Урок литературы в 5-м классе "Поэзия — прекрасная страна"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Одна из важнейших задач уроков литературы – знакомство с теорией литературы;
  • Литературоведческие знания, так необходимы в старших классах, начинаю преподавать с пятого класса;
  • Дать понятия “рифма” и “ритм”, уметь применять их на практике в практической деятельности.

Эпиграф урока:

“Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова…” (С.Я. Маршак)

Оборудование:

  • Тексты для работы по анализу литературного произведения (А.С.Пушкина, Д.Мамина – Сибиряка);
  • Репродукции пейзажей Левитана;
  • Музыкальное сопровождение урока – “Времена года” (зима) П.И.Чайковского;
  • Иллюстрации цветов: ландыш и роза;
  • Колокольчики.

Ход урока

Вступительное слова о целях и задачах урока.

1. Ребята, тема нашего урока не совсем обычная: мы будем не просто анализировать литературные произведения, а познакомимся с такими терминами как “ритм” и “рифма”. Попробуем сами сочинить небольшое четверостишие.

2. Предлагаю вам для сравнения прочитать два текста: А.С.Пушкина и Д.Н.Мамина – Сибиряка (см. приложения). Определите тему прочитанных текстов (зима) и ответьте на вопросы:

  • Что общего в приведённых отрывках? (настроение)
  • Каким настроением они проникнуты? (бодрым, радостным. “ Рады мы проказам матушки – зимы”, “Да, чудно, хорошо было кругом”).

3. Стихи и рисунки детей о зиме – домашнее задание

  • Определите тему и настроение прочитанных вами текстов и нарисованных иллюстраций.
  • В чём разница между текстами А.С.Пушкина и Д.Н.Мамина - Сибиряка? (один – прозаический, другой – стихотворный).

4. Обращение к определениям “ритм”, “рифма”. Всё можно выразить прозой, тогда для чего нужны стихи? (Для красоты! Хорошо, когда человек понимает красоту цветов музыки, живописи, поэзии).

5. Анализ стихотворения Н.Матвеевой “Кораблик”.

(Представим то, о чём говорится в стихотворении и чтобы вы нарисовали, представив эту картину.)

Дети рисуют акварелью маленький весёлый кораблик в море.

  • Какие бы краски вы использовали и почему? (светлые, яркие, потому что таково настроение этого стихотворения). Рассмотрим ваши рисунки и выберем самый удачный, раскрывающий содержание стихотворения.
  • Почему вы выбрали именно этот рисунок? Обоснуйте свой выбор.
  • Каким изображается кораблик в стихотворении? (весёлым и стройным, шумел парусами, не боялся нигде ничего, корчил рожи, всё записывал, всё проверял, о чём – то мечтал).
  • Каким фразеологизмом можно заменить строки: “всё, что видел, на мачты мотал”? (мотать на ус – запоминать).
  • Кого напоминают вулканы? (стариков. “Поводили седыми бровями”).

Такой литературный приём, когда неживые предметы, явление природы изображаётся в виде живых существ, называется олицетворением, (все определения, прозвучавшие на уроке, записываются в тетрадь).

Давайте вспомним раздел “Лексику”, где мы говорили о синонимических заменах. В стихотворение о встречи кораблика с другими кораблями попробуем заменить глагол “посудачат” синонимами, но так, чтобы ритм не изменился (потолкуют, поболтают).

  • Почему автор выбрал слово “посудачат”? Подумайте над лексическим значением этих слов:
  • судачить – разговаривать, занимаясь сплетнями;
  • болтать – незначительный разговор, о чём не следует;
  • толковать – разъяснять что – то, серьёзно говорить.
  • Прочитать последние строчки первого столбика.
  • Какое слово повторяется?
  • Какая мысль звучит в этом четверостишие? (“Сам”. Герой стихотворения в действии, в поиске, взрослеет, познаёт мир, хочет сам отвечать за свои поступки, за себя, за свою жизнь.)

Каждое произведение имеет эмоциональную окрашенность, взволнованность, задушевность. Лиризм – эмоциональная окрашенность, поэтическая взволнованность, задушевность.

6. Перейдём к другому автору – С.Я.Маршаку. Но сначала прислушайтесь, что это такое? (звонок-колокольчик). Догадались, о каком весеннем цветке пойдёт речь? Вы не раз видели ландыш. Опишите этот цветок. На что он похож? Послушаем, как его описывает С.Я.Маршак. (С.Я.Маршак “Ландыш”).

Какими словами рисует поэт ландыш? (Жемчужины, бубенчики, колокольчики весны, горький цветок. Ландыш сравнивается с ребёнком, рождённым природой).

7. Большую роль в стихотворении играют не только слова, но и звуки. (Стихотворение С.Маршака “Дождь”)

Стихотворение весёлое озорное.

Вслушайтесь в его звучание и определите, как сочетанием звуков, их повторением поэт передаёт грохот грома, стук дождевых капель.

“Дождь”…

(Сочетанием звуков “гр” передаёт грохот грома, повторение предлога “по” передаёт стук дождя).

Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов стали песнями, романсами. (звучит песня на стихи А.С.Пушкина, С.А.Есенина).

8. А.теперь попробуем сами сочинить. Мы читали стихотворение о ландыше, а вы сочините несколько строчек о розе. Трудно?

А вот в программу Лицея, где учился А.С.Пушкин, включали упражнения, как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: “Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами”.

“Господа” призадумались. Лишь один только Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:

  • Можно ли научиться писать стихи?

Посмотрим, как это делает герой сказки Носова Незнайка.

(Инсценирование отрывка из сказки).

Что ещё, чтобы получились хорошие стихи? (умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант).

Сегодняшний урок хочется закончить эпиграфом к уроку, словами С.Я.Маршака из статьи “О талантливом читателе”. (1 страница)

9. Итог урока:

1. Чему вас научил сегодняшний урок? (видеть прекрасное в простом слове, мы прикоснулись к красоте живописи, сами ощутили трудность писательского труда).

2. Что нового узнали на этом уроке? (что не любая рифмовка может стать искусством слова, нужен долгий кропотливый труд, нужен талант, мастерство, нужно уметь чувство- вать и понимать слово, а для всего этого нужно больше читать, развивать свою речь.

Приложение.