славянский язык.
  2. Кравецкий Церковно-славянский язык.
  3. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря. 1999.

Тема 11. Литература.

Творчество классиков русской литературы в свете православной традиции, (творчество Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Некрасова НА.).

Литература:

  1. Дунаев. Православие и русская литература. В 5 т.
  2. Пушкин А.С. “Пророк”, “Птичка”.
  3. Лермонтов М.Ю. “Молитва”.
  4. Некрасов Н.А. “Пророк”, “Сеятелям”.

Тема 12. Быт и семья в православной России.

Культура православной семьи, межличностные отношения. Быт семьи.

Духовный мир семьи Николая II. Размышления над православной сказкой и детской игрушкой.

Литература:

  1. Бонецкая Н. Царь-мученик. Сретенский монастырь. 2001.
  2. Домострой.
  3. Кононов А. Смысл и назначение игрушки. Киров, 2000.
  4. Тальбергт Н.Д. Николай П. Сретенский монастырь. 2001.
  5. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. Изд. Николо-Волосовского монастыря, 1999.

Тема 13. Преподобный Трифон Вятский: жизнь и деятельность.

Основные события из жизни Трифона до прибытия на Вятку. Прибытие на вятскую землю. Основание Успенского мужского монастыря. Значение. Экскурсия в Трифонов монастырь.

Литература:

  1. Житие преподобного Трифона и блаженного Прокопия, вятских чудотворцев.
  2. Осокин И.М. Значение преподобного Трифона в истории Вятского края //Энциклопедия земли Вятской Т.4. История. Киров, 1995. с. 91-98.
  3. Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера.(к 450-летию преподобного Трифона Вятского). Материалы международной научной конференции. Т. 1-2. Киров, 1996.

Тема 14. Заключительное занятие.

Слово, обращенное к себе.

Письмо – размышление: узнал ли я то, что хотел. Что меня удивило больше всего.