Роль социального педагога в воспитательной системе гимназии

Разделы: Социальная педагогика


Роль социального педагога в воспитательной системе гимназии

Чтобы определить роль социального педагога в воспитательной системе, необходимо определить роль социального педагога в образовательном учреждении.

“Наша работа не только, а быть может не столько профессия… Это судьба, и судьба людей, которым по долгу службы мы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается… Мы уже не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга”. Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального педагога, его место в обществе. Появление должности социального педагога образовательного учреждения в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Профессиональная деятельность социального педагога – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.

Кроме основных функциональных обязанностей, администрация определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума и задач образовательного учреждения. Главная задача социального педагога МОУ “Гимназия №11” – помочь ребенку выразить себя, свои желания, свои эмоции, обрести себя как уникальную личность. Обрести личностную гармонию, которая одновременно является следствием и причиной нравственной свободы человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск.

Каким образом решается эта задача? Все начинается с диагностики. Каждый учебный год мы начинаем с составления социальных паспортов классов. На их основе составляется социальный паспорт гимназии, который позволяет нам определить: образовательный статус родителей (а это необходимо для планирования работы с родителями), статус семьи (ведь подходы в воспитательной работе зависят и от процентного соотношения полных и неполных семей). Совместно с кураторами определяем, кто из детей заслуживает большего внимания и предлагаем Совету профилактики гимназии список детей, которых необходимо поставить на внутришкольный учет. На детей “группы риска” ведется социальная история (в нее входят: характеристика классного руководителя; акт обследования семьи учащегося, четвертные оценки учащегося; пропуски учащегося за каждый месяц с объяснением причин пропуска; данные о работе с обучающимся и семьей; результаты обязательно проводящихся социально-педагогической службой диагностик, анкетирования, тестирования; рекомендации психолога по работе с подростком классному руководителю, учителям; социальная карта семьи учащегося; могут быть вложены докладные, объяснительные и др.документы, свидетельствующие о проводимой индивидуально-профилактической работе с учащимися).

Бытует мнение: дети “группы риска” – это “трудные дети”. Но это не совсем так. Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, мы ведем с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключаю психологов, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, работают над развитием определенных психических процессов, учителей-предметников, руководителей предметных кружков и факультативов, которые помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах. Здоровьем детей занимаются медики и валеолог. Врачи-узкие специалисты проводят в нашей гимназии профилактические беседы с детьми и родителями по сохранению и укреплению здоровья.

Чаще к нам за помощью стали обращаться родители, но не потому что проблем стало больше, а потому что больше стали нам доверять. Но иногда и мы делаем все для того, чтобы родители увидели проблему “ребенок-родители” и предлагаем пути решения этой проблемы.

Наша гимназия имеет самый широкий набор (и по содержанию и по формам организации) клубов, кружков, секций. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности – может быть это тоже поможет ребенку выйти из “группы риска”.

С некоторыми детьми провожу индивидуальную работу по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.

Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников – это главный успех в работе социального педагога.

Большая проблема педагогов – межличностные отношения детей. Межличностные отношения – это важнейший компонент воспитательной системы гимназии. Межличностные отношения гимназистов для нас показатель воспитания на сегодняшний день. Моя задача – знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы.

Итак, можно сказать: гимназия – это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социальная работа одно из важнейших направлений в работе гимназии.

В заключении я вновь хочу повторить слова своего шведского коллеги: “Наша работа не только, а быть может не столько профессия… Это судьба, и судьба людей, которым по долгу службы мы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается… Мы уже не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга”.

Приложение 1

Приложение 2