Урок музыки в 5-м классе по теме "Ах, этот вальс…"

Разделы: Музыка


Цель урока: Провести параллель между музыкой сегодняшнего дня и музыкой XIX в. на примере творчества И.Штрауса, выявить и раскрыть характерные особенности вальса.

Задачи:

  • Познакомить:
    • с понятием вальс-бостон, оперетта;
    • историей возникновения вальса.
  • Развивать умение:
    • работать с текстом, находить в нём главные мысли и опорные слова;
    • логически мыслить и создавать свои определения музыкальных понятий;
    • анализировать музыкальное произведение.
  • Воспитывать эстетический вкус, приобщать учащихся к серьёзной музыке посредством знакомства с музыкальными произведениями различных жанров.

Структура урока:

Организация начала урока

1. Вход в класс

2. Эмоционально-психологический настрой на урок

3. Музыкальное приветствие

Основная часть

4. Беседа

5. Работа в группах

6. Знакомство с рассказом Нарсисо Серрадора “Раз, два, три”

7. Обсуждение рассказа

8. Просмотр фр. фильма “Летучая мышь”

9. Знакомство с песней Э. Колмановского “Вальс о вальсе”

  • Слушание
  • Разучивание
  • Исполнение

Кульминация урока

10. Исполнение вальса

Итог урока

11. Подведение итогов - пятистишие

12. Выход из класса

Ход урока

1. Вход в класс под звучание песни А. Розенбаума “Вальс-бостон”

2. Эмоционально-психологический настрой на урок

Учитель: Я рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

3. Приветствие звучит в ритме вальса

Учитель: Прозвенел звонок, начался урок.

Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

4. Беседа

  • Ребята, что необычного вы заметили сегодня в нашем приветствии?
  • Действительно, оно прозвучало в ритме вальса потому, что главным действующим лицом нашего урока станет ВАЛЬС.
  • Вы, наверное, обратили внимание на музыку, звучавшую при входе в класс, может, кто-то её узнал? (“Вальс-бостон” А.Розенбаум)
  • Кто из вас знает, что такое вальс-бостон? А что вы знаете просто о вальсе?

Вальс – парный трёхдольный танец.

Вальс-бостон – разновидность медленного вальса. Возник в США (название происходит от города Бостон). Для этого танца характерна пауза в аккомпанементе на 3 доле каждого такта.

5. Работа в группах, составление кластера (паутинки)

Сегодня мне хотелось бы помочь вам узнать о вальсе как можно больше. И предлагаю следующее задание: “Прочтите текст, и выделите в нём главные мысли или опорные слова, а затем мы вместе построим схему-ответ на вопрос – что такое вальс?”

6. Чтение рассказа Нарсисо Серрадора “Раз, два, три” (в сокращении)

А теперь садитесь поудобнее, я хочу рассказать вам одну удивительную фантастическую историю.

…На борту космического корабля, в конференц зале, вновь собрались трипиты. В который раз возобновили они спор о том, как можно цивилизовать отсталых существ, населяющих планету Земля. Каким способом передать землянам чувство троичности, положенное в основу всей трипитской цивилизации. Наконец они решили, что один из них спустится на планету и телепатически внушит молодой, ещё не сложившейся особи основы троичности.

Миссия была возложена на молодого и отважного трипита Триля. Спустившись на землю, он обходил дом за домом, и, наконец, нашёл. “Прекрасно, - подумал Триль, - над ним-то я и поработаю”. И он надолго обосновался в жилище молодого землянина. Днём он прятался в футляре старинных стенных часов, а ночью, устроившись на подушке рядом с головой землянина, Триль телепатически передавал.

Если хочешь в мире преуспеть,
Раз и навсегда ты для себя заметь:
Раз, два, три! Раз, два, три!
Просто и ясно яснее нельзя,
Если запомнишь – прославишь себя!

И в конце концов Триль своего добился. В одно прекрасное утро, молодая особь проснулась, и её мозг пронзила мысль, новая и гениально простая: “Раз, два, три!”

“Изумительно! – сказал он себе, - подумать только 1, 2, 3. Да это весь мир перевернёт. Это важнее чем изобретение колеса! И как просто! Этой формуле я посвящу свою жизнь!” Так он и сделал.

Триль, вернувшись на борт корабля, сообщил о результатах миссии.

- Неудача, полнейшая неудача!

- Так тебе удалось внушить землянину нашу троичную систему!

- Да, он стал распространять её по всему миру, и прославился на всей Земле!

- Почему же ты говоришь, что наш план потерпел неудачу!

- Увы, земляне безумны, они не использовали троичность для обновления архитектуры, создания новой математики, или вообще чего-нибудь дельного.

- Так для чего же?

- Просмотрите сами.

На экране трипиты увидели площадь и толпы землян на ней.

- Смотрите, они становятся в пары, причём с особями другого пола. Сейчас они начнут практически применять нашу систему, это единственное до чего они додумались! Смотрите, они начали кружиться! Они безумны, поверьте мне. Понурив голову, трипиты решили, что им лучше покинуть эту нелепую планету.

А между тем, в столице одной из самых больших земных империй, на площади перед дворцом, толпа распалась на сотни пар, которые кружились и кружились. Никогда ещё Вена так не веселилась, никогда вальс не танцевали так хорошо, и оркестр никогда не играл с большим блеском, чем тогда, когда им дирижировал Иоганн Штраус.

7. Обсуждение рассказа

  • Вам понравился рассказ? Чем он вас заинтересовал?
  • В каком городе жила молодая особь, которой Триль внушал троичную систему? ВЕНА
  • О каком композиторе шла речь в рассказе? И. ШТРАУС

8. Просмотр фрагмента из оперетты “Летучая мышь”

На следующих уроках мы с вами немного ближе познакомимся с семейством Штраусов, а сейчас давайте посмотрим небольшой фрагмент из оперетты “Летучая мышь”, автором музыки которой является И. Штраус.

Встречались ли мы раньше с понятием оперетта? Нет, мы говорили только об опере. Однако эти понятия родственные.

  • Что такое опера? (Музыкально-сценическое произведение, содержание которого передаётся пением)

Посмотрев фрагмент оперетты, попробуйте в группе создать своё определение понятия оперетта, выступив в воли составителей музыкального словаря.

Оперетта (музыкальная комедия) - музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами.

9. Знакомство с песней Э. Колмановского “Вальс о вальсе”

  • И. Штраус вознёс в своём творчестве вальс на вершину муз.искусства в 19 веке. А сегодня люди вспоминают вальс или он забыт навсегда?
  • Можно о вальсе сказать, что он стар и молод одновременно? Почему?

Ответ нам подскажет песня Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко “Вальс о вальсе”, давайте её послушаем.

Слушание

Беседа о содержании песни

  • Поделитесь вашими впечатлениями о прослушанной музыке
  • С чем можно сравнить мелодию этого вальса
  • Какие образы и картины возникали у вас перед глазами

Разучивание

Исполнение

10. Исполнение вальса под песню “Карагандинский вальс”

На уроках хореографии вы знакомились с некоторыми движениями вальса. Давайте их назовём и вспомним: вальсовый шаг или дорожка, балансе, качели, поворот. Молодцы, у вас очень хорошо получается. Я предлагаю вам показать все эти движения в небольшой вальсовой композиции.

11. Подведение итогов – пятистишие

Вот и заканчивается наш урок. Что нового вы сегодня узнали о вальсе?

Предлагаю закончить наш урок минуткой творчества. Посвятим вальсу несколько строк и сочиним пятистишие под названием “Ах, этот вальс…”

  1. Название “Ах, этот вальс…”
  2. Два прилагательных (вальс какой?)
  3. Три глагола
  4. Фраза, состоящая из четырёх слов, которой вы выражаете своё отношение к вальсу.
  5. Одно слово, ваша ассоциация к слову вальс.

(По законам в пятистишиях рифма не нужна)

Один из вариантов пятистишия, придуманного ребятами

  1. Ах, этот вальс…
  2. Красивый и любимый.
  3. Волнует, кружит и несёт.
  4. Он будет вечно молодым.
  5. Радость.

12. Выход из класса под звучание одного из вальсов, прозвучавших на уроке (по желанию ребят).