Работа с текстом публицистического стиля. Подготовка к созданию гипертекста

Разделы: Русский язык


Цель урока.

Подготовка к ЕГЭ. Закрепление умения формулировать проблему текста, позицию автора. Формирование умения комментировать текст, аргументировать свою позицию. Воспитание уважения к своей истории и к людям, творившим эту историю.

Оборудование.

  1. Компьютер с проектором.
  2. Раздаточный материал с текстом (Ю. Бондарев “Мгновения”; цитаты из стихотворений поэтов на данную тему; языковые и речевые стандарты-клише).

Словарь.

Гипертекст

Задания к уроку.

  1. Повторить компоненты содержания структуры текста.
  2. Инд. задание. Сообщение на тему “Местоимение как средство выразительности текста”.

Ход урока.

1. Постановка задачи урока.

Анализ последних работ, связанных с написанием сочинения – анализа текста, показал, что вы неплохо справляетесь с формулировкой проблемы текста и позиции автора, но у вас есть трудности с комментированием и аргументацией своей позиции. Именно этим мы сегодня и займемся.

2. Повторение компонентов содержания структуры текста. (Приложение №1)

  1. Вступление. Формулировка проблемы.
  2. Комментарий к тексту.
  3. Формулировка позиции автора.
  4. Выражение собственной позиции.
  5. Аргументация (не менее 2 аргументов).
  6. Выводы.

3. Знакомство с текстом Ю. Бондарева из книги “Мгновения”.

На столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом. (Приложение № 2)

(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный…

(3)За долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (6)Порой мы ненавидели солнце – оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншею “юнкерсов”. (7)Солнце могло беспощадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: развороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (10)Мы сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки.

(11)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории – это Люди и Время. (14)Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

4. Работа с текстом.

1) Беседа по прочитанному. Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания своего текста.

  • Какое впечатление вы получили, познакомившись с этим текстом?
  • Какова тема этого текста? Как бы вы его озаглавили?
  • Близка ли она (тема) вам? Чем для вас интересен этот текст?
  • Какой отрывок из предложенных вам вы использовали бы в качестве эпиграфа? Можете ли вы предложить свой эпиграф? (Приложение №3)

2) Сообщение учащегося “Местоимение как средство выразительности текста”. (Приложение № 6).

3) Индивидуальная работа с тестовыми заданиями комплексного анализа текста. (Приложение № 1)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Солнце порой можно ненавидеть.
2) Война стала историей.
3) Только историки могут сказать всю правду о войне.
4) Человек на войне мечтает вернуться в предвоенное время.

2. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль, описание.
2) художественный стиль; повествование
3) художественная публицистика; рассуждение
4) разговорный стиль; рассуждение

Комментирование выполненного задания.

  • Почему вы выбрали 3 вариант ответа? Обоснуйте свою точку зрения. (Предложения 15 и 16).
  • Назовите признаки стиля речи. (Приложение № 4) (Цель текста – воздействовать на читателя; сфера использования – журнал; сборник очерков, эссе; адресат – широкие слои общественности; жанр – эссе; стилевые черты – лаконичность, доходчивость изложения, эмоциональность).
  • Назовите средства выразительности, характерные для публицистического стиля. (Синтаксический параллелизм (4 и 5 предложения), риторический вопрос (12 предложение), контекстные антонимы (“сидели не за партами, а в мёрзлых окопах”, “были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулемётные гашетки”), антонимы (“мир и прочен, и зыбок”), метафоры (“чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти”, “В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории”).

4) Определение проблемы, поставленной в данном тексте.

  • Что такое проблема текста? (Проблема – это основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста).
  • Чтобы определить проблемы текста, можно воспользоваться таким приемом, как постановка вопросов к тексту. Выделение среди поставленных вопросов главного и дополнительных позволит выделить смысловой центр текста. Давайте попробуем сформулировать эти вопросы.

Вопросы к тексту

Дополнительные вопросы учителя для постижения позиции учащихся

- Кто такие “мы”, от имени которых говорит автор? Дает ли Ю. Бондарев ответ на этот вопрос в тексте?

- Почему автор утверждает, что им “было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно”?

- Какой жизненный опыт приобрели герои этого текста?

- Стала ли война историей?

- Что значит не забывать Время и Людей?

- Все ли о войне могут рассказать историки?

- Почему нам надо помнить этих людей?

Какие ассоциации возникают у вас при осмыслении этого образа?

Можно ли согласиться с этой мыслью?

Какие аргументы приводит автор?

Можете ли вы привести примеры, подтверждающие эту мысль?

Как вы к этому относитесь?

Что вы знаете об этом?

Согласны ли вы с этим утверждением?

  • Какие из поставленных вопросов являются главными? Какова проблематика предложенного текста? (Проблема памяти; трагедии поколения молодых людей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны).
  • Сформулируйте проблему текста. Если испытываете затруднения, то обратитесь к таблице “Речевые стандарты – клише” (Приложение № 5). (Пример: “Почему так стремительно взрослеют люди на войне? Какой жизненный опыт они приобретают? Должны ли мы помнить тех, кто воевал? Именно над этими вопросами предлагает задуматься Юрий Бондарев в своем эссе”; “В отрывке из книги “Мгновения” Юрий Бондарев предлагает задуматься над тем, какой опыт приобретают люди на войне и почему мы должны помнить тех, кто воевал”).

5) Комментарий к поставленной в тексте проблеме. Беседа по вопросам. Задание: в процессе беседы кратко записывать тезисы ответов.

  • Насколько проблема, поставленная в тексте, актуальна? Почему?
  • Вызывает ли у вас интерес эта проблема?
  • Как автор подводит нас к постижению своей позиции?
  • Каким образом автор привлекает наше внимание к этой проблеме?
  • В каких произведениях вы встречались с этой проблемой?

6) Формулировка позиции автора. Беседа по вопросам и самостоятельная запись формулировки позиции автора. Время выполнения задания – 2 мин.

  • Какое отношение имеет формулировка позиции автора к проблеме, обозначенной нами в начале работы с текстом? (Это ответ на вопрос-проблему).
  • Сформулирована ли позиция автора в тексте? (Да, в предложении 18).
  • Сформулируйте позицию автора своими словами. В случае затруднения обращайтесь к речевым клише (Приложение № 5).

7) Формулировка собственной позиции. В процессе работы над проблемой предложенного текста мы уже частично сформировали свою позицию. Вам предстоит теперь ее только сформулировать.

Учащиеся устно формулируют свою позицию, демонстрируя различные речевые формы.

8) Аргументация собственной позиции. Это самая трудная для вас часть творческой работы. Трудность объясняется не тем, что вы мало знаете, а отсутствием умения собрать воедино свои знания и преобразовать их в стройную и убедительную аргументацию.

  • Что вы должны отразить в своих аргументах? (Отношение к себе, обществу, миру) (Приложение № 1)
  • Что может выступить в качестве аргумента? (Ссылки на примеры из мировой культуры, литературы, живописи, истории и т.д.; апелляция к средствам массовой информации, которые активно рассматривают эту тему: газетам, радио, телевидению; обращение к собственному жизненному опыту).

Помните, что высказанное вами мнение должно соотноситься с проблематикой исходного текста.

9) Работа в группах. Задание: подобрать 2 аргумента, подтверждающих вашу мысль. Время – 4 мин.

10) Подведение итогов. Проверка полученных аргументов, тезисная запись наиболее убедительных.

Домашнее задание. Написать сочинение по прочитанному тексту.