Открытый урок "Класс пресмыкающихся. Отряд чешуйчатые"

Разделы: Биология


“Даже самое уродливое и страшное животное – как и уродливый, страшный человек – не бывает совсем лишено каких-то пусть самых маленьких привлекательных черт”

Дж. Дарелл

Что должны знать:

  • особенности внешнего и внутреннего строения ящерицы в связи с наземным образом жизни;
  • усложнение строения внешних систем;
  • значение пресмыкающихся в природе, хозяйственной деятельности человека. Основные меры охраны.

Что должны уметь:

  • узнавать изучаемых животных в природе;
  • сравнивать изучаемых животных;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • использовать рисунки и текст учебника.

Ход работы

1. Подготовка к активному восприятию новой темы.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух лёгкий. Дошли до Красногорского рудника. Обошёл парень горку с другой стороны и видит – ящерок тут несчислено. И все разные. Одни, например, зелёные, другие голубые, которые в синь впадают, а то, как глина, либо песок с золотистыми крапинками. Одни как стекло, либо слюда блестит, а другие как трава поблекшая, а которые узорами изукрашены.

П. Бажов “Малахитовая шкатулка”

Учитель задаёт вопрос: “Как вы думаете, к какому классу относится ящерица?”

2. Изучение нового материала.

Объявляется тема и задачи урока.

Пресмыкающихся животных образно называют “дети солнца”. Не случайно. Большинство видов распространено в жарких областях. В нашей стране встречается 145-150 видов пресмыкающихся, распространённых там, где много светит солнце, где тепло.

Вопрос учителя: почему так называется, класс пресмыкающиеся?

По ходу на доске создаётся опорная схема:

Хамелеоны на территории нашей страны не встречаются, а вот ящерицами и змеями нам предстоит познакомиться. Слово ящерица в русском языке очень древнее. Ящерица происходит от слова “ящер”. А что значит ящер?

Одни учёные считают, что оно происходило от слова “скра” - означает в древнерусском языке “шкура”. Может быть в народе подметили, что эти существа линяют. Есть и другое объяснение: в древнерусском языке было слово “астр” - быстрый. Подходит и то и другое. Одна из них так и называется прыткая ящерица.

Вопрос учителя: где обитает прыткая ящерица?

В связи с жизнью на суше у ящерицы должны произойти изменения. Но какие?

Учитель предлагает учащимся заняться исследовательской работой на основании учебника, таблицы.

Система Изменения у земноводных Изменения у пресмыкающихся
1. скелет    
2. дыхание    
3. кровеносная система    
4. нервная система    
5. способ размножения    

Проведя данную работу, учащиеся выяснили особенности внутреннего строения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни.

Организуется обсуждение с учащимися внешних особенностей, связанных с наземным образом жизни:

  1. сухая кожа
  2. роговые чешуйки
  3. линька
  4. подвижная шея
  5. веки
  6. коготки на пальцах

Загадка:

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах
Удрала, а хвост в руках.

Вопрос учителя: о каком процессе идёт речь в загадке? (регенерация)

Учащимся предлагается вспомнить данный процесс и выяснить каково значение регенерации в жизни пресмыкающихся.

Перекличка чешуйчатых:

1. Хамелеон.

Африка и Мадагаскар - главная арена жизни хамелеонов. Живут хамелеоны на низкорослых деревьях и кустах, но больше на земле: прячутся в норах грызунов и сами их роют. Самки откладывают яйца на ветки и листья. Из яиц вылезают хамелеончики: 4-5 см от носа до конца хвостика, но уже умеют “стрелять” языком, правда, с промахами. Передвигаются хамелеоны медленно с резвостью улитки. У этой удивительной ящерицы глаза вращаются независимо друг от друга и в немалых пределах: на 180° в горизонтальной плоскости и на 90° по вертикали. На конце языка имеется присоска. Крупные хамелеоны способны выбрасывать свой язык на 30 см от своего носа. Хамелеоны способны менять свою внешность. Замечено, что она меняется в зависимости от t, влажности, света. В гневе или страхе хамелеон темнеет, шипит, пугает игрой красок, а уже потом в дело пускает зубы.

2. Веретеница.

Безногая ящерица, длина туловища которой до 26 см. Окраска взрослых особей чаще бронзовая. От змей отличается наличием подвижных век, отверстия уха, ломким хвостом. Отсутствие ног – единственное её сходство со змеёй. Веретеница, как и все ящерицы, питаются слизнями, гусеницами. Весной активна днём, летом – в сумерках.

3. Кобра.

Самая крупная в мире ядовитая змея – Королевская кобра, длина которой достигает 5 м. Яд этой кобры нейротоксического действия, поражает нервную систему. В самую жару кобра заползает на деревья, чтобы охладиться. Зимует в норах. Кусая, яда вспрыскивается вчетверо больше, чем обычная кобра. Человек может умереть и через 15 минут. Кобра поднимается над землёй на 1 метр, раздувает шею, но не так широко и кругло, как обычная кобра и громко шипит. Вздыбившись, стоять может минутами, шею не изгибает и не качает туда-сюда, как Очковая змея. Когда поблизости у неё гнездо, а там яйца, она кидается и кусает всякого, кто приблизится. Кормится Королевская кобра почти только змеями, иногда атакуют и глотают некрупных варанов.

Вопрос учителя: обитают ли пресмыкающиеся в нашей области?

Сообщение учащегося: “Пресмыкающиеся Пензенской области”

Просмотр кинофильма “Многообразие чешуйчатых”

3. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы тестового задания (устно). Вопросы:

  1. С какой особенностью строения тела связано название класса пресмыкающиеся?
  2. Где происходит оплодотворение пресмыкающихся?
  3. Чем отличаются яйца пресмыкающихся от икры рыб, земноводных?
  4. Где вырабатывается яд у змей?
  5. Чем покрыто тело пресмыкающихся и с чем связана их линька?
  6. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
  7. Веретеницы, как и змеи, не имеют ног. Тело змеевидное. Несмотря на это, веретеницу относят к ящерицам. Почему?
  8. Ящерицы, змеи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут вертеть головой?

Организуйте работу по группам

1 группа:

Змеи могут проглотить крупную добычу. Уж, например, довольно легко заглатывает лягушек. Благодаря чему это возможно?

2 группа:

Прыткая и живородящая ящерицы будучи схваченными хищниками за хвост, обламывают его и таким образом спасаются от гибели. Могут ли они в случае опасности обламывать хвост уж или гадюка. Ответ поясните.

3 группа:

Можно ли по внешнему виду отличить гадюку от ужа?

4 группа:

Если вашего друга укусит ядовитая змея. Ваша первая помощь, которую вы окажете другу?

5 группа:

Разработайте простые меры предосторожности от змеиных укусов.

4. Заключение

Прослушивание звукового письма “Обращение пресмыкающихся к ребятам”.