"Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Разделы: География


Тип урока: повторения и обобщения.

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний о взаимодействии компонентов природы в природных комплексах и природных зонах Африки,
  • закрепление знаний и новых понятий темы.

Задачи:

  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, наглядными средствами обучения.
  • способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
  • содействовать воспитанию коммуникативности, трудолюбия, географической культуры.

Методы обучения:

по источникам знаний

  • Словесные (работа с дополнительной литературой)
  • Наглядные (учебные картины, настенные карты, видеофрагменты)
  • Практические (создание опорного конспекта на контурной карте)

по характеру познавательной деятельности

  • частично-поисковый
  • проблемного обучения

Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах, ролевая игра.

Методы и приемы работы: ролевая игра и работа в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания, практическая работа, творческие задания.

Опорные знания и умения:

  • знания о формировании природных зон,
  • природных комплексах,
  • широтная зональность,
  • особенности природных зон Африки.

Ведущие понятия: природная зона, гилеи – влажные экваториальные леса Африки, саванна, пустыни.

Результаты работы: создание опорного конспекта, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:

  • карта “Природные зоны Африки”,
  • картины природных зон Африки,
  • выставка книг и энциклопедий по теме,
  • видеофрагмент “Природные зоны Африки” (“Ридерз Дайджест”),
  • дополнительный раздаточный материал о природных зонах Африки,
  • учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс,
  • конверты с заданиями для специалистов,
  • таблички с названиями природных зон для групп.

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав группы, распределяет специалистов: руководитель - картограф, климатолог, ботаник, зоолог, ученый, почвовед, менеджер.

Ход урока

Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

1. Организационный момент.

Учитель. Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Читая книги Ж. Верна, А.Ферсмана мы стремимся ступить ногой на неизведанный, но манящий берег. Мир далёких тайн зовёт нас за собой.

Сегодня нас позвала за собой Африка! Мы отправляемся в научную экспедицию по природным зонам Африки.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Учитель. Ваша задача - собрать материал каждому специалисту об особенностях своей природной зоны и представить его в виде устного отчёта и опорного конспекта на контурной карте.

  • Какими картами будете пользоваться на уроке?
  • Что называется природной зоной?
  • В каких природных зонах расположена Африка?

(Учащиеся работают с картой, дают ответы на вопросы учителя).

Молодцы!

3. Определение заданий в группах.

Учитель. Чтобы отправиться в путь необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что я получила письма из “прекрасного далёка”. Узнайте, о какой природной зоне в нем говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.

1 письмо. В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.

(Гилея – влажные экваториальные леса Африки)

2 письмо. Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...

(Саванны)

3 письмо. Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.

(Пустыни)

Задания получены! (задания в приложении 1)

Итак, в путь! На работу вам отводится 5 минут, а на выступление группы 2 минуты.

4. Работа в группах.

(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).

5. Выступление экспедиций по проделанной работе.

(После каждого выступления группы показывается видеофрагмент о природной зоне продолжительностью 3 минуты, чтобы создать зрительный образ у учащихся. В каждом фрагменте содержится новая информация, которую ребята должны после просмотра озвучить и записать в свои отчеты).

Учитель по ходу выступления групп заполняет сводную таблицу для оценки работы каждого специалиста и группы в целом. (таблица в приложении 2)

Учитель.

Африка, Африка - волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка - чудесная страна
Была бы я волшебником поехала б туда!

С л о в о экспедиции из ГИЛЕИ - влажных экваториальных лесов Африки.

(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)

Показ видеофрагмента 3 минуты.

Новое: влажные экваториальные леса - первая растительность, от которой произошли все другие растительные сообщества.

Учитель. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.

Слово экспедиции из саванны Африки.

(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)

Показ видеофрагмента.

Новое: саванна - прародина человека, так как высокая растительность способствовала тому, что человек стал прямоходящим.

Учитель. Хорошо поработали, но необходимо и отдохнуть. Предлагаю провести физминутку.

Шагаем мы рядом,
Рюкзак за плечами.
Солнце на небе,
Земля под ногами.
Справа - товарищ,
Слева - подруга.
Встанем на месте -
Поддержим друг друга.

(Учащиеся вместе с учителем под стихотворение выполняют упражнения)

Учитель. Какая самая “сладкая” пустыня на земле? (Сахара)

Слово экспедиции из пустынь Африки.

(выступление экспедиции с отчетом о проделанной работе)

Показ видеофрагмента.

Новое: РЕГИ - щебнистая пустыня, ЭРГИ - песчаная, САМУМ - ветер. Площадь пустынь изменяется: то увеличивается, то уменьшается.

Учитель. Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!

Разнообразен и удивителен мир Африки. Но человек тоже часть природы и он активно её использует. А как он заботится о сохранении природы?

(Работа с комплексной картой Африки, нахождение заповедников и национальных парков, видов антропогенного воздействия человека).

Учитель. Посмотрите на девиз нашего урока. Что же нового на уроке вы узнали?

(Учащиеся отвечают: какие новые слова узнали, что было интересного на уроке, анализируют свою работу.

А теперь посмотрим, что получилось у меня? (анализ сводной таблицы, итоги, оценки).

Спасибо за работу!

Надеюсь, вам захочется побывать в Африке после нашего виртуального урока.

Урок окончен.


 Приложение 1

Задания специалистам

Задание руководителю-картографу
  1. Обозначить границы природной зоны на контурной карте Африки
  2. Совместно с климатологом нанести особенности природной зоны символами: Тянв, Тиюля, О – количество осадков, стрелочками ветра.
  3. Совместно с почвоведом подписать название почв зоны.
Задание климатологу

Определить основные климатические особенности своей природной зоны и совместно с руководителем оформить контурную карту.

Задание зоологу

1. Выделить особенности животного мира своей природной зоны:

  • богатство животного мира
  • животные ведут ночной образ жизни
  • обитают большие стада животных
  • животные приспособились к жизни без воды
  • животные преодолевают большие расстояния в поисках пищи и воды
  • обитают человекообразные обезьяны
  • огромное количество насекомых
  • животные приспособились жить на деревьях
  • много опасных для человека животных и насекомых
  • много ядовитых животных и насекомых

2. Привести примеры интересных животных, обитающих в вашей природной зоне.

Задание ботанику

1. Выдели особенности растительного мира вашей природной зоны:

  • многоярусность
  • преобладание травянистой растительности
  • вечнозеленность
  • разряженность растительного покрова
  • густота леса
  • растения засухоустойчивые
  • огромное количество видов растений
  • встречаются одинокие и небольшие группы деревьев и кустарников

2. Привести пример интересного или удивительного растения вашей природной зоны.

3. Перечисли, с какие растения вы встретили в вашей природной зоне.

Задание почвоведу

1. Какие типы почв характерны для вашей природной зоны.

2. Назови главные особенности почв (плодородие, цвет).

Задание менеджеру

Вы менеджер туристической фирмы. Вам необходимо составить памятку туристу, отправляющемуся в вашу природную зону.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
  8.  

Что с собой взять?

Кого и чего опасаться?

Что необходимо сделать прежде, чем отправиться в путешествие?

Задание ученому “Пустыни”

Что произойдет с пустыней Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, если холодное Бенгальское течение вытеснит теплое течение?

Задание ученому “Саванны”

Составить логическую цепочку из следующих звеньев:

  1. Много хищников
  2. В почве накапливается перегной
  3. В зоне имеется сухой период года
  4. Растительный опад разлагается не до конца
  5. Много крупных травоядных животных
  6. Для произрастания лесов влаги не хватает, наряду с отдельными деревьями и кустарниками развивается богатая травянистая растительность
  7. Много растительного корма
Задание ученому “Гилеи”

Почему, несмотря на большое количество растений в почвах влажных экваториальных лесов накапливается мало перегноя, и их отличает удивительное неплодородие?

Творческое задание для всей группы (не обязательное)

Отразить особенности вашей природной зоны в виде стихотворения, речитатива.

Приложение 2

Сводная таблица для оценки выступления специалистов и группы в целом

Вид работы Гилея Саванна Пустыня Итог
Руководитель-картограф        
Климатолог        
Ботаник        
Почвовед        
Зоолог        
Учёный        
Менеджер        
Вся группа