Программа элективного курса

Разделы: История и обществознание


Являясь частью мировой истории, прошлое края не может рассматриваться вне её рамок, процессов, закономерностей. Изучение региональных культур позволяет увидеть, как различные сообщества людей приспосабливались к конкретным природно-климатическим условиям.

Территория Урало-Поволжья находилась далеко от центров мировых цивилизаций. Однако это не делает события истории края менее интересными или яркими. Археологические культуры этого крупнейшего региона республики, расположенного на обширных степных и лесных пространствах в системе евразийских древностей, являются связующим звеном между Востоком и Западом. В результате сложных процессов взаимодействия местного и пришлого населения здесь шло становление современных тюркоязычных народов края.

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 10-11 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.

По типу программа – развивающая. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета. Таким образом, целями данного курса являются:

  • формирование представлений об историческом прошлом нашего района и города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурном наследии региона;
  • осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым миром» воспитание гражданственности и патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, развитие коммуникативной культуры учащихся.

Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющего практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

- находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
- систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;
- определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Организуемые виды уроков: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация.

Элективный курс рассчитан на 34 часа и интегрируется в курс «История татарского народа и Татарстана» соответственно тематическому планированию. По окончанию курса учащиеся сдают зачет: в виде реферата, выступают с сообщениями, защищают творческие проекты:

1. Лучшая экскурсия по городу.
2. Презентация.

Учебно-тематический план

Содержание обучения. Разделы. Тема.

Кол.часов

Лекция

Практика

Формы проведения занятий

Образовательный продукт

1

Древняя история края. Археологические памятники на территории края.

2

1

1

лекция,
работа с документами

конспект, тезисы

2

Средневековая история нашего края.

4

 

2

урок-экскурсия, практикум

исторический анализ, видеопроект

3

Проблемы изучения этнической истории региона.

2

 

1

урок-версия, практикум

собственное решение научной проблемы

4

Альметьевский регион во второй половине XVII – XVIII веков.

3

1

2

лекция, практикум

конспект

5

Формирование населенных пунктов XVIII – XIX вв.

3

2

 

урок-исследование, лекция

исторический анализ, конспект, видеопроект

6

Социально-экономическое развитие Альметьевского региона в XIX в.

5

2

3

лекция, работа с документами, практикум

конспект, исторический анализ

7

Альметьево в начале XX в.

3

2

 

лекция, урок-исследование

конспект, исторический анализ

8

Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг.

3

 

3

практическая работа.

Выставка рефератов, видеопроект

9

Село Альметьево в 20-30-ег.

2

 

1

урок-исследование, практическая работа

исторический анализ

10

Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945 гг.

3

урок-конференция выставка рефератов, видеопроект

11

Нефтяной край

2

урок-конференция, обсуждение выставка рефератов, видеопроект

12

Итоговое занятие

2

защита проектов проекты

Содержание программы

Тема 1. Древняя история края. (2 часа)

Памятники археологии на территории Альметьевского района эпохи железа и бронзы.

Поселения вдоль р.р. Степной Зай, Кичучат. Зайчишминское поселение. Акташское поселение. Нижнемактаминский могильник.

Тема 2. Средневековая история нашего края. (4 часа)

Этническая ситуация в I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э. Движение гуннов.

Мазунинская культура III-IV вв.

Кардинальные изменения в эпоху Тюркского каганата (551-603).

Разнообразие культур: именьковская, турбаслинская.

Селище «Шихан» у с. Вернхий Акташ. Полянское I селище у р. Багряж.

Памятники кушнаревской культуры VI-IX вв. Н. Э.

Булгарский Эмират и его территория IX-X вв.

Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья. Памятники кочевников – печенегов X-XI вв.

Восточное Закамье - зона кочевания золотоордынского кочевого населения.

Формирование новой золотоордынской археологической культуры.

Распад Золотой Орды и её последствия. «Татарские памятники» XV-XVII вв.

Памятники колониального периода. Освоение края татарским населением.

Тема 3. Проблема изучения этнической истории региона. (2 часа)

Тарханная грамота 1617 г. и рукописная история села Старое Ермаково (Самарская обл.) XVIII в. Татарское население - ногайцы.

Источники изучения об этническом облике населения-шеджере. Данные шеджере юматы,

Бараж, Кара-бека.

Тема 4. Альметьевский регион во второй половине XVII-XVIII вв. (3 часов)

Колонизация края в XVI-XVII вв. Строительство засечных черт. Старая Закамская линия. Новошешминский осторог. Кичуевский отрог.

Новая засечная линия. Историческое значение Закамскиих засечных черт.

История Надыровской волости. Кто такой – Надыр Уразметов? Территория и население Надыровской волости. Переселенческое движение татар как последствие христианизации.

Тема 5. Формирование населенных пунктов Альметьевского региона в XVII-XIX вв. (3 часа)

Этапы формирования Альметьевского района и их характеристика.

История села Альметьево. Первое упоминание д. Альметьево в письменных источниках. Основные трактовки об основателях д. Альметьево.

Альметьево в XVIII веке. Основное занятие населения, социальный состав. Экономическое развитие края. Выступления крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Последствия крестьянской войны. Кантонная система управления.

Тема 6. Социально-экономическое развитие Альметьевского района в XIX веке .(5 часов)

Социальный состав населения края и их обязанности. Развитие торговли и промышленности. Отмена крепостного права и его последствия. Альметьевская волость в пореформенный период (1865-1885 г.). Политика царизма. Крестьянские волнения в 1880-1890 гг.

Движение крещеных татар. Причины возникновения национального движения. Мусульманские общины (махалля) и учебные заведения в XVIII-н.XX вв. Тайсугановское медресе.

Хади Атласи. Вторая Махалля.

Тема 7. Альметьево в начале XX века. (3часа)

Социальный и национальный состав населения. Перепись 1900-1901 г. Жизненный уклад.

Экономическое развитие края в начале века. Бизнес-центр. Местные предприниматели в Старой Михайловке и Новоникольске.

Революционные события 1905-1907 гг. и его последствия. Край в пореформенный период.

Развитие образования в начале XX века. Национальное и культурное значение деятельности

Ризаэтдина Фахретдинова в развитии татарского просветительства.

Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда в 1918-1919 гг. (3 часа)

Мятеж чехословацкого корпуса. Политика новой власти. Наступление войск Восточного фронта и освобождение Бугульмы осенью1918 г.

Весенние события 1919 г. Наступления Колчака. Завершающий этап в освобождении Бугульминского уезда.

Тема 9. Село Альметьево в 20-30-е годы .(2часа)

Восстановление советской власти. Продразверстка. Февральские события 1920 г. в д. Новая Елань (восстание «Черного орла») и его последствия. Голод 1921-1922 гг.

Политика НЭПа. Кооперация на селе. Образование новых переселенческих поселков.

Альметьево в период коллективизации. «Альметьевское дело». Итоги коллективизации. Альметьево в 1934-1940 гг. Жертвы политических репрессий.

Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний 1941-1945г(3часа)

Перестройка жизни на военный лад. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Экономика края в военные годы. Героизм тружеников тыла.

Тема 11. Нефтяной край . (2 часа)

Экономическое развитие района в послевоенное время. Ромашкинское месторождение.

Город Альметьевск. Современная история.

Тема 12. Итоговое занятие. (2 часа)

Методические рекомендации к курсу

Тема 1. Древняя история края.

Задачи темы: показать особенности и значение курса как неразрывной части национальной истории, углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытной эпохе на основе материала о расселении древних людей на территории нашего края.

Основные понятия: стоянка, археологический памятник

Тема 2. Средневековая история нашего края.

Задачи темы: углубить знания о древнейших тюркских народах, их расселении, образе жизни на территории нашего края, охарактеризовать государственные образования и проанализировать значение Волжской Булгарии, Золотой Орды, и Казанского ханства в истории края.

Основные понятия: гунны, болгары, сувары, мазунинская культура, именьковская культура, турбаслинская культура, Волжская Булгария.

Тема 3. Проблема изучения этнической истории Альметьевского района.

Задачи темы: исследовать основные версии образования татарского этноса на территории района и выразить наиболее значимую оценку.

Основные понятия: шеджере, ногайцы

Тема 4. Альметьевский район во второй половине XVII-XVIII вв.

Задачи темы: проанализировать последствия завоевания Казанского ханства, особенности системы управления, создаваемой царским правительством.

Основные понятия: закамские засечные линии, Шешминский острог, Кичуйский острог, фельдшанц.

Тема 5. Формирование населенных пунктов в XVIII-XIX вв.

Задачи темы: исследовать историю села Альметьево и других населенных пунктов, охарактеризовать изменения в социально-экономическом развитии села, изучить причины и последствия крестьянской войны Е.Пугачева, новые явления в жизни края и особенности проведения крестьянской реформы и их последствий.

Основные понятия: Бугульминское ведомство, Новомосковская дорога, ямские татары, тептяри, бобыли, выкупные платежи, кантоны.

Тема 6. Социально-экономическое развитие села Альметьево в XIX в.

Задачи темы: проанализировать особенности социально-экономического развития села в пореформенный период и причины возникновения национального движения татар

Основные понятия: переселенцы, крестьянские промыслы, крещеные татары, махалля.

Тема 7. Альметьево в начале XX века.

Задачи темы: подвести к пониманию неизбежности социальных противоречий, определить основные причины участия жителей села в революционных событиях 1905-1907 гг., раскрыть особенности развития образования и историческую роль личности Ризаэтдина Фахретдинова.

Основные понятия: ясачные крестьяне

Тема 8. Гражданская война и военная интервенция на территории Бугульминского уезда

Задачи темы: способствовать расширению знаний об особенностях гражданской войны на территории края и её последствиях.

Основные понятия: чехословацкий мятеж, Комуч

Тема 9. Село Альметьево в 20-30е годы.

Задачи темы: проанализировать социально-экономические мероприятия новой Советской

власти и отношения к ним жителей села и цену успеха в этом направлении, охарактеризовать

злодеяния террора.

Основные понятия: «Альметьевское дело».

Тема 10. Альметьево в дни суровых испытаний в 1941-1945 гг.

Задачи темы: способствовать закреплению навыков самостоятельной работы с документами, исследовательской работы.

Тема 11. Нефтяной край.

Задачи темы: расширить знания о развитии промышленного центра Юго-Востока Татарстана и его особенностей, способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Основные понятия: Ромашкинское месторождение.

Тема 12. Итоговое занятие.

Задачи темы: способствовать развитию творческого мышления, целостного восприятия истории своей малой Родины.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Литература для учителей:

  1. «Альметьевское дело». Трагические страницы из истории Альметьевкого района (конец 1920-начала 1930-х гг.) – Казань: Гасырлар авазы, 1999. – С.22
  2. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно-практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. –
  3. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно- практическая конференция. Альметьевск, 23-25 ноября 1999.Тезисы докладов. – Альметьевск, 1999.
  4. Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное образование у татар в дооктябрьский период. - Казань,1992.
  5. Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.
  6. Археологические памятники Центрального Закамья. Казань. 1988.
  7. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.
  8. Габдуллин И.Р. К вопросу об основании населенных пунктов на территории Юго-Востока Татарстана в XVII-XVIII.-.Казань, 2000.
  9. Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.
  10. Герои Советского Союза - наши земляки.-Казань,1985.
  11. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.
  12. Давлетбаев Б.С. Большая Ока. История села - Уфа, 1992.
  13. Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья.- Казань, 1999.
  14. Уразманова Р.К. Быт нефтяников – татар Юго-Востока Татарстана. - Альметьевск,2000.
  15. Обыденнов М.Ф., Шорин А.Ф. Археологические культуры позднего бронзового века древних уральцев.- Екатеринбург, 1995.
  16. Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. - Казань, 2001.
  17. Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ // Серия. Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI.Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия.- Казань, 2000.
  18. Нугманова Г.Г Проблемы изучения заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. - Казань, 2000.

Литература для учащихся:

  1. Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.
  2. Археологические памятники Центрального Закамья. Казань, 1988.
  3. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в истоковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX-XX вв.). - Казань, 1991.
  4. Винокуров И. По волнам памяти. – Альметьевск, 1994.
  5. Герои Советского Союза - наши земляки. - Казань, 1982.- Кн. 3.- С. 92-94.
  6. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. - Наб. Челны, 1993.
  7. Зарипов М. Черное сокровище. В 2-х томах – Москва, 1998.
  8. Исхакова С. Город и его судьба. – Казань, 2005.
  9. Рафикова Г.Э. Сулеевское восстание 1885 г. по документам Национального архива РТ // Серия. Из истории Альметьевского региона. Выпуск VI. Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. - Казань, 2000