Информационные технологии на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Формировать у учащихся представление и первоначальное понятие о наших предках – славянах, их расселении, занятиях, обычаях, забавах, вере;
2. Развивать воображение, логическое мышление, умение работать с картой, учебником; раскрыть историческую связь между образом жизни и поведением людей;
3. Воспитывать интерес к прошлому наших предков, чувство уважения к их трудолюбию.

1. Организационный момент: (под русскую народную музыку):

- В некотором царстве, в некотором государстве… А в каком таком государстве?

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

- Сегодня мы побываем в государстве с красивым названием Русь, и поговорим о наших предках – славянах, узнаем об их жизни, деятельности, дадим им историческую характеристику, поговорим о том, какую одежду они носили, в каких домах жили, т.е. поговорим об истории.

2. Проверка домашнего задания (сообщения учащихся).

- Для начала немного вспомним то, что уже узнали про славян.

Слайд №3

1 сообщение: Славяне жили на огромной равнине от реки Эльбы до Волги и Дона и от Балтийского моря до Адриатического залива и Архипелага. Они часто селились в труднодоступных местах, окружённых склонами, глубокими рвами или водой. Люди возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы, обносили свои жилища деревянным тыном. Жилища в древности строили в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи.

Слайд №4

(Выставка рисунков учащихся о том, как выглядели древнее славяне).

2 сообщение: Ещё нам известно, как выглядели славяне. Историки дают следующую меткую характеристику нашим предкам: люди с русыми волосами, светлыми серыми глазами, тёмными бровями, розовощёкие. Жили они друг от друга на большом расстоянии, были многочисленны, почитали стариков и имели деревянные щиты для защиты в бою.

- Ребята, а давайте построим дом для нас с вами, ведь мы тоже русские люди и живём в этом государстве. Но наш дом будет необыкновенным: кирпичиками в нём будет то, что нового мы узнаем на уроке о наших предках.

3. Новый материал.

- Как вы думаете, почему одни люди трудолюбивые, а другие – ленивые?

Работа в группах (обсуждения и высказывания учащихся).

Слайд №5

- Славяне жили большими семьями – РОДАМИ. Каждая семья или группа родственников изготавливала для себя всё самое необходимое. В маленьких глиняных печах или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнецы выковывали из него ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на местах. Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми. Почему? Иначе они просто бы не выжили.

(Работа в группах): у каждой группы набор пословиц. Ваша задача – выбрать те, где говорится о трудолюбие, усердие.

Слайд №6.

- Каждый дом строится с основания. Поэтому основой нашего дома будет ТРУДОЛЮБИЕ.

- А для чего нашим предкам нужны были копья, мечи? (обсуждение в группах).

- Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту. Выберите пословицы, которые бы характеризовали славян как храбрых воинов.

Слайд №7.

- Следующий кирпичик нашего дома – ОТВАГА, СМЕЛОСТЬ.

3.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

- Но не только во время опасности люди объединялись. Забота о ближнем – черта славянского характера. Прочитаем, как об этом говорится в учебнике на стр. 106.

- Как понимаете выражение «всем миром»? Как бы вы назвали третий кирпичик?

ВЗАИМОПОМОЩЬ.

- В старину был такой обычай: после обеда стол накрывали чистой скатертью, клали посередине хлеб, рядом ставили солонку. Как вы думаете, зачем? (высказывания учащихся). Чтобы любой гость, который заходил в дом, мог отведать хлеба с солью, т. е. немного утолить голод.

3 сообщение. Самым ценным продуктом в те времена были хлеб и соль. Славяне отличались большим гостеприимством. Гостю отводилось лучшее место в доме, и отдавалась лучшая еда.

- Выберите пословицы о гостеприимстве.

Слайд №8.

- Ещё один кирпичик нашего дома – ГОСТЕПРИИМСТВО.

- Умели славяне не только трудиться, но и отдыхать. Любили они задорные, весёлые пляски, тихие хороводы, песни, борьбу и бег в мешках наперегонки. Почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный инструмент: гусли, дудки, рожки.

Слайд №9.

- Давайте посмотрим, как это было.

Физминутка: хоровод «Во поле берёза стояла». (группа учащихся исполняет хоровод).

Русская народная игра «Горелки».

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят» - дети произносят слова, двигаясь по кругу; при последних словах они разбегаются, а водящий старается осалить как можно больше участников.

- Как бы вы назвали этот кирпичик? НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ.

- Наши предки не всегда жили в земляных домах. Со временем у них появились деревянные, а позже и каменные дома. Основная комната в доме называлась горницей, в ней находилась печь. Над горницей располагались другие комнаты-светёлки. (Словарная работа: ГОРНИЦА, СВЕТЁЛКА).

- Нельзя не сказать о том, как одевались славяне. В народе существует поговорка: «По одёжке встречают, а по уму провожают». Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён. Тогда по одежде определяли, какого роду-племени человек, к какой семье он принадлежит, откуда пришёл.

Слайды № 10-11.

Сообщения учащихся с демонстрацией.

4 сообщение: Русские женщины носили холщовые домотканые рубахи, поверх которых могли надеть сарафан или передник. На голове носили венец, а в косы вплетали ленты. Замужние женщины должны были закрывать волосы шапочкой-кичкой.

- Мужская одежда заключалась в рубахе-косоворотке, которая носилась поверх штанов, подпоясывались плетёным поясом.

- Верхняя одежда называлась кафтан, пониток, зипун, а зимняя – шуба, полушубок, тулуп. Обували лапти с обмотками – онучами, а зимой - валенки. В городе носили кожаную обувь: башмачки или сапоги.

Слайды  №12-13.

- Мужская одежда должна была подчёркивать силу, мужественность, а женская – скромность, мягкость, обаяние.

- И этот кирпичик нам необходим. Назовём его ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ. (Словарная работа: КАФТАН, ПОНИТОК, ЗИПУН, ШУБА, ПОЛУШУБОК, ТУЛУП).

- Характеристика славянина – нашего предка – была бы не полной, если бы мы не рассказали, во что верили славянские народы. До Х века у наших предков было много богов, и их называли язычниками. Был бог Перун – громовник (управляет небесными стихиями – громом и молнией), бог Сварог – властелин солнца и огня, бог Догода – бог тихого и приятного ветра.

- Но в Х веке и до сего дня люди стали верить в единого бога – Иисуса Христа. Хотя язычники есть и до сих пор. Каждый человек сейчас свободен в выборе своей веры, и предлагаю крышу нашего дома назвать ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ.

- Жизнь не стоит на месте, в ней многое меняется. С принятием христианства на Руси появились новые праздники и новые забавы. Например, в канун Рождества (в ночь на 7 января) и до Крещения (19 января) проходят Святки – время, когда люди стремятся сделать как можно больше добрых поступков. Люди ходят от дома к дому (колядуют), желают здоровья, счастья, а хозяева за это одаривают их кто сладостями, кто деньгами.

- Давайте примем участие в таких колядках:

Коляда, коляда, отворяй ворота. Чтоб из колоса – осьмина,
Пришла коляда накануне Рождества. Из полузерна – пирог большой.
С пышками, с лепёшками, Коляда, коляда выходи со двора.
Со свиными ножками. Солнце встречать, счастья желать.
Кто даст пирога – тому скота, живота, Чтоб был в доме хлеб,
Кто не даст пирога – мы корову за рога. Чтоб пустым не был хлев.
Дай бог тому, кто в этом дому Хозяину, хозяйке, детушкам их, милы
Чтоб рожь густа, рожь ужимиста, Многие лета, многие лета!

- А в конце февраля люди отмечают ещё один народный праздник, который тоже не обходится без песен и плясок. Сегодня мы с вами поиграем в русскую народную игру: «Золотые ворота».

(Правила игры: двое учеников образуют ворота, взявшись за руки вверху, а остальные проходят через эти ворота друг за другом и произносят слова: «Золотые ворота, проходите господа. Сперва мать пройдёт, потом детей проведёт. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!» После этих слов ученики-ворота опускают руки вниз и все, кто попал в эти ворота, встают вместе с ними, расширяя ворота).

4. Итог занятия

Слайд №14.

- Вот какой дом у нас получился. Мы построили его из того, что должно быть в каждом человеке. «Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н.Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту «счастливость», которую творят в доме взрослые и дети. Семейное счастье, благополучие семьи и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами.

- Значит, каким быть нашему дому – зависит от нас.

- А сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы определили своё настроение и дали оценку своей работе на уроке. Для этого выберите значок, обозначающий ваше настроение.

Слайд №15.

Самооценка деятельности учащихся на уроке:

5. Домашнее задание

- Домашнее задание вы сегодня получите необычное – вам нужно будет написать рассказ, представив себя славянином, о котором мы говорили на уроке. Побывать в том времени и рассказать, что вы увидели, кого увидели, какое участие приняли в то время. Рассказ можно назвать: «И я там был…».

- Пополнить ваши знания могут книги, которые есть у нас на выставке, их можно использовать и при написании рассказ. Это книги из серии детской энциклопедии «Я познаю мир» (Дет. энцик. История – Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. А.В. Кардашук, А.М. Кузнецов. – М.: ТКО «АСТ», 1997. – 512 с.); (География. – Авт. сост. В.А.Маркин; Худож. Е.В. Пузикова и др.; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: «АСТ»; 1997. -560с.);

«Путешествие в прошлое России» (В.М.Соловьёв. - для млад. школ. возраста. – М.: Просвещение, 1997. -176 с.: ил. – история для детей);

«Детская энциклопедия» («РОСМЭН». Дж. Эллиотт, К.Кинг, при участии С.Кроуфорд, А.Крейг; перевод с анг. Е.П. Коржева, 1994.)

«География. Энциклопедия» («РОСМЭН». К.Варли, Л.Майлз, перевод с анг. И.И.Викторовой, м. 1997.)

«Небылицы в лицах» - русские народные песни и потешки, изд-во «Малыш». 1989.

«Народные танцы» - книжка-раскраска. Лениздат. 1994.