Разработка внеклассного мероприятия (7–11-е классы) на тему "Моя березовая Русь"

Разделы: Литература


Цели:

- Привитие любви к природе, музыке, живописи;
- Воспитание интереса к родной истории; чувства гордости за свою страну, патриотизм; уважение к воевавшему поколению
- Воспитание чувства прекрасного;
- Развитие творчества учащихся, культуры общения и речь.

Оборудование:

  1. Декорации для сцены: берёзки, плетень, картины художников, фотографии
  2. Магнитофон и записи русских народных песен и песен современных исполнителей.
  3. Видеозапись художественного фильма «Калина красная».
  4. Плакаты с изображением березы (заранее каждый класс рисовал свою березу).

Ход мероприятия

Ведущий:

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез…

Для русских человека нет ближе и роднее дерева, чем берёза, - одно из самых красивых наших деревьев.

Время от времени наряжается берёзка по-новому и всегда красиво.

Зимой на ней строгое серое платье из гибких безлистных веточек. Издали оно будто волшебное облачко, которое летело-летело по небу да и опустилось на красивый белый ствол.

Весной на березке нежно-изумрудный девичий наряд из легких кружев. Молодые деревца прихорашиваются, сбрасывают потемневший верхний слой коры.

Летом рядом с берёзками всегда светло и уютно, просторно душе, легко дышится. Березки свободно пропускают к земле солнечные лучи, не скрывают чудесную голубизну неба, только прикрывают зеленую травку около себя в знойные дни, а от чистых белых стволов мягкий отраженный свет.

Осенью пушистый цветной ковер опавших листьев и удивительная светлость березовых рощ успокаивают человека.

Звучит песня «Отговорила роща золотая…» в исполнении старшеклассниц.

Ведущий: «Есть дерево об четыре дела: первое дело - мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». Это народная загадка. А какова отгадка? Конечно, это всеми любимая береза.

- А что вы еще знаете о березе?

Сообщение ученицы: В «Лесном словаре» 19 века о ней сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше, чем берёза, но ни одно из них разнообразием употребления не может сравниться с сим деревом».

Согласно медицинской астрологии, оно благоприятствует людям, родившимся под созвездием Рака, то есть с 22 июня по 23 июля.

Древние целители считали березу священным деревом и применяли при ритуалах поклонения богине Диане и богу Тора.

Известно, что люди опытные во время грозы никогда не побегут под сосну или ель, всегда укроются под березой, которая оберегает от молнии.

Русское слово «береза» очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый» и «белый».

Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных, небесных духов, была у них главная богиня по имени

Берегиня - мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы.

Береза – один из главных образов народного творчества. В народных сказках, песнях, преданиях это символ любви и родины. Любимое дерево наделялось ласкательными эпитетами «тонкая», «белая», «пушистая», «веселая».

Нет числа поговоркам, пословицам, загадкам, связанным с березой.

- А знаете ли вы их? Назовите.

Береза не угроза — где она стоит, там и шумит.

Бела береста — да деготь черен.

Береза ума дает (о розгах).

Для врага и береза — угроза.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовый сок).

Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

/Звучит песня композитора Е.А. Баснера «Берёзовый сок»/

Ведущий: Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение С.А.Есенина «Береза» с детство хорошо знакомо всем.

Ученик читает стихотворение

Ведущий: Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно эта картина рождает любовь к России, Родине. Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. На картине кривые неприглядные берёзки и грязный талый снег, справа лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Ничего особенного. Но как же она близка каждому, кто на нее смотрит.

А взгляните на картину «Березовая роща» Архипа Ивановича Куинджи. Кажется, что ты входишь в березовую рощу, и все вокруг красиво: и летний день, и роща, и Родина

(Рисунок 1)

Ученик:

Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.

Ученица:

Россия, сторонка веселая.
Дорогой бежит проселочной.
Тонкой березкой качается,
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли, печалясь,
Россия моя, моя мама.
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой,
Отчизна моя, Россия!

Ведущий: А вот еще картина с таким же названием, но только другого художника - Исаака Ильича Левитана (Рисунок 2) Белоствольные березки, покрытые яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не оставляют равнодушными никого. Так и хочется, глядя на это чудо прочитать строки:

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые березки – символ
Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.

Ученица: Какой русский человек не любит красавицу – березу? Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему дарит тень. Вот и герой фильма «Калина красная» тоже любил свою землю, а к берёзкам относился особенно нежно и тепло.

/Просмотр отрывка из кинофильма «Калина красная»/

Ведущий: Глядя на эти кадры, невольно вспоминаешь строки А.А.Фета:

«И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной»

/Далее на сцену выходят школьники в военной форме/

Ученик: Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей и не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

Звучит песня «Журавли»

Ученица:

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…

Ученик:

Затихли военные грозы,
Свинцовый не цокает град,
Но горькие раны берёзы
Как память о прошлом хранят.
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя,
Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять от тебя.
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берёз.

Ведущий: Растет в Волгограде берёзка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.

Здесь братские могилы напоминают о страшных днях войны.

Звучит песня Владимира Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»

Ученик:

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была…
Вот березку росы оросили.
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
40 с лишком месяцев с войны!
…Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная берёзка,
Теплый образ света и добра!

Ученица: Наши солдаты освобождали от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. О советских воинах - освободителях с благодарностью вспоминают люди разных национальностей. Послушайте стихотворение венгерского поэта Йожефо Фодора «Красные надгробья».

Береза ласкает надгробные плиты.
В дыхании ветерка
Спите, герои,
Спокойно спите.
И пусть над вами лавину событий
Бесшумно проносят века.
Оттуда, где плещет Волга,
Оттуда, где катится Дон,
Ушли эти воины
Спать им долго –
Укрой их, береза, своим полотном,
Да будет тихим их сон.
Сергея, Ивана, Петра, Николая,
Над ними листвой шевеля,
В себя приняла земля родная,
Стань матерью им родной.
Остановитесь возле этой березы,
На плиты эти взгляни –
И вспомни о тех,
Кто развеял угрозы,
И в землю эту пролей свои слёзы,
Как пролили кровь они. Спите, герои.
Время – память о вас.

(Минута молчания)

Ученики читают стихотворение по четверостишиям.

Под сенью вековых берез
Покоится моя Россия.
Не та, что поднялась до звезд,
А та, что в половодье рос
Купала ноженьки босые.

Что шла поляною лесной
Своей размашистой косою,
Что индевела всей спиной,
Обильно выступившей солью.

Носила на своих руках,
Мозолей кандалы носила –
Да славится во всех веках
Моя сермяжная Россия.

А жизнь жива,
И возле пней священных
Березок племя буйно зацвело.
От их неразделимого свеченья
На всей земле становится светло.

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут навес над тишью рек.
О Русь моя! Березовая роща,
Которую не вырубить во век.

Ведущий: Россия! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама! Как сказал наш известный писатель, «счастье в том, чтобы жить, горячо любить и беречь землю, которая зовется Родиной».

/Танцевальная композиция «Берёзка» на фоне песни «Березы» в исполнении группы Любэ/

Ведущий: Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость… Березка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку – рябу… Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые руки, которые делают любую тяжелую работу.

На сцену приглашаются ветераны войны, труженики тыла, дети войны.

Звучит грамзапись стихотворения М.Исаковского «Детство».

Играйте же, дети,
Растите на воле,
На то вам и красное
детство дано
Некрасов.

Давно это, помнится, было со мною
В Смоленской глухой стороне.
В поля, за деревню однажды весною
Пришло моё детство ко мне.
Пришло и сказало: «Твои одногодки
С утра собрались у пруда,
А ты сиротою сидишь на пригорке,
А ты не идешь никуда.
Уже ли ж и вправду тебе неохота
Поплавать со мной на плоту,
Ручей перепрыгнуть с разбегу, с разлету,
Сыграть на лужайке в лапту.
На дуб, на берёзу вскарабкаться лихо
Иль вырезать дудку в лесу?»
«Мне очень охота,- ответил я тихо-
Да видишь свиней я пасу.
Такое они беспокойное племя,
Что только гляди да гляди.
И бегать с тобой, понимаешь, не время,
Ты как-нибудь после приди».
Пришло мое детство,
Пришло, золотое,
Июльской порою ко мне.
И так говорит у завалинки стоя:
«Ты что же опять в стороне?
Наверно, забыл, что поспела малина,
Что в лес отправляться пора,
Наверно, не знаешь, какого налима
Поймали ребята вчера.
«Я знаю,- со вздохом сказал я на это,-
Да только уйти не могу.
Все наши работают в поле с рассвета,
А я вот избу стерегу.
Двухлетний братишка со мною к тому же
Не смыслит еще ничего.
Уйдешь, захлебнется в какой-нибудь луже,
Иль бык забодает его.
И куры клюют огурцы в огороде,
Хоть палкой их бей по ногам.
Сгоню их, они успокоятся вроде,
А гляну, опять уже там».
Так я говорил деловито, печально,
Желая себя оправдать.
И палочкой белой, взмахнув на прощанье,
Ушло моё детство опять.
Пришло оно снова холодной зимою
В наш бедный нерадостный дом,
Взяло меня за руку жаркой рукою:
«Идем же,- сказало,- идем.
Могу я придумать любую забаву,
Любую игру заведу.
С тобою мы вылепим снежную бабу
И в бабки сразимся на льду,
На санках с горы пронесёмся, как ветер,
Сыграем с друзьями в снежки.
«Мне очень хотелось,- я детству ответил,-
Да руки видать коротки.
Ты разве забыло, что нынче не лето,
Что не в чем мне выйти за дверь,
Сижу я разутый, сижу я раздетый,
И нет у нас хлеба теперь.
Ты лучше б весною,- попросил я несмело,-
Тогда и в рубашке тепло.
Безмолвно оно на меня посмотрело
И, горько вздыхая, ушло.
Ушло мое детство, исчезло, пропало,
Давно это было, давно.
А может, и вовсе его не бывало,
И только приснилось оно.

Ведущий: А каким же было ваше детство, которое пришлось на годы войны?

Ветераны рассказывают о своей жизни в годы Великой Отечественной войны.

Учащиеся поздравляют ветеранов с Днем Победы, дарят сувениры и открытки со словами благодарности.

Ведущий: Молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик:

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок.
Березы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Ведущий: Где бы не росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы.
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
«Россия» - шепчут мне березки.
«Россия!» - шепчет камыши,
«Россия!» - ключ журчит в ложбинке.
И я им вторю: «Русь!»
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!

/Звучат песня в исполнении Витаса «Берега России» и показывается видеоклип/