Уроки литературного чтения в 4-м классе по произведению А.Платонова "Неизвестный цветок" с применением мультимедийной презентации "Начальная школа XXI в."

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой, чтение и идейно-художественный анализ сказки – были;
  • формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
  • выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения;
  • подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, уметь видеть в нем не только хорошее, но и плохое; стремиться понять других людей и , если это необходимо, помочь им.

Оборудование урока: учебники и тетради, мультимедиапроектор, экран, музыка (романс Шостаковича из кинофильма “Овод” в исполнении скрипачей Большого театра), магнитофон, книжная выставка ( цель выставки: показать детские произведения А.Платонова)

Ход урока

I 1.Вступительное слово учителя. (2 слайд презентации)

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель. Его детство, юность, творчество связано с Воронежем.

Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего было десять детей).

За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по -матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

( слайд 3,4)

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Прочитайте, как она называется.

- Прочитайте подзаголовок. Как вы понимаете это?

- В каком году было написано это произведение?

- Посмотрите на годы жизни.

Это произведение было написано незадолго до смерти писателя.

Сказку “Неизвестный цветок” писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено.

“Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца”.В. Чалмаев

2. Подготовка к восприятию сказки (слайд 5 “Давайте вспомним”).

Литературоведческие термины.

  • Псевдоним - вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имен.
  • Притча - старинное название поучительного рассказа.
  • Идея художественного произведения - главная мысль, к которой приводит автор своего читателя.

3. Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

( 3-6 абзацы читать в музыкальном сопровождении. Музыка к к/ф “Овод”)

- Почему у этого произведения такой подзаголовок?

4.Аналитическая работа по тексту (слайд 6,7,8,9).

1) На какие части вы бы разделили весь текст сказки?

2) На вопрос, "Какой была жизнь цветка на пустыре?" ответить можно по-разному.

- Он скучал, - скажет один.

- Ему было трудно, — возразит второй.

- Он страдал, - уточнит третий.

А как вы ответите на этот вопрос? Постарайтесь, чтобы ваш ответ был максимально точным. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

3) У любого цветка есть стебель, венчик, листья; любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца; многие цветы борются за свое существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?

4) Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка.

5) Автор так пишет о цветке: "Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды". Можно ли согласиться с А. Платоновым, сделавшим именно такое сравнение?

6) Как вы думаете, как соотносятся звезды с Землей и живущими на ней людьми?

7) Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?

8) Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми мнениями:

- Цветку было очень важно, во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек.

- Ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца. С каким из этих мнений согласитесь вы и почему?

9) Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?

10) Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку. А как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой? Поделитесь своим отношением друг с другом.

11) Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?

Вывод: Можно, оказывается, делать и такие открытия: открывать новую, не знакомую тебе ранее жизнь, новое существо. Жизнь такого существа может протекать совершенно незаметно для тебя, но это не значит, что ее нет, что она неинтересна, что она легка и в ней нет проблем. Любое живущее на Земле существо заслуживает и уважения, и того, чтобы оно было понято другим существом.

5. Домашнее задание: напишите о каком - нибудь маленьком, но очень важном для вас открытии, которые вы совершили в своей жизни, перечитай- те сказку.

II. “Зовущий голос неизвестной жизни”

1.Проверка домашнего задания.

2.Аналитическая работа по тексту (слайды 10,11,12,13)

1) Скажите, ребята, задумывались ли вы над тем, какие условия необходимы для того, чтобы совершилось открытие? Конечно же, должно быть что-то неизвестное, незнакомое. Но разве этого достаточно?..

Должен быть и тот, кто делает открытие, "первооткрыватель". Любой ли человек может быть первооткрывателем - вот тот вопрос, вариант ответа на который предлагает нам А. Платонов в своей сказке. Постараемся понять позицию писателя и подумать о своем отношении к ней.

Найдите в тексте сказки ту часть, в которой говорится о встрече девочки Даши с незнакомым цветком.

2) Почему Даша оказалась около пустыря?

3) В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы грустное настроение Даши.

4) Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание?

5) Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке?

6) Цветок, по сказке, умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?

7) Подтвердите или опровергните два ответа на вопрос: "Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?"

8) Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше?

9) Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному. В чем проявилось сострадание Даши?

10) Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая "открытие" маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то, что никто до нее не замечал?

Вывод: Поступок Даши - это деятельное сострадание, то, что дает человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.

III. “Такой же, только ещё сильнее” (слайды 14,15).

Аналитическая беседа.

  1. Дали ли результаты усилия детей?
  2. Почему же Даше стало грустно?
  3. Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?
  4. Писатель не случайно "вырастил" сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете?
  5. Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось?
  6. Какое чувство вызывает этот новый цветок у писателя, у Даши, у вас?
  7. Что является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле?
  8. Что значит "понять"?
  9. Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?
  10. Как вы оцените в другом человеке и в себе такое качество, как умение понять другого?

И еще. Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.

Домашнее задание: (Слайд 16)

  • Подобрать отрывок из сказки, нарисовать к нему иллюстрацию, дать ей название.
  • Выучить отрывок наизусть.
  • Подготовить пересказ понравившегося отрывка.
  • Выполните одно задание на выбор.

Вывод: В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи.  Я уверена: каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов