Урок русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать представление о родственных словах, корне слова, об однокоренных словах.
  2. Учить подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах.
  3. Различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
  4. Развивать память, внимание, умение работать в парах.
  5. Воспитывать наблюдательность, умение любоваться природой.

Оборудование:

Иллюстрации леса, обитателей леса, таблица – опора «Состав слова», аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Март», сказка «Текст - поучалка», раздаточный материал, карточки (-ход-, -лёт-, -сад-), учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык 2 кл.».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года. Март»

- Когда вы слушали музыку, что представляли?

Какие краски используют художники, когда пишут свои картины?

Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке красиво пройтись!

Мы с вами отправляемся в путешествие по лесной тропинке и постараемся, чтобы оно было ярким, запоминающимся не только нам, но и нашим гостям.

II. Минута чистописания.

кл ояо гт уыа млб еи

- На какие две группы можно разделить данные сочетания букв?

- Сначала выписываем буквы, которые обозначают согласные звуки, затем буквы, которые обозначают гласные звуки.

  • Л..сной;
  • цв..ты;
  • д..ревья;
  • тр..пинка.

- Прочитайте слова. Какое будет лишнее? Почему? (Лесной, так как оно обозначает признак предмета, является именем прилагательным.) (У доски работает ученик)

- Спишите все слова, вставьте орфограммы.

- В какой части слова пропущены буквы, на какое правило? (Безударная гласная в корне слова. Учащиеся проговаривают правило.)

- В словах выделите корень.

Вывод: как определить корень?

По тропинке мы шагаем и задания выполняем.

Р..бята ш..гают в лес по л..сной тр..пинке. (У доски работает ученик.)

- Прочитайте предложение, спишите, вставляя пропущенные буквы.

- Выполните грамматический разбор предложения.

Вывод: как определить часть речи у слова?

- Назовите в предложении слова схожие между собой. (Лес, лесной.)

- Как называются такие слова?

- Над какой темой мы будем продолжать работать? (Корень. Однокоренные слова.)

- А вот и опушка леса, и что мы видим, ребята?

Обучающиеся вместе с учителем читают надпись «Царство однокоренных слов».

III. Работа по теме урока.

1. Работа в парах.

- У вас на партах лежат листы, где изображены растения и напечатан текст.

(См. приложения к урок, рисунок 1.)

- Прочитайте текст. Продумайте ответ на вопрос, который напечатан в конце текста.

- Есть ли в этом тексте однокоренные слова?

- Назовите их.

- А какое слово не назвали? Почему? (Гусеница, у этого слова другое значение.)

Обучающиеся доказывают свою точку зрения.

- Взгляните на иллюстрации. Что может быть общего между растениями и данными однокоренными словами: Гусь, Гусыня, Гусята? (Корень.)

2. Учитель читает «Текст – поучалка» (Методическая книга «Учим русский с увлечением»).

Вывод: о корне.

Солнце светит. Ну и жара! Нам отдохнуть, ребята, пора!

IV. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Учащиеся выполняют упражнения.

- В физминутке есть однокоренные слова? Какие? Докажите, что ветер и ветерок являются однокоренными словами. (Рассуждения детей).

- Сейчас проверим, как вы умеете образовывать однокоренные слова.

V. Самостоятельная работа по рядам.

- На доске вы видите карточки: - ход-, -лёт-, -сад-.

1-й ряд образует однокоренные слова с корнем – ход-.

2-й ряд образует однокоренные слова – лёт-.

3-й ряд образует однокоренные слова с корнем – сад-.

На работу отводится 5 – 7 минут.

Проверка.

Вывод: какие слова называются однокоренными?

VI. Работа по учебнику.

  • Старичок – лесовичок приготовил для вас задание на странице 65.
  • Прочитайте задание.
  • Учащиеся 1 ряда выписывают слова однокоренные слову глазок.
  • Учащиеся 2 ряда выписывают слова однокоренные слову болеть.
  • Учащиеся 3 ряда выписывают слову однокоренные слову зубок.
  • Выделить корень в однокоренных словах.

Проверка.

Вывод: что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

- Молодцы! Отлично справились с заданием!

VII. Итог урока.

- Чтобы выйти из леса нам необходимо выяснить, являются ли данные слова однокоренными.

Учащиеся читают пары слов, записанных на доске.

Бабочка – мотылек.

Блестеть – сверкать.

Ветер – вихрь, ураган.

Луг – лужайка, поляна.

- Можно ли назвать данные слова однокоренными?

- Почему нет?

- Что общего у этих пар? (Рассуждения детей).

- Как можно назвать эти слова? (Синонимы).

- Понравился ли вам урок?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Что нового вы узнали?

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Страница 64 – 65, правило.