Урок русского языка во 2-м классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Вывести определение корня слова.
  • Провести наблюдение над однокоренными словами.
  • Закрепить изученный материал по темам “Междометие” и “Предлоги”.
  • Совершенствовать умение проводить фонетический разбор слов.
  • Развивать наблюдательность, умение сопоставлять факты и делать выводы. Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, умение чувствовать его красоту. Воспитывать аккуратность, внимательность.

Материалы к уроку:

  • плакат с девизом урока: “Язык родной, дружи со мной”;
  • пословица “Корень учения горек, а плоды его сладки” и поговорка “Смотри в корень”;
  • рисунки, иллюстрирующие многозначность слова “корень”;
  • рисунки сказочных героев;
  • изображение “словесного дерева”.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

Звучит спокойная музыка.

Учитель:

Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
И некогда дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный!

Прочитаем хором девиз урока: “Язык родной, дружи со мной!”

Скажите, а с какими учениками будет дружить наш родной русский язык? (С внимательными, старательными, аккуратными, думающими.)

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!

II. Чистописание.

(У доски 2 человека выполняют фонетический разбор слов ель и язык)

Сегодня на уроке нас ожидает много нового и удивительного.

Какой звук обычно произносят, когда чему-нибудь удивляются? ([o])

Дайте характеристику звуку. (Гласный, бывает ударный и безударный)

В тетради по чистописанию на стр. 29 (урок №67) нарисуем круг, а потом напишем букву о по образцу.

Как соединяется буква о с другими буквами?

Напишите несколько буквосочетаний, где о соединяется с другими буквами снизу. (Например, ол ом оя). На другой строке пишем верхнее соединение о с другими буквами. (Например, ор ос оп от он ок ох).

Есть ли среди записанных буквосочетаний слова? Прочитайте. Что знаете о слове “ох”?

Прочитайте слова на следующей строке (око окунь окутать окуньки). Назовите “опасные” места, подчеркните. Есть ли среди слов однокоренные?

Проверим, как справились с работой ребята у доски.

Почему в слове “язык” звуков больше, чем букв?

Почему в слове “ель” поровну звуков и букв, ведь буква е в начале слова тоже обозначает 2 звука?

III. Введение в новый раздел.

Прочитайте пословицу и поговорку: “Смотри в корень!” и “Корень учения горек, а плоды его сладки”. Когда так говорят?

(Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чём-то важном, главном. “Смотри в корень!” означает: выдели самое главное”).

Догадайтесь, какова тема урока? (“Корень слова”).

Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 74. Чему удивился Петя Зайцев? (Пус знает, что у растений есть корень. Он думает: “Неужели такой корень изучают на уроках русского языка?”

Слово “корень” многозначное. “Корень” - подземная часть растения. “Корень” - внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя. <Рисунок 1>

Что общего в значениях этого слова? (Важная часть чего-либо).

Как думаете, почему учёные-языковеды часть слова назвали корнем? <Рисунок 2>

Итак, друзья, смелей вперёд!

Нас главная часть слова ждёт.

IV. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1. Работа на доске.

Жил-был корень “сад”. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. <Рисунок 3>

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

Прочитайте только корень. Вы поняли значение слова?

А теперь попробуем закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Какие выводы можете сделать о корне?

Вывод: в корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

2. Закрепление. Работа по учебнику.

а) С. 79, упр. 116.

Какой корень “посадили” здесь?

Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если в слове корень “лес”, то вы встаёте, руки вверх. Если корень “сад”, то приседаете, руки на пояс.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

б) С. 79, 80, упр. 117 (по заданию учебника).

Работа над правилами (с. 75).

а) Сделайте выводы о том, что узнали о корне:

- что такое корень;

- как его выделить в слове;

- роль корня в слове.

б) Прочитайте правила по учебнику. Сравните своё определение с тем, которое дали авторы.

в) Докажите, что корень – главная часть слова. (В корне заключается смысл слова. От корня образуются новые слова).

Закрепление. (Дополнительный материал).

Прочитайте “Снежные стихи” С. Погореловского. Найдите однокоренные слова.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.

У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. <Рисунок 4>

V. Грамматическая сказка (инсценировка).

Кто главнее и важнее.

Учитель: - Жили-были приставки и суффиксы. Поначалу они очень дружили и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставка: - Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово “выиграть”. Это совсем не то, что “проиграть”! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь! И всё это благодаря нам, приставкам!

Суффикс: - А я привёл сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник. <Рисунок 5> Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы! Захотим – и деревьев станет меньше. А вот уже и нет никаких деревьев, зато вот оно – сказочное существо, доброе, волшебное. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы, суффиксы!

Учитель: - Спорили приставки и суффиксы, спорили, - чуть не подрались. Спасибо, вовремя корень вмешался, встал между ними.

Корень: - Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть врозь что-нибудь без меня, без корня сказать1

Учитель: - Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались – ничего у них не вышло. С тех пор корень, как главный в слове, решил так:

Корень: - За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, - слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема. А чтобы вас никто не путал, крыши у них будут разные. У приставок – вот такие: <Рисунок 6>, а у суффиксов – совсем другие: ^. А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: <Рисунок 6>.

VI. Итог урока.

Кто из сказочных героев даёт правильное определение корня?

Принц: - Корень – это общая часть всех слов. <Рисунок 7>

Принцесса: - Корень – это главная часть предложения. <Рисунок 8>

Гном: - Корень – это общая часть всех родственных слов. <Рисунок 9>

VII. Домашнее задание:

  1. Страница 48, упр. 100 (“Дидактический материал”)
  2. Придумать сказку про корень.

Творческие работы учащихся. (Приложение)